Американский посол в Молдове Джеймс Петтит сразу же после президентских выборов заявил, что отношