С победой Шавката Мирзиёева наступила пора ревизии каримовского «наследства» - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 28.11.2024 |

С победой Шавката Мирзиёева наступила пора ревизии каримовского «наследства»

Состоявшиеся 4 декабря президентские выборы в Узбекистане не принесли сенсации: на них победил исполняющий обязанности главы государства Шавкат Мирзиёев, изначально являвшийся фаворитом предвыборной гонки за счет имевшегося у него в наличии административного ресурса. По информации ЦИК страны, он набрал 88,61% голосов избирателей. Все остальные претенденты явно не могли составить ему конкуренцию и лишь играли роль спойлеров, обеспечивающих победу лидеру и делающих его избрание абсолютно легитимным.

Граждане страны проявили большую активность, очереди перед избирательными участками стали формироваться еще до их открытия

Сейчас аналитики задаются вопросом относительно того, каким курсом Ш. Мирзиёев поведет свою страну. Необходимо заметить, что он фактически провозгласил перезагрузку отношений с соседями и другими странами мира, демонстрируя готовность отказаться от достаточно жесткого курса своего предшественника Ислама Каримова (например, в отношении тех же Киргизии и Таджикистана).

С ними у Узбекистана имеется целый ряд до сих пор неурегулированных проблем, включая положение узбекского этнического меньшинства, разграничение спорных пограничных участков, а также перемещение рабочей силы и товаров через границу и водный вопрос.

В особенности это касается отношений с Таджикистаном, который на фоне президентских выборов в Узбекистане демонстративно перешел к практическому этапу по возведению амбициозной Рогунской ГЭС на реке Вахш, питающей главную водную артерию на территории последнего РУз – Амударью, от которой критически зависят её население, промышленность и особенно сельское хозяйство.

Ранее эти намерения встречали жесткие предупреждения со стороны официального Ташкента, причем многие аналитики не исключали в связи с этим самого серьезного обострения между двумя странами. Ведь уже сейчас, а по мере дальнейшего увеличения населения тем более он будет испытывать все большую нехватку воды. А в случае запуска Рогунской ГЭС Узбекистан может лишиться не менее 20% поступающего на его территорию из Таджикистана водного объема. Тем не менее новый «хозяин» Узбекистана демонстрирует готовность закрыть на это глаза и решить проблему миром.

Не менее оптимистичные сигналы Ш. Мирзиёев посылает и Казахстану, «естественному» конкуренту его страны за региональное влияние еще с советского времени. Это негласное соперничество автоматически продолжилось и в постсоветскую эпоху. В частности, новый президент Узбекистана демонстрирует готовность в гораздо большей степени взаимодействовать с Нурсултаном Назарбаевым не только в экономическом, но и политическом плане, выражая намерение по максимуму улучшить двусторонние отношения.

В свою очередь, официальная Астана также демонстрирует встречное движение. Правда, пока трудно ожидать от него каких-то глобальных прорывов. Однако у этих двух важнейших игроков в регионе есть шанс заметно развить отношения в будущем.

Очень важное значение имеет избрание нового президента и для налаживания отношений с Западом, которому он фактически намекает на готовность стать лидером «самой демократичной страны региона». Это выражается не только в небезуспешной попытке установления в стране «плюрализма мнений», но и в демонстрации готовности вообще либерализовать жизнь в стране.

Что же касается России и Китая, то Ш. Мирзиёев также готов к активному и всестороннему взаимодействию с ними. В частности, для Москвы одним из чувствительных вопросов стало его желание пересмотреть прежнюю ограничительную политику в отношении экспорта рабочей силы из Узбекистана. По мнению Ш. Мирзиёева, это должно способствовать решению усугубляющейся проблемы трудоустройства растущего (пусть и не в столько заметном масштабе, как раньше) населения страны.

Необходимо напомнить, что прежний лидер Узбекистана И. Каримов пытался искусственно сдерживать трудовую миграцию, мотивируя это тем, что во время длительных заграничных отлучек многие гастарбайтеры проникаются радикальными исламистскими идеями и зачастую возвращаются на родину уже религиозными радикалами, «заряженными» на борьбу против светского режима.

Также следует ожидать активизации попыток взаимодействия между двумя странами в промышленной сфере (особенно в сырьевом секторе). По имеющейся информации, соответствующие консультации уже ведутся с Ш. Мирзиёевым через российского олигарха узбекистанского происхождения Алишера Усманова.

Что же касается КНР, то новый глава Узбекистана демонстрирует ей не только готовность сохранить имеющиеся достижения каримовской эпохи (в том числе и фактическую переориентацию сырьевого сектора страны на Пекин), но и еще больше развивать двусторонние связи через такую структуру, как Шанхайская организация сотрудничества.

Избирателей, голосовавших впервые, встречали цветами и дарили им брошюры с текстом Конституции

Впрочем, теперь период обещаний закончился. Наступает время для воплощения намерений в жизнь, что означает начало реальной трудной и кропотливой работы по ревизии оставленного каримовского «наследства». И вот здесь, как представляется, произойдет определенная коррекция, традиционно отличающая политические обещания от практики. Причем успешность практической реализации «миротворчества» Ш. Мирзиёева в международной политике может создать определенные проблемы для российского влияния в регионе.

В частности, это может сузить Москве пространство для маневра. Ведь ее влияние во многом строится на предоставлении посреднических услуг в преодолении тех или иных острых моментов в отношениях между странами региона. И в том случае, если Узбекистан, один из главных носителей региональных проблем, искусственно снизит их «градус» (например, договорившись с Казахстаном без привлечения РФ), это фактически оставит России лишь экономические рычаги.

Однако все это чисто гипотетически. Реальные проблемы в регионе продолжают нарастать, что лишь повысит привлекательность в будущем интеграционного проекта ЕАЭС. Если, к примеру, проблему демаркации границы можно решить без серьезных проблем за счет взаимоуступок, то сделать это в отношении все более острой водной проблемы становится все сложнее. Не случайно сам «миротворец» назвал ее «конфликтной» и пока безрезультатно предлагал Таджикистану в качестве компромисса строительство малых и средних ГЭС.

Предложения же некоторых экспертов руководству Узбекистана вложиться в строительство Рогунской ГЭС и получать от этого дивиденды совместно с руководством Таджикистана всерьез не может рассматриваться Ташкентом, поскольку это будет означать, что он своими же руками лишит себя воды. Между тем президент Таджикистана Эмомали Рахмон умело использовал период «миротворчества» узбекистанской политической элиты для дальнейшей реализации данного проекта.

Что же касается Киргизии, то в случае, если Ш. Мирзиёев ради сохранения теплых отношений между Бишкеком и Ташкентом будет закрывать глаза на факты ущемления там интересов узбекского меньшинства, то он рискует получить очень неприятные вопросы внутри собственной страны. Впрочем, пока он явно не намерен этого делать. Показательно, что при нем продолжается взятый при Каримове курс на поддержку узбекских национальных меньшинств в соседних странах, включая Афганистан.

Думается, что пока не следует возлагать на Ш. Мирзиёева и чрезмерных ожиданий в плане либерализации страны, которая вряд ли будет носить структурный характер, поскольку любое ослабление контроля над ней спецслужб рискует привести ситуацию если не к взрыву, то к серьезной дестабилизации (особенно в традиционно проблемной Фергане). Напротив, речь, скорее, идет о «фасадном ремонте», не затрагивающем созданные Каримовым управленческие основы.

Также вряд ли следует ожидать серьезного передела экономического влияния в стране в силу того, что система дележа доходов от золота, хлопка, углеводородов, ритейла уже сложилась и в значительной степени она контролируется силовиками, которые, особенно представители спецслужб, продолжают сохранять доминирующее влияние в управлении страной.

В любом случае ответа на вопрос, можно ли возлагать завышенные надежды на «узбекскую перестройку», ждать недолго.

_________________________

Фото – ria.ru

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
4299
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика