Как известно, проведение тематических ежегодных форумов межрегионального сотрудничества двух стран с участием глав государств стало традиционным, а сам формат мероприятий доказал свою эффективность. Речь на форуме в Астане, запланированном на начало октября, будет идти о достаточно серьезных вещах. Один только пример: как сказал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в Сочи 16 августа во время встречи с Владимиром Путиным, готовится очень много проектов, примерно на 25 млрд. долларов.
В настоящее время Казахстан является одним из главных торговых партнеров для многих субъектов РФ. Между регионами двух стран заключено порядка 300 соглашений, охватывающих разные области взаимодействия.
«Доля Казахстана во внешнем торговом обороте российских регионов варьируется от 12-15% на западе, например, с Астраханской областью, до 45% с Алтайским краем. В среднем 25-30%. Для казахстанских регионов – в районе 50-60%. На мой взгляд, это хороший уровень сотрудничества, по-моему, больше уже некуда. Российский импорт разве будет составлять 80-90%? Это в принципе невозможно», – разъясняет ситуацию представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане Марат Шибутов.
Действительно, в казахстанско-российском приграничье очень сильно взаимопроникновение необходимых сейчас инвестиций. При этом для них характерна положительная динамика. Правда, как отметил В. Путин на встрече с Н. Назарбаевым в Сочи, в связи с кризисными явлениями есть спад, заметный в валютном измерении. Но в физических объемах он составляет всего 7%. Российский президент привел данные о том, что российские инвестиции в казахстанскую экономику составляют 9 млрд. долларов. Казахстанские инвесторы также проинвестировали значительный объем средств в российскую экономику – около 3 млрд. долларов. Это достаточно неплохая цифра для Казахстана, если сравнить соотношение экономик двух стран. Казахстанский бизнес, который сегодня работает непосредственно в приграничье, не боится вкладывать деньги в Россию, поскольку владеет информацией о том, что там происходит. Яркий пример – казахстанская многоотраслевая агропромышленная группа компаний «Иволга-Холдинг», которая как раз вкладывала инвестиции в приграничные российские регионы.
«Фактически межрегиональное и приграничное сотрудничество между Казахстаном и Россией образует серьезную экономическую составляющую ЕАЭС, – считает директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев. – По большому счету в процессе евразийской интеграции много политики и мало экономики. Тогда как указанный формат межгосударственного взаимодействия дает многое именно по экономической линии. Причем максимальный акцент следует делать на развитие межрегионального сотрудничества, не требующего обязательного географического соприкосновения регионов двух стран».
В ходе дискуссии генеральный директор консалтинговой компании «Алмагест» Айдархан Кусаинов обратил внимание экспертов на ситуативный аспект сотрудничества. «Ситуация сейчас другая, в том числе в результате экономических изменений, произошла девальвация тенге, соответственно, относительное удешевление казахстанской рабочей силы, энергозатрат и т. д., – говорит он. – Сегодня наконец-то Казахстан становится более выгодным местом для реализации инвестиционных проектов. То есть налицо та самая логика, почему Казахстан выгоден в силу его малонаселенности. Он выгоден как удобная производственная площадка – заводы здесь, а рынок рядом. Но до недавнего времени валютные диспаритеты усложняли инвестиции в страну. Теперь образовалась стандартная экономически логичная модель с дешевым производством. И чтобы воспользоваться ее потенциалом, важно в Казахстане сделать больший акцент на развитие региональной политики».
Напомним, что во время встречи в Сочи Н. Назарбаев попросил своего российского коллегу, чтобы в XIII форуме приграничного сотрудничества в Астане, кроме приграничных регионов, приняли участие также Москва, Санкт-Петербург и области восточной России. Кстати, юбилейный X, а также XII форумы прошли не в центрах приграничных к Казахстану регионов, а в Екатеринбурге и Сочи соответственно. Все это как раз свидетельствует о том, что идет расширение формата сотрудничества от приграничного к межрегиональному.
При этом главный редактор делового журнала «Эксперт – Казахстан» Сергей Домнин подчеркнул, что основа структуры межпроизводственных связей, которая возникла в 70-80 годы и еще немного в 90-е между Россией и Казахстаном, тогда еще РСФСР и КазССР, до сих пор задает тон в отношениях как между странами, так и между их регионами. «В этом мы не сильно ошибемся, если проанализируем товарооборот по приграничным областям, потому что большая его часть приходится именно на них, – отметил С. Домнин. – Торговое сотрудничество РК и РФ идет за счет крупных компаний, и вес регионов как акторов в этих процессах не стоит переоценивать. Все проекты развиваются в приграничных областях, где-то производство стоит и экспорт налажен, где-то идет кооперация. При этом основные вопросы решаются на высшем уровне. Именно поэтому в межрегиональных форумах участвуют президенты. Если присмотреться хорошо, то можно увидеть, что соглашения, меморандумы, другие документы – они подписываются между крупными компаниями. То, что у нас ставится в контекст межрегиональных отношений, на самом деле в основном проходит в контексте отношений власти одной страны и инвесторов из другой».
«Что касается старых советских связей, – включился в разговор политолог М. Шибутов, – то, допустим, Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение в Казахстане и российский Магнитогорский металлургический комбинат действуют и сотрудничают. Просто зависимы от текущей экономической конъюнктуры, от той же цены на экибастузский уголь. Программа замены связей с Казахстаном для уральских заводов – это российский проект «Урал-промышленный, Урал-полярный», он долгое время терпел убытки, а затем был переименован в «Корпорацию развития». Поэтому я бы сказал, что за имеющиеся связи беспокоиться в принципе не нужно».
Зато М. Шибутов акцентировал внимание экспертов на рост двух новых сегментов взаимодействия. «Это – торговля онлайн физических лиц, то есть во многих торговых сетях, расположенных в России в приграничных регионах, организована доставка в Казахстан, – подчеркнул он. – Мы этот процесс особенно отчетливо наблюдали в 2014-2015 годах. Специальные бизнесы выросли, которые работают на посредничестве – например, доставка мебели из российских магазинов IKEA и т.д. Или в обратную сторону – рост поставок из Казахстана алкогольных напитков. Плюс прилепился маленький такой сегмент, это возврат НДС для россиян. Посредники берут половину от суммы возврата НДС, то есть продавец отдает документы, а они помогают возвращать ему НДС за поставленный в Казахстан товар. Раз появился такой сегмент, значит, объем торговли нормальный».
Отдельно эксперт отметил торговлю физических лиц с использованием наличной валюты. Данный сектор, по его данным, растет все больше и больше. «Я специально проанализировал продажу и покупку наличных рублей обменными пунктами и банками Республики Казахстан с 2010-го по июль 2016 года, – привел данные М. Шибутов. – Так, в 2010 году казахстанцы купили в обменниках 24,481 млрд. рублей, а продали 13,847 млрд. рублей. Разница примерно в 10,5 млрд. рублей. Где они остались? Они остались в России. Затем посмотрим данные 2015 года. Казахстанцы купили 220,653 млрд. рублей, а продали в обменные пункты соответственно 44,137 млрд. То есть разница уже около 176 млрд. Получается, рост с 10,5 млрд. до 176 млрд. за пять лет. Увеличение в 17 раз. При этом выходит, что, если брать целиком, то оборот увеличился с 1,3 млрд. долларов до фактически 4 млрд. Поэтому я считаю, что в приграничном сотрудничестве все отлично. Надо просто не мешать людям».
Судя по вышесказанному, процессы российско-казахстанского приграничного сотрудничества развиваются, у него есть резервы и перспективы, так как данный формат еще используется не в полной мере. Впрочем, главный редактор информационно-аналитического центра Caspian Bridge, политолог Замир Каражанов считает, что еще не все радужно и приграничную торговлю требуется довести до ума. «Пока в приграничной торговле, не все так хорошо, как хотелось бы, – заявил он. – Мы знаем, что в северных областях есть такие проблемы, как отток населения, неучтенные деньги, руки прикладываются по части нетаможенного регулирования торговли. Если посмотреть структуру региональной экономики Казахстана, мы увидим, что задают темп нефтегазоносные области, но есть и дотационные регионы. Приграничная торговля должна опираться и развиваться на основе спроса в областях. При этом все время говорят, что надо построить экспортно-ориентированную экономику, так она в Казахстане такая и есть, только поставляем мы на экспорт не высокотехнологичную продукцию, а сырье. Мы все прекрасно знаем, и это хорошо заметно по отчетам акимов: у нас в регионах власти как работают? Прежде всего, на освоение бюджета. Ставится правительственная программа, вот они и занимаются ее реализацией, а вот найти новый источник финансирования, независимый от бюджета, это – проблема».
По мнению же политолога М. Шибутова, Казахстан, конечно, не поставляет в Россию продукцию высоконаучного промышленного производства, но экспортируемые переработанные и трудоемкие сельскохозяйственные товары обеспечивают регионам большую занятость. «Может, социальная стабильность на севере, на востоке Казахстана возникает, в том числе от того, что в этих регионах открылся новый рынок, который дает наличные в российских рублях и позволяет меньше зависеть от тех же бюджетных трансфертов из Астаны, – отметил эксперт. – Так что это еще и политический вопрос. Просто надо не мешать, а сделать в приграничье нормальные пункты переработки (фабрики, заводы)».
___________________________
Фото – К. Конуспаев