Четвёртые сутки пылают станицы... Это не образ из известной песни, а реалии сегодняшнего Донбасса: на момент написания статьи, действительно, уже четвёртые сутки украинские войска и карательные батальоны подвергают массированным планомерным обстрелам из всех видов стрелкового оружия, артиллерии и бронетехники города, села и станицы Донецкой и Луганской республик. А в это время в Киеве украинские и европейские политиканы лицемерно заламывают руки, доказывая, что единственным путём урегулирования конфликта на востоке страны является ввод вооружённой миссии ОБСЕ для обеспечения безопасности населения на местных выборах.
***
Давно уже ни для кого не секрет, что на подписание перемирий украинская сторона идёт с единственной целью – избежать полного разгрома своей военной группировки в Донбассе и воспользоваться передышкой, чтобы накопить оружие и силы для решительного удара по непризнанным республикам. Этого в Киеве даже не скрывают, поскольку не только блоггеры и ни за что не отвечающие депутаты, но и высокопоставленные официальные лица, вроде советника президента Владимира Горбулина, открыто заявляют о планирующемся «решении вопроса по хорватскому сценарию».
Речь идёт о примере Хорватии, сумевшей за четыре года передышки накопить достаточный военный потенциал, чтобы в 1995 году двумя мощными ударами (операции «Буря» и «Молния») уничтожить Сербскую Краину – самопровозглашённый этнический анклав на своей территории. Точно так же, как и в ситуации с Донбассом, центральные власти при международном посредничестве неоднократно заключали и нарушали мирные соглашения с Сербской Краиной. Выполнение последнего из них, называемого «Загреб-4», президент Хорватии, как ныне Пётр Порошенко, считал политической смертью для себя и предпочёл решить вопрос силой.
Аналогии в данном вопросе напрашиваются и в связи с ещё одним нюансом. Для сохранения мира и наведения порядка в зону конфликта были введены международные миротворцы, действовавшие на основании мандата ООН. Но это не помешало хорватам военной силой захватывать сербские территории ни в июне 1992-го, ни в мае и августе 1995 года. В наши дни украинское руководство всеми возможными способами пытается добиться того, чтобы линию соприкосновения ВСУ с армией Новороссии контролировали вооружённые полицейские силы ОБСЕ, под прикрытием которых и будет нанесён решающий удар по Донбассу.
***
Минские мирные соглашения по урегулированию конфликта в Восточной Украине, заключённые в феврале 2015 года и впоследствии утверждённые резолюцией Совета Безопасности ООН, действительно предусматривают присутствие в Донбассе наблюдателей ОБСЕ. Но поскольку задачей мониторинговых миссий Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе является только фиксация нарушений режима прекращения огня, а их безопасность обеспечивают стороны конфликта, наблюдатели не вооружены. Даже полицейские миссии ОБСЕ, за всю историю этой организации направлявшиеся в зоны конфликтов всего дважды, а их численность составляла 20 и 60 человек, работали безоружными, поскольку их задачей были консультации полицейских сил противоборствующих сторон по поддержанию правопорядка.
Инициатива же П. Порошенко, грубо противоречащая этим правилам, предусматривает подмену правоохранителей ДНР и ЛНР вооружёнными «полицейскими ОБСЕ». Мотивирует он это тем, что иначе не может быть гарантирована безопасность кандидатов и избирателей в случае проведения местных выборов на территории республик.
В части безопасности кандидатов он по-своему прав. Обязательным условием проведения данных выборов Киев называет участие в них абсолютно всех украинских политических партий и кандидатов, включая неонацистов и военных преступников, принимавших участие в убийствах мирного населения региона. Разумеется, жители Донбасса, родные и близкие которых погибли и продолжают гибнуть от рук тех, кто завтра будет выдвигаться кандидатом в местные органы власти, это категорически не приемлют. И даже если кому-либо удастся продавить согласие властей Д/ЛНР на проведение выборов именно на таких условиях, за жизнь вчерашних убийц, приехавших на предвыборную встречу, я не дам и ломаного гроша.
Не могут этого не понимать и украинские власти. Поэтому данная «миротворческая» инициатива Порошенко является ни чем иным, как попыткой избежать принятия Верховной Радой нормативно-правовой базы решения конфликта, предусмотренного резолюцией СБ ООН.
***
Но вернёмся к вооружённой полицейской миссии, без ввода которой Порошенко категорически отказывается заниматься урегулированием конфликта.
