Киргизия в последние четверть века: не всегда сладкие плоды независимости - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.11.2024 |

Киргизия в последние четверть века: не всегда сладкие плоды независимости

За время, минувшее после распада Советского Союза, Киргизия, как и другие бывшие советские республики, изменилась до неузнаваемости. Перемены отмечаются во всем – экономике, государственном устройстве, менталитете людей, ценностях. На вопросы «Ритма Евразии» о том, что обрела республика за прошедшие четверть столетия независимости, ответил ведущий киргизский политолог, глава экспертного клуба «Далил плюс» Марс САРИЕВ.

– Какой была Киргизия в составе СССР и что оказалось за последующие годы утеряно из-за распада экономических, культурных, просто человеческих связей с другими бывшими республиками Союза?

– Кыргызстан в составе Советского Союза был процветающей республикой, промышленно-аграрной, то есть экономика развивалась пропорционально и нормальными темпами. Сейчас от промышленности и аграрного сектора остались, увы, рожки да ножки. И наша республика превратилась в одну большую перевалочную базу для китайских товаров. По всем параметрам, будь то производство, сельское хозяйство, демография, другое, по всем параметрам – регресс.

Конечно, мы стали самостоятельным государством, обрели независимость. Но мы до сих пор не можем достичь экономических показателей 1985 года, когда, собственно, и начался процесс развала Союза. И вряд ли в ближайшее время сумеем достичь их. Когда я говорю регресс, то имею в виду не только экономику, но и культурные связи, и контакты между людьми. Была дружба народов, дружба республик. А сейчас картина неутешительная. Остались только интересы и разногласия. То есть нельзя сказать, что все удачно развивается.

– Иначе говоря, плоды независимости оказались не такими сладкими, как ожидалось. Не потому ли стало возникать понимание, что без восстановления ранее утраченного вперед не двинуться? Когда и в связи с чем Киргизия почувствовала необходимость в реинтеграции?

– Случилось это, когда мы почувствовали, что можем оказаться, как говорят американцы, failed state, то есть несостоявшимся государством. Оказалось, что мы не можем самостоятельно выжить. Всеми этими зарубежными программами оказания помощи в той или иной сфере была угроблена экономика. Ведь ранее это был единый народнохозяйственный промышленно-аграрный комплекс, который был тесно связан с экономикой других республик. Распад этой системы – все равно что распад организма, то есть гибель. Сами по себе, отдельно оказались сердце, легкие, печень… Помощь какому-то отдельному органу не могла вытащить из тяжелой болезни весь организм.

Понимание того, что в одиночку не выжить, пришло где-то в начале 2000-х. Прошла эйфория, начались поиски новых связей с давними партнерами. Как раз прошло примерно десять лет с момента распада Союза, уже стали видны результаты всего этого развала, притом в динамике и не только в нашей стране. Отсюда и понимание необходимости реинтеграции.

– Как идет становление Киргизии в Евразийском союзе, проявляется ли в чем-то самостоятельность республики или она идет в русле «старшего брата»?

– Республика пока идет в русле «старшего брата». Сейчас Евразийский союз носит скорее политический характер, чем экономический. В этом заинтересовано руководство Российской Федерации. Понятно, Казахстан, Белоруссия не особо были заинтересованы во включении в состав ЕАЭС Кыргызстана и Армении, учитывая их сравнительно незначительный потенциал. Да и в России далеко не все бизнес-элиты и олигархи заинтересованы в процессе интеграции, который туго идет, но есть волевое решение политического руководства страны, и оно выполняется.

А для экономики Кыргызстана вступление в ЕАЭС – спасательный круг. Правда, поскольку серьезных подвижек пока нет, наша элита тоже особого энтузиазма не проявляет. Поэтому политическое руководство страны идет в русле, прокладываемом Россией. До поры это нормально.

– Какие настроения в связи с членством в ЕАЭС превалируют в обществе?

– Люди особо не обращают внимания на тот факт, что живут уже в ЕАЭС. В их жизни, если исключить трудовых мигрантов, мало что изменилось. Членство в Евразийском союзе, в первую очередь, затрагивает интересы бизнеса, потому что он ориентирован на экспорт-импорт. Как я сказал выше, Кыргызстан стал перевалочной базой для китайских товаров, но с появлением Таможенного союза, который потом трансформировался в ЕАЭС, дешевая лавочка, позволявшая приобретать по низкой цене и перепродавать подороже, играя на таможенных ценах ВТО, куда входили Китай и Кыргызстан, тут же прикрылась. Крупнейший вещевой рынок в Центральной Азии бишкекский «Дордой» стал чахнуть, уже нет миллиардных оборотов, нет верениц из ломившихся из ширпотреба фур.

– Что надо делать власти, чтобы интеграционные настроения нарастали и люди не разочаровывались в идее ЕАЭС?

– В первую очередь она должна измениться сама. Нынешняя власть – это позднесоветская партийно-хозяйственная номенклатура. Это уже разложившаяся элита с иждивенческими настроениями. Нужна смена её на более молодых, активных, предприимчивых менеджеров. Но они сами ниоткуда не появятся, пока нынешняя номенклатура паразитирует. Вдобавок ко всему стоит отметить, что в стране есть, так сказать, молодые капиталисты, бизнесмены новой формации, однако в большинстве своем они представляют торговый капитал, потому что частного промышленного капитала, тем более крупного, в стране попросту нет.

Так что однозначный ответ о серьезных завоеваниях процесса реинтеграции преждевременен.

Немного цифровой иллюстрации

В ноябре в Ташкенте прошел сельскохозяйственный бизнес-форум, где предприятия Узбекистана, как сообщила государственная компания «Узагроэкспорт», заключили контрактов с иностранными покупателями на сумму более 1 миллиарда долларов. Также сообщалось о подписании на ярмарке контракта с российским ритейлером Х5 Retail Group и ООО «Агро-Лайн» (Москва) общей стоимостью 117 миллионов долларов. Ранее заместитель премьер-министра Узбекистана Улугбек Розукулов заявил, что Узбекистан и Россия в ноябре подпишут документ по созданию «зеленого коридора» для увеличения поставок плодоовощной продукции на рынок РФ. Он предусматривает упрощенную процедуру таможенного и фитосанитарного контроля плодоовощной продукции, поставляемой из Узбекистана в РФ.

Такого рода факты – серьезный упрек властям Киргизии. Она уже более года находится в составе ЕАЭС, но так и не наладила поставки фруктов и овощей в Россию. В то время как Узбекистан, в состав Союза не входящий, уже, как видим, начал создавать «зеленый коридор». Киргизия же по-прежнему никак не может наладить фитосанитарный контроль, запустить соответствующие лаборатории, согласно оговоренным в ЕАЭС стандартам. То есть, даже имея преференции перед соседями, республика пока не в состоянии ими воспользоваться.

И еще: государственный долг республики достигнет скоро, если уже не достиг, уровня 70% от ВВП. В сентябре представительство МВФ в Киргизии в лице его главы Эдварда Джемайэла заявило о том, что государственный долг страны растет такими темпами, что вызывает обеспокоенность. Но Министерство финансов республики утверждает, что госдолг достиг уровня «всего лишь» 58%. Преодоление в ближайшей перспективе верхней планки в 60% будет означать полную потерю доверия у внешних кредиторов, международных финансовых институтов.

Беседу вел Эгамберды Кабулов

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3087
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика