На днях Государственная Дума России приняла заявление о продолжающемся в Литве политическом процессе по так называемому «делу 13 января». Одной из жертв этого процесса стал российский полковник в отставке Юрий Мель, схваченный в начале 2014-го на территории Литвы и брошенный в узилище. Удастся ли выручить полковника и вернуть ему свободу?
Спасти полковника Меля!
В том, что Госдума обратила внимание на происшедшее, заслуга, в первую очередь, депутата Сергея Шаргунова, известного писателя. С. Шаргунов представил от лица думского комитета по международным делам проект постановления «О судебном процессе по уголовному делу о событиях 13 января 1991 года, рассматриваемому Вильнюсским окружным судом Литовской Республики». Данный документ был подготовлен в связи с начавшимся 3 октября вторым этапом процесса по вильнюсским событиям в январе 1991 года. Среди обвиняемых – бывший советский офицер Юрий Мель, который, несмотря на заболевание диабетом, уже почти три года содержится под стражей. Еще ряд лиц, находящихся за пределами Литвы, привлечены к суду заочно. Всех их обвиняют «в попытке незаконного изменения конституционного строя Литовского государства, покушении на его независимость и территориальную целостность, а также в совершении военных преступлений в ходе трагических событий».
В проекте заявления С. Шаргунова указывается, что юридически Литва обрела независимость только 6 сентября 1991 года, а суд расценивается как политический процесс в худших традициях «карательной юстиции» и попытка из конъюнктурных соображений придать уголовному закону обратную силу. Такие действия, по мнению депутата, являются подготовкой почвы для осуждения России на международной арене с расчетом на последующее предъявление материальных исков. По словам депутата ГД Константина Затулина, судилище, по сути, стало расправой над офицерами, выполнявшими свой долг, и очередной попыткой ревизии истории.
Содержание и пафос подготовленного С. Шаргуновым документа разделили все депутаты. «Госдума приняла единогласно предложенное мною Заявление о судебном процессе в Вильнюсе над более чем шестьюдесятью гражданами бывшего СССР. Большинство обвиняют заочно. По УК Литвы 2011 года судят за события января 1991. В марте 2014 арестован наш гражданин гвардии полковник Юрий Николаевич Мель. Спокойно ездил в Литву из Калининграда, имел шенген. Но сцапали в дни воссоединения Крыма с Россией. Предъявить Мелю нечего. Все это время тяжело больного офицера держат в тюрьме. Говорил с его женой. Публичная поддержка на официальном уровне им очень важна», – рассказал С. Шаргунов.
Юрия Меля обвиняют в преступлениях против человечности и военных преступлениях
По ситуации высказалась и официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. Она сообщила, что 17 ноября Вильнюсский окружной суд объявил двухмесячный перерыв в слушаниях. «В целом можно отметить, что заседания проходят с заведомо обвинительным уклоном. Литовские власти неприкрыто пытаются навязать свое искаженное видение январских событий в Вильнюсе 1991 года. При этом судом отклонено ходатайство защиты об организации интернет-трансляций судебных заседаний с участием преследуемых по данному делу россиян, которые могли бы рассказать правду о той трагедии. Наше посольство в Вильнюсе держит ситуацию на постоянном контроле: организованы регулярные консульские посещения Юрия Меля, поддерживается связь с его близкими, ему оказывается необходимая правовая помощь», – рассказала Захарова.
В мечтах о «втором Нюрнберге»
По словам представителя МИД, с учетом наличия у полковника тяжелой формы сахарного диабета осуществляется плотный мониторинг состояния его здоровья и оказывается медицинская помощь, в том числе врачом российского посольства. Адвокат Ю. Меля предпринял шаги, чтобы добиться освобождения под домашний арест, но ему было отказано. «Продолжим активную работу по отстаиванию прав Юрия Меля, используя в этих целях весь арсенал законных средств, предусмотренных российским законодательством и международными договорами. Особый акцент намерены делать на привлечении внимания к литовскому судилищу профильных международных организаций и подготовке соответствующих обращений в Европейский суд по правам человека. В настоящее время адвокат планирует подать жалобу в ЕСПЧ с целью изменения меры пресечения на более мягкую, не связанную с арестом», – заключила М. Захарова.
С легкостью выручить полковника, конечно, не удастся – этот процесс значит для Вильнюса очень много. Уже многие годы власти Литвы, Латвии и Эстонии носятся с идеей организации своеобразного «Нюрнберга-2», но уже над Россией. В этих целях Вильнюс решил воспользоваться крайне противоречивыми событиями января 91-го, в ходе которых во время штурма телебашни в столице Литвы погибли 14 человек. Все эти жертвы, по мнению литовских властей, полностью лежат на совести советских военных. Пострадавшими по данному делу числятся почти 500 человек, свидетелей – около 1000. Президент Даля Грибаускайте, комментируя начало суда (а точнее – судилища), заранее заявила, что всех виновных обязательно «настигнет возмездие». Пока что непосредственно на скамье подсудимых оказались двое граждан России, бывших военнослужащих – Геннадий Иванов и уже упомянутый Юрий Мель.
Ещё обвинения предъявлены бывшему офицеру КГБ Михаилу Головатову, экс-министру обороны СССР Дмитрию Язову, экс-главе Вильнюсского гарнизона Советской армии Владимиру Усхопчику, бывшему второму секретарю бывшей Компартии Литвы Владиславу Шведу, бывшему секретарю ЦК КП Литвы Альгимантасу Науджюнасу. Все они свою вину отрицают. Так, В. Швед утверждает, что «январской революции» требовались «мученики», тела которых политические силы, организовавшие эту провокацию, собирали едва ли не по всей республике и свозили к телебашне в Вильнюсе. Он ссылается на документы советских следователей, пришедших к выводу, что в погибших людей стреляли сверху и в спину – чего явно не могли сделать военнослужащие. Более того, В. Швед приводит доказательства того, что некоторые лица, которых литовская Фемида выставляет покалеченными советскими танками, на самом деле являлись участниками постановочных фотосессий.
Однако сторонникам такой точки зрения в стране грозят уголовные наказания вплоть до лишения свободы. Ранее оппозиционному политику Альгирдасу Палецкису, имевшему неосторожность высказаться в телеэфире, что в ходе тех событий «свои стреляли в своих», удалось отделаться «всего лишь» крупным денежным штрафом.
Непоколебимый полковник
История с Ю. Мелем оказалась особенно трагичной – возвращавшийся домой полковник в отставке был арестован по приказу литовских властей 12 марта 2014 года на погранпереходе Советск–Панемуне. Спустя два дня Вильнюсский участковый суд разрешил взять российского гражданина под арест. Жителя Калининградской области обвиняют в том, что он участвовал в штурме Вильнюсской телебашни 13 января 1991 года. Инициировавший арест россиянина прокурор Гинтаутас Пашкявичюс пояснил, что эта мера необходима, «потому что Мель может скрыться от правосудия». Юрию Николаевичу были предъявлены подозрения «в преступлениях против человечности и в военных преступлениях, которые причисляются к категории тяжких и очень тяжких». Офицеру, в 1990-е защищавшему мир и безопасность в постсоветском Таджикистане (и по итогам службы там награждённому орденом «За военные заслуги»), грозит пожизненное лишение свободы.
К слову, Ю. Мель оставил службу в 2009 году по состоянию здоровья. Так как на тот момент он являлся командиром части, то загранпаспорт получил лишь спустя три года. Но с 2013 года экс-военнослужащий по шенгенской визе, полученной в литовском консульстве, неоднократно выезжал в соседнее государство. Там он покупал лекарства от диабета – у полковника сахар в крови в четыре раза выше нормы. И никогда никаких вопросов к нему не возникало вплоть до того злополучного дня 12 марта. После задержания Юрий Николаевич и его адвокат неоднократно просили судью заменить арест на более мягкую меру пресечения, даже под крупный денежный залог – как видим, безуспешно.
Как уточнил адвокат Витаутас Савчук, Ю. Меля, являвшегося в январе 1991-го двадцатидвухлетним лейтенантом, обвиняют в сговоре с министром внутренних дел СССР Борисом Пуго и министром обороны Дмитрием Язовым. «Он выполнял приказ как военный, приведённый к присяге. Его танк никого не задевал – ни людей, ни автомобили. Было сделано три выстрела из орудия, но наводчиком был командир взвода. Однако кто отдавал приказ, Мель не слышал. Сам он не стрелял», – подчеркнул адвокат.
Кстати, на допросе, помимо прочего, подсудимый рассказал о том, что 13 января около телебашни с крыши одного из домов по людям вели огонь трассирующими пулями. Сослуживцам Меля приходилось прятаться за танк. Свою вину в убийстве людей, «военных преступлениях» и «преступлениях против человечности» Юрий Николаевич отвергает категорически. «Он не признаётся, только утверждает, что выполнял приказ как военный… Я не вижу в его действиях преступления: какое это преступление – ехать на танке? Теперь ему инкриминируется, что он был сообщником Язова и Пуго», – заявил по итогам допроса адвокат Савчук.
Мель понадобился Вильнюсу для того, чтобы проиллюстрировать в глазах Запада «страшные преступления советской власти». А что, красиво ведь получится: бывший «советский палач» свидетельствует о своих злодеяниях! Неизвестно, что сулили больному человеку (в застенках он похудел на 40 килограммов), которому грозит пожизненное, за выгодные для его тюремщиков показания… Но Мель сохраняет твердость. На суде он решительно заявил: «Приказа на убийство людей не получал, наоборот, нас постоянно и при любой возможности на всех уровнях предупреждали, чтобы мы действовали осторожно, чтобы ни в коем случае гражданские не пострадали. Экипаж танка, в котором я находился, никого не задавил и никого не убил. По приказу командира полка было произведено два холостых артиллерийских выстрела из танковой пушки с углом максимального возвышения. Такое не является и не являлось чем-то необычным, часто использовалось, используется и будет ещё долго использоваться для имитации выстрела. Пиротехнические средства не являются ни звуковым, ни световым и ни каким-либо другим видом оружия».
…Дай Бог полковнику сил и стойкости в борьбе с хваленым литовским правосудием. А Россия, как видим, своего сына не забыла и – напомним слова М. Захаровой – держит ситуацию на постоянном контроле.
____________________________
Фото – http://www.kompravda.eu/online/news/2078256