Если допустить, что украинское руководство настаивает на вводе в Донбасс такой миссии исключительно для поддержания правопорядка, то для выполнения такой задачи, как считают специалисты, её численность должна составлять не менее 5-6 тысяч человек, что в 100 раз превышает максимальную численность подобных миссий, действовавших ранее. Украинская же сторона вообще настаивает на численности миссии около 18-20 тысяч человек, что всего вдвое меньше украинской военной группировки, ведущей боевые действия в Донбассе. При этом специфика работы полицейских предусматривает знание не только уголовного, административного и уголовно-процессуального законодательства Украины (поскольку Киев считает, что на территории ДЛНР должны действовать исключительно украинские законы), но и великолепное знание украинского и русского языков.
С первых же дней существования своей миссии в Донбассе ОБСЕ наплевала на свои же правила, категорические запрещающие посылать в регион лиц, служебные обязанности которых могут вступить в конфликт с их личными интересами, назначив руководителем миссии и его заместителем этнических украинцев, выходцев из семей украинских нацистов-коллаборантов, бежавших в Канаду. Именно их доклады на начальном этапе конфликта определили отношение к сути происходящего как у руководства ОБСЕ, так и у многих мировых политиков и СМИ. Поэтому, не нарушая принципов формирования миссий этой организации, укомплектовать вооружённую полицейскую миссию в Донбассе требуемыми специалистами просто нереально. Кроме того, содержание такого огромного контингента требует колоссальных средств, которые невозможно изыскать в бюджете организации.
Ещё сложнее – вопрос оружия. Никогда ранее полицейские миссии ОБСЕ не были вооружёнными, поскольку, согласно нормативным документам о полицейских миссиях, их безопасность обеспечивают полицейские силы конфликтующих сторон, и члены данных миссий не занимаются непосредственным выполнением полицейских функций. Но даже если найдутся люди, а также средства на экипировку и содержание вооружённой полицейской миссии, а обе стороны конфликта дадут согласие на её приём, не существует нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность такой миссии, и особенно – применения оружия её членами.
Наблюдателей ОБСЕ и до того не очень приветствовало население Донбасса, а в случае их вооружения – тем более будет возражать (митинг 10 октября в центре Луганска)
Сложность вопроса на пресс-конференции в Киеве подтвердил уполномоченный правительства ФРГ по германо-российскому межобщественному сотрудничеству и председательству Германии в ОБСЕ Гернот Эрлер. Он пояснил: «Что интересно, Украина уже длительное время выступает за полицейскую миссию в рамках ОБСЕ, но это не так просто. Никогда ещё не было такой вооружённой миссии ОБСЕ, и все 57 стран-участниц ОБСЕ должны согласиться с таким предложением». По словам Г. Эрлера, без консенсуса между украинскими властями и ополченцами такая миссия не сработает, и выборы не смогут состояться. Тем более, руководство Д/ЛНР выступает категорически против ввода на территорию республик любых иностранных вооружённых формирований, появление которых оно будет рассматривать как иностранную вооружённую агрессию.
***
О том, что все «мирные инициативы» Порошенко направлены на срыв выполнения «Минска-2», уже говорит не только скандально известный лидер Радикальной партии Олег Ляшко, лично участвовавший в пытках пленных донбасских ополченцев и заявивший, что голосование в 2015 году за законопроекты по Донбассу происходили, «чтобы обмануть Путина». О том, что Украина не будет выполнять политические требования резолюции СБ ООН по урегулированию конфликта на востоке страны 5 ноября объявила недавно вступившая в должность посол США на Украине Мари Йованович. А массированные обстрелы мятежных республик, уже несколько суток происходящие фактически по всей линии соприкосновения, говорят о том, что Киев не будет выполнять и остальные требования Минских соглашений.
Впрочем, ситуация может поменяться. Дело в том, что как в заявлении М. Йованович, так и в обострении ситуации в Донбассе чётко прослеживается предвыборная составляющая: и посол США, и власти Украины были уверены в победе на президентских Хиллари Клинтон, являющейся ярой сторонницей усиления конфронтации с Россией. Победа её соперника, на которого украинские высокопоставленные чиновники вылили не один ушат помоев, может серьёзно отразиться на поддержке новой американской администрацией украинской «партии войны», возглавляемой Порошенко, Парубием, Гройсманом и Турчиновым. И тогда, не имея у себя за спиной столь мошной поддержки, украинские власти будут вынуждены не забалтывать переговорный процесс разговорами про вооружённую полицейскую миссию ОБСЕ, а исполнять взятые на себя в Минске обязательства.
Такие встречи впредь возможны только в статусе частных лиц
Но пока это только мечты, и станицы Донбасса, к сожалению, продолжают пылать под огнём карателей.
___________________
Фото https://eadaily.com/ru/news/2016/10/10/v-luganske-20-tys-chelovek-protestuyut-protiv-vooruzhennoy-missii-obse