Прошедшее 26 августа очередное заседание Трёхсторонней контактной группы в Минске украинские СМИ называют «прорывом». Хотя весь прорыв заключается в том, что Киев предложил с 1 сентября сделать то, что был обязан выполнить ещё в феврале 2015 года. А именно – прекратить огонь на линии соприкосновения в Донбассе.
***
Собственно, такая привязка к круглой дате весьма напоминает обещание запойного алкоголика бросить пить с понедельника или пресловутое выполнение пятилетнего плана к очередному юбилею. Почему именно с 1 сентября, а не с 0:00 27 августа? Неужели в век информационных технологий требуется целых пять суток, чтобы донести приказ верховного главнокомандующего до командира каждого подразделения о том, что нельзя обстреливать противника хотя бы из тяжёлого оружия? И предупредить, что за неисполнение этого приказа и подчинённые нерадивого офицера, и он сам пойдут под трибунал.
Разумеется, это можно сделать буквально за несколько часов. Ну хорошо, за сутки – 100%! Проблема, однако, в том, что многие карательные «добровольческие» подразделения категорически откажутся исполнять этот приказ хоть с 27 августа, хоть с 1 сентября. Поскольку шли они на войну совсем не ради того, чтобы скучать по ночам, когда наблюдатели ОБСЕ отдыхают от исполнения своих обязанностей по фиксации нарушений соглашения о прекращении огня, действующего с февраля 2015-го.
Увы, но это именно так: буквально каждую ночь, когда члены миссии спят, Донецк, Горловка, Ясиноватая и многие другие населённые пункты Донбасса сотрясают взрывы украинских снарядов. Каждую ночь жители этих городов сообщают в сетях, подчас даже с мужественным юмором: «152-мм по азотному», «Уже четверо раненых мирных! Женщина на Октябре, осколочное в ногу, и трое в Зайцево, все тяжёлые», «21:30. Прилёты на территории шахты Трудовская», «Грёбаный будильник 152 калибра!», «Ну, понеслось как обычно, а то – что за дурную моду взяли, до 3-4 ночи ждать. Вот 19:45 – солидные приходы слышу, миллиметров по 152», «Ффффух, 3:20 забухало... Можно спокойно идти спать – ни хрена страшного не замыслили».
Ни для кого давно не секрет, что официальный Киев не контролирует боевиков из батальонов, сформированных из неонацистов. Ополченцы ДНР и ЛНР даже вывели чёткое правило: с тех территорий, где стоят подразделения ВСУ, обстрелы производятся довольно редко. Зато если прошла ротация состава в карбатах, следует ждать усиления огня по позициям армии Новороссии и жилым кварталам.
***
Но вернёмся к дате 1 сентября. Чем она продиктована в качестве начала нового перемирия? Дело в том, что 4-5 сентября в китайском Ханчжоу пройдёт саммит «большой двадцатки», в рамках которого была запланирована встреча «нормандской четвёрки» по вопросу Украины. Однако после перехвата украинских диверсионных групп, направленных для проведения террористических актов в Крыму, российский президент категорически отказался встречаться с П. Порошенко на саммите. Мало того, он не отвечает и на телефонные звонки из Киева, а руководство КНР не пригласило украинского руководителя на мероприятие.
Но и Б. Обама, и А. Меркель, и Ф. Олланд при обсуждении украинских вопросов хотят хотя бы сделать вид, что от Украины что-то зависит. И надеются побудить В. Путина изменить свое решение видимостью того, что Киев «исправляется», рассчитывая на то, что Порошенко сумеет хотя бы три-четыре дня перед саммитом удержать карателей от обстрелов. Большего ожидать не стоит, но западным лидерам этого и не требуется.
Косвенным подтверждением сказанного может служить сообщение об отводе из Мариуполя печально известного батальона «Азов», за время противостояния превратившего в руины расположенное на нейтральной территории село Широкино. Причём это событие совпало с визитом в город командующего Сухопутными войсками США генерала Ф. Ходжеса.
Но поскольку «просто так» каратели не согласятся не стрелять несколько дней, им позволили «оторваться» в последние дни августа. Отсюда и массированные обстрелы, число которых ежесуточно исчисляется многими сотнями, территорий ДНР и ЛНР из крупнокалиберного оружия, которого в принципе не должно быть вблизи линии разграничения. Им разрешили «побаловаться» тем самым оружием, которое, как и обещал Порошенко, с парада в честь Дня независимости было отправлено в зону боевых действий. Его прибытие к линии фронта уже зафиксировано разведкой ДНР, и, судя по резкому увеличению калибра рвущихся в городах Донбасса снарядов, парадные «Гвоздики», «Акации», «Гиацинты» и «Пионы» вовсе не простаивают без дела.
***
Ещё одним последствием «прорывного» заседания Контактной группы, состоявшегося 26 августа, стало освобождение из секретной харьковской тюрьмы СБУ 13 заключённых. Правда, ему предшествовало неожиданное заявление министра иностранных дел Германии о том, что Минские соглашения не исполняются Украиной, а вслед за Ф.-В. Штайнмайером представители украинской стороны в Минске принялись уверять, что согласны на компромиссы ради освобождения 107 «заложников», находящихся в плену Д/ЛНР.
Процесс обмена пленными был заморожен почти год назад, когда украинская сторона поняла, какой ущерб её имиджу наносят рассказы освобождаемых из украинских тюрем о зверских пытках и избиениях, которым люди подвергались со стороны сотрудников СБУ и боевиков карательных батальонов. Как рассказывает один из освобожденных, «били каждый день. И сами сотрудники дубинкой работали, и приходившие правосеки и батальонники кулаками и кастетами охаживали. Просто били, не задавая вопросов».
Мощнейший международный скандал вызвал отказ главы СБУ допустить в тюрьмы, которых, согласно отчётам его предшественников, «не существует» уже больше десятилетия, представителей ООН. Под международным давлением он вынужден был дать согласие на новую инспекцию, назначенную как раз на начало сентября. Но, как считают эксперты, в освобождении людей из харьковской тюрьмы СБУ, где, по их оценкам, «неучтённо» содержатся сотни просто исчезнувших людей, заслуга принадлежит международным организациям Human Rights Watch и Amnesty International. Из 18 человек, на которых поданы документы сотрудниками этих организаций, 13 освобождено, а пятеро, в том числе двое граждан России, всё ещё находятся в заключении. Три человека – уже 17 месяцев. «Сотрудники СБУ вывозили их из Харькова в бронированном микроавтобусе. Некоторых высаживали на окраине Краматорска (примерно в 170 км юго-восточнее Харькова), других – на окраине Дружковки (ещё 15 км южнее). При этом им возвращали паспорта и выдавали от 50 до 200 гривен «на дорогу». Освобождаемым говорили, что они должны молчать о пережитом, грозя в противном случае самыми серьёзными последствиями», – сообщает HRW.
Столь решительный шаг, принять который Киев не мог без давления своих кукловодов, тем не менее демонстрирует не только его «добрую волю». «Это значит, что, как минимум, вся вертикаль спецслужбы от оперативных работников, проводивших незаконные аресты и доставлявших людей в тайные тюрьмы, персонала этих тюрем и до высших руководителей СБУ повинна в уголовных преступлениях. В частности, в преступлении против человечности, преследование за которое не ограничивается ни по времени, ни территориально», – считает политолог Р. Ищенко.
***
Третьим важным событием заседания Контактной группы, едва не сорвавшим переговорный процесс, стало требование украинской стороны создать пятую по счёту подгруппу, которая занялась бы вопросом возобновления украинского контроля над границей непризнанных республик с Российской Федерацией.
О порядке реализации положений «Минска-2» написано уже немало. Поэтому нет смысла подробно рассказывать, как всё должно происходить. Если же кратко, то процесс восстановления контроля над границей должен начаться после выборов в Д/ЛНР, которые могут быть проведены только после принятия Украиной конституционных и законодательных изменений, касающихся постоянного особого статуса региона, и тотальной амнистии для всех, участвовавших в произошедших событиях. Киев же, вопреки резолюции Совета Безопасности ООН, настаивает на начале исполнении Минских соглашений «с конца», с восстановления контроля над границами, после чего обещает когда-нибудь заняться прочими пунктами «Минска». А может быть, и не заниматься этим совсем.
Разумеется эта инициатива не нашла поддержки у представителей республик и России, поскольку ставит под удар миллионы жителей региона, которым уже не единожды были обещаны разными представителями нынешней украинской власти и концлагеря, и тюрьмы, и принудительное переселение, и насильственный отъём детей.
***
Создание хорошей мины при плохой игре и объявление поражений победами стало «национальной забавой» украинских властей и жёстко контролируемых ими СМИ. После того как переходом к террористической деятельности на российской территории украинские власти поставили себя на одну доску с ИГИЛ, российская сторона заняла жёсткую позицию в отношении минских переговоров. И, похоже, не собирается закрывать глаза на срыв договорённостей Киевом, чем напугала и Вашингтон, и Брюссель, и Берлин с Парижем. А поскольку альтернативой Минску может быть лишь возобновление полномасштабных военных действий в Донбассе, чреватых новыми военными поражениями Украины и крахом её власти, зарубежные кураторы Порошенко заставляют его идти на уступки. Хотя бы на время, предшествующее саммиту G-20, чтобы у лидеров США и ведущих государств Евросоюза появились основания для уговоров России не выходить из минского процесса.
Но одно дело «замазать глаза» видимой покладистостью «президента мира», как называет себя Порошенко, чтобы получить козыри в дипломатической игре с Россией, и совсем иное – добиться от этого, на самом деле кровавого «президента» реального исполнения достигнутых договорённостей.