Сближение Белоруссии с ЕС – как раз тот случай, когда надо семь раз отмерить - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 06.11.2024 |

Сближение Белоруссии с ЕС – как раз тот случай, когда надо семь раз отмерить

Отношения Белоруссии и Европейского союза долгие годы не отличались разнообразием. Начиная с середины 1990-х и до последнего времени официальный Минск оставался под постоянными санкциями со стороны ЕС, хотя экономические связи продолжали существовать и развиваться. Однако в последнее время белорусская сторона стала все больше уделять внимание нормализации своих отношений со странами Запада, надеясь решить таким образом свои экономические проблемы. Другое дело, удастся ли руководству республики, которое ради европейских кредитов и финансовой помощи готово пойти на серьезные уступки Брюсселю и даже Вашингтону, снять эти проблемы.

За последние несколько месяцев МИД во главе с Владимиром Макеем сделал ряд заявлений, которые напрямую характеризуют новую внешнеполитическую стратегию белорусского руководства. Одним из последних шагов белорусов навстречу ЕС стало участие главы МИД РБ в неформальной встрече министров иностранных дел стран – членов Европейского союза и стран-участниц инициативы ЕС «Восточное партнерство» (ВП), которая в начале сентября состоялась в Братиславе по инициативе Словакии (председательствует в Совете ЕС). Во время встречи В. Макей старался убедить европейских партнеров в том, что его страна полностью готова начать совершенно новый этап двухстороннего сотрудничества.

Так, было заявлено, что сторонам необходимо использовать программу «Восточного партнерства» в качестве некого рамочного инструмента развития взаимодействия стран-партнеров ВП с Евросоюзом. И это несмотря на то, что сама по себе программа ВП уже давно доказала свою неэффективность, а в России ее и вовсе считают одним из инструментов антироссийской политики в регионе. Однако, по всей видимости, в Минске предпочли не обращать внимания на мнение своего союзника и готовы начать свое участие в ВП с чистого листа, в том числе и для того, чтобы «расширить конструктивный диалог и взаимовыгодное сотрудничество Белоруссии с Евросоюзом, включая начало переговоров по базовому соглашению между Белоруссией и ЕС».

К сожалению, не первый раз белорусы в открытую говорят о необходимости более глубокого сотрудничества с ЕС, которое, как известно, невозможно без определенных политических уступок, в том числе в ущерб отношениям с Россией. Понимают ли это в Минске? По всей видимости, да. И, несмотря на это, все равно продолжают упорно, как и их украинские «друзья» (а Минск постоянно подчеркивает «особые отношения» с Киевом), стремиться в европейскую ловушку.

Чего же ждут сегодня от Запада в Минске? Формально – улучшения торгово-экономических отношений и подписания соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) с ЕС. Именно такими договорами регулируются отношения Брюсселя со всеми постсоветскими странами, кроме Белоруссии, Туркменистана и теми, кто уже подписал соглашения об ассоциации (те же Украина, Молдавия) и членстве. Необходимо отметить, что данный документ формально уже был подписан еще два десятилетия назад и включал в себя поступательное движение к зоне свободной торговли, смягчение визового режима для официальных лиц и бизнесменов, взаимное признание дипломов об образовании и т.п. По своей сути соглашение лишь описывало общие рамки взаимодействия ЕС со страной-партнером во всех областях (от политического диалога и вопросов безопасности до режима торговли) и предполагало меньшее сближение, чем договоры об ассоциации и зоне свободной торговли.

В середине 1990-х годов, подписывая данный документ, Александр Лукашенко заявлял, что его страна сделала «первый важный шаг в направлении к главной цели – вступлению в Европейский союз». Однако после референдума 1996 года дело о ратификации данного соглашения застопорилось, а в 1997 году Совет ЕС и вовсе решил свести к минимуму контакты с Белоруссией и заблокировал процесс вступления СПС в силу. И такая ситуация сохранилась до последнего времени, еще в ноябре прошлого года глава представительства ЕС в Белоруссии Андреа Викторин заявляла, что пока о заключении базового соглашения с Минском говорить рано.

Несмотря на это, белорусское руководство сегодня считает, что условия для перехода на новый этап сотрудничества с ЕС полностью созрели. На чем основывается такая уверенность, известно только белорусским чиновникам – до сих пор со стороны Евросоюза не слышно ничего, кроме расплывчатых обещаний и условий как политического, так и экономического характера, которые Минск должен выполнить, если желает, чтобы процесс пошел дальше.

Справедливости ради скажем, что в желании белорусов улучшить отношения с ЕС нет ничего предосудительного. Стремление сотрудничать с различными центрами притяжения для страны, которая исповедует так называемую многовекторную политику, понятно. Тем более что в Минске оправдывают свое стремление в том числе и тем, что Россия, даже при всех ее нынешних противоречиях с Западом, имеет куда большие связи с ЕС, чем Белоруссия, и отнюдь не против нормализации отношений между двумя сторонами.

Однако необходимо учитывать, что, в отличие от Евразийского экономического союза и России, ЕС ничего толком Белоруссии пока не предложил. Формально Минск может рассчитывать на доступ к европейскому рынку своих облигаций, приход в республику Европейского инвестиционного банка, возможность финансирования Европейским банком реконструкции и развития проектов государственных организаций и предприятий, а также поддержку со стороны ЕС в вопросе вступления Белоруссии во Всемирную торговую организацию. И это, в принципе, все. Доступ на европейский рынок белорусской продукции, кроме продуктов нефтепереработки и калийных удобрений, будет невозможен не только по причине жесткой сертификации в ЕС и несоответствия ей товаров из Белоруссии, но и низкой их конкурентоспособности.

Чтобы понять всю иллюзорность европейских обещаний, достаточно взглянуть на Украину, которой обещали открытие рынка ЕС. По факту же оказалось, что соглашение об ассоциации не принесло ожидаемого эффекта из-за существующих квот на украинские товары, которые имеют особенность быстро заканчиваться. Например, уже зимой и весной Украина исчерпала годовые квоты на поставки в Евросоюз сахара, ячменной крупы, муки, меда, сока, кукурузы и т.п. По состоянию на конец июля были полностью использованы девять тарифных квот на сельхозпродукцию, то есть на то, что массово производится в стране и имеет стратегическое значение для украинской экономики, которая из-за политики киевских властей практически потеряла российский рынок сбыта. Это уже привело к тому, что украинские производители терпят колоссальные убытки, а перспективы решения данных проблем не видно. И при этом Брюссель продолжает настаивать на сохранении антироссийской политики, кормя украинцев обещаниями о безвизовом пространстве и прочем светлом будущем.

К сожалению, украинский пример, насколько бы он ни был очевидным, нисколько не пугает официальный Минск, который в угоду политическим амбициям по-прежнему видит необходимым поддаваться на уловки Брюсселя. Более того, сегодня становится очевидно, что белорусское руководство перестало обращать внимание на то, что со стороны ЕС увеличиваются политические требования при сохранении жесткой позиции по реформированию местной экономики. Очередным подтверждением стало появление информации о том, что Еврокомиссия включила Белоруссию в список стран, имеющих право получать финансирование Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) под гарантии Евросоюза. Казалось бы, вот она реальная помощь ЕС. Однако на самом деле не все так просто. В реальности оказывается, что вступление данного соглашения в силу произойдет только через 20 дней, да и то при условии, что в Брюсселе убедятся в «политически» правильном поведении белорусов во время предстоящих в нынешнем месяце парламентских выборов.

Об этом заявляется абсолютно открыто: «С учетом политических событий в Белоруссии Евросоюз оказывает республике поддержку путем ослабления ограничений для ЕИБ на деятельность в Белоруссии… Комиссия считает, что общая экономическая, социальная, экологическая и политическая ситуация позволяет добавить Белоруссию к списку стран, которые имеют право на получение финансирования ЕИБ под гарантии Союза… политика Белоруссии в части верховенства права и прав человека, в частности, будет оставаться ключевым фактором для формирования будущей политики ЕС в отношении страны». Проще говоря, мы видим очередное обещание с расчетом на ответные шаги белорусского руководства по пути сближения с Евросоюзом на предложенных последним условиях.

И здесь для Еврокомиссии совершенно неважно, насколько это будет выгодно белорусам с точки зрения их национальных интересов. Важнее, что в республике будет продолжен процесс постепенного пересмотра ее внешнеполитических ориентиров. Но разве это неважно руководству самой Белоруссии? В конечном счете, начав с уступок Брюсселю в экономических вопросах, ему, так или иначе, придется решать вопросы и политического характера, что вполне может потрясти основы существующего режима.

Необходимо отметить, что в отличие от Брюсселя, ни Россия, ни органы Евразийского экономического союза не ставят перед белорусами никаких геополитических рамок и не заставляют выбирать, с кем республике стоит дружить, а с кем нет. Даже тот факт, что в Москве не потребовали от Минска присоединиться к продуктовому эмбарго, фактически открыв свой рынок для реэкспорта европейской продукции через Белоруссию к выгоде последней, говорит о многом. Более того, именно ЕАЭС, даже несмотря на то что за последний год товарооборот в его рамках сократился по большей части из-за антироссийских санкций и девальвации российского рубля, по-прежнему остается для белорусов практически единственным путем для восстановления экономики.

И дело здесь не только в том, что Белоруссия в ЕАЭС уже имеет практически свободный доступ к обширному рынку России и Казахстана (с 1 января 2015 года устранены около 80 барьеров, которые до того существовали и были идентифицированы), но и в том, что в рамках идущих сегодня на постсоветском пространстве интеграционных процессов белорусов никто не заставляет менять свою внутриполитическую систему, чего так настойчиво добиваются на Западе. К чему последнее может привести – прекрасно демонстрирует все та же Украина, где сегодня царят хаос и беззаконие на фоне полного обнищания населения.

Белоруссии, конечно, нет никакого смысла отказываться от экономического сотрудничества с ЕС, тем более что он все еще является вторым после России торговым партнером республики: более трети белорусского экспорта приходится на страны Евросоюза. Однако необходимо помнить, что в нынешней непростой геополитической ситуации и с учетом низкой конкурентоспособности белорусской продукции на европейском рынке делать ставку на Запад попросту глупо. Об этом говорит хотя бы тот факт, что с начала нынешнего года в общем объеме экспорта Белоруссии на долю стран ЕС приходится около 32% при прошлогодних 38%. В то же время экспорт в Россию только вырос – более 40%, или на 5% больше, чем в 2015-м, а на страны СНГ (без РФ) приходится почти 15% (11% в прошлом году).

Проще говоря, все попытки подружиться с ЕС, чтобы увеличить туда экспорт, так и не принесли Минску никаких дивидендов.

Поэтому кажется очевидным, что, для того, чтобы действительно завоевать достойное место на мировом рынке, белорусам необходимо не слушать «песни» еврочиновников, а активно проводить кооперацию с научно-производственными мощностями стран-участниц ЕАЭС. Именно там, а не на Западе, где никогда не потерпят новых конкурентов, сегодня открыты для Белоруссии все возможности.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2908
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика