Транзитная геополитика в Евразии: конкуренция всё заметнее - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 06.11.2024 |

Транзитная геополитика в Евразии: конкуренция всё заметнее

Конкуренция за международный грузотранзит в СНГ обостряется. С учетом геополитической ориентации ряда стран Содружества резонно предположить, что такая конкуренция нацелена на ослабление политико-экономических позиций России в ЕАЭС и СНГ в целом в пользу Запада, Турции и Китая. Преувеличение? Как бы не так.

В конце августа в Астане состоялось совещание железнодорожных администраций Казахстана, Азербайджана и Грузии с грузоотправителями, крупнейшими операторами и грузовыми компаниями. Обсуждались вопросы тарифной политики в евроазиатском транзите и во внешнеторговых перевозках этих стран. Напомним в этой связи, что еще в конце 2015-го был введен в действие – в обход РФ – новый транзитный коридор из Китая через те же страны с выходами к портам Грузии и Турции. А ведь Казахстан участвует в ЕАЭС. Похоже, страны Евразийского союза так до сих пор и не договорились о согласованной политике в упомянутых секторах, потому Астана решила сблизиться по этим вопросам с другими странами СНГ, а также Турцией и Китаем.

Так или иначе, Казахстан с Азербайджаном и Грузией планируют к концу 2016-го – весне 2017-го синхронно снизить на 15-25% тарифные ставки на взаимные и транзитные перевозки металлопродукции, зерновых, нефтегазовой продукции, как и на контейнерные перевозки. «Мы готовы предложить хорошие условия для транспортировки экспортных и импортных товаров. К примеру, в конце нынешнего года мы открываем прямой переход через Грузинские железные дороги на Турцию (стальная магистраль Ахалкалаки – Карс. – Ред.). Таким образом, появится доступ к южным портам Турции, а также Северной Африки и других арабских стран», – заявил в Астане заместитель руководителя ЗАО «Азербайджанские железные дороги» Игбал Гусейнов.

Заметим, что большинство железнодорожных администраций стран экс-СССР сетуют, и не первый год, на высокий уровень перевозочных тарифов на железных дорогах РФ, на завышенный уровень ставок по обслуживанию судов в российских портах. К тому же при прежнем, мало конкурентоспособном уровне качества транспортного обслуживания в РФ. Это стало экономической первопричиной развития со второй половины 1990-х новых транзитных коридоров в обход России.

Вдобавок «перебои» со свободным доступом к транспортной инфраструктуре РФ косвенно влияют и на замедление темпов создания евроазиатского коридора Север – Юг (РФ – Азербайджан – Иран): уже который год ведется строительство соединительных железнодорожных линий в Иране и между Ираном и Азербайджаном общей протяженностью лишь около 200 км.

 Такие тренды, разумеется, поддерживаются Западом: государственные деятели и эксперты западных стран не единожды выступали за развитие международных артерий в обход РФ. И прежде всего в энергетической сфере. Достаточно напомнить в этой связи о введенном в действие на рубеже 1990–2000-х годов нефтепроводе Азербайджан – Грузия – Турция (Баку – Тбилиси – Джейхан); о последующем вводе в действие черноморско-балтийско-восточноевропейского контейнерного маршрута «Викинг» (Турция – Украина – Белоруссия – страны Балтии с ответвлениями в сопредельные страны Восточной Европы); о прозападном проекте Южного газового коридора (Туркменистан – Каспий – Азербайджан – Грузия – Турция – Балканы), к которому намечено подключить газ Ирана, Северного Ирака, израильского и кипрского шельфов в Средиземноморье.

Ослабление позиций России в международном грузотранзите было и остаётся одной из задач политики стран Запада в отношении РФ и всего экс-СССР. Во всяком случае, объем грузотранзитных перевозок через другие страны бывшего СССР увеличивается, и не первый год, быстрее, чем через Россию. А тем временем Китай становится в связи с созданием упомянутого коридора КНР–Турция едва ли не основным «центром» транзита грузов между Восточной, Юго-Восточной Европой, с одной стороны, и восточноазиатскими странами – с другой. Причем предстоящий ввод в действие стальной магистрали Турция–Грузия позволит создать сквозной маршрут между Восточной Азией и большинством стран Европы. И опять-таки – в обход России.

С учетом означенных экономических факторов немаловажное значение имеет и география грузотранзита в рамках ЕАЭС. Если грузы из Китая и других восточноазиатских стран-соседей (как и в обратном направлении) следуют через страны Союза, то они не смогут попасть в Европу вне железнодорожно-портовой системы России. Даже если резко понизить транспортные тарифы в Белоруссии, Казахстане, Киргизстане и Армении, всё равно главная перевозочная (в т. ч. портовая) сеть в ЕАЭС – именно в РФ, а здесь транзит отнюдь не дешевый. Так что и из этого обстоятельства проистекают – в обход РФ – и транзитные проекты, и новые действующие коридоры.

Имеются проблемы в ЕАЭС и с едиными рынками энергоносителей, а также трубопроводного транспорта. Они должны быть созданы к 2020-2025 годам, но согласится ли российская сторона увеличивать транзит газа или нефти из стран ЕАЭС/СНГ – конкурентов России по этим поставкам – ещё вопрос. Можно сказать, что иллюстрацией нестыковок такого рода является заявление в Минске в конце июля с. г. гендиректора «Белтопгаза» Леонида Рудинского: «Белоруссия готова покупать природный газ в Казахстане и Узбекистане: там он стоит дешевле, чем в России. И, если будет единый рынок (энергоносителей и трубопроводов. – Ред.), купил – и никаких проблем. А монополистом «Газпром» тогда будет только по транспортировке газа. Независимых производителей газа, помимо российского холдинга, на пространстве СНГ достаточно».

Но здесь у Белоруссии имеются разночтения и с позицией Казахстана, где, видимо, не настроены впускать сторонний газ в трубопроводную систему ЕАЭС. По заявлению казахстанского Минэнерго еще в конце июля 2015 г., «учитывая положения Договора о ЕАЭС, условия обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики, – поэтапно, после выполнения ряда мероприятий, предусматривается доступ только для удовлетворения потребностей государств ЕАЭС, т.е. без выхода в третьи страны».

 Так или иначе, существование упомянутых здесь и других проблем в сфере международного транзита в регионе ЕАЭС не может не способствовать созданию и развитию новых транзитных коридоров в обход РФ или даже всего пространства ЕАЭС. Что, в свою очередь, чревато существенными геополитическими издержками для всех стран этого блока, особенно для России.

________________________

Фото – http://anatoligreen.livejournal.com/734005.html

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
8876
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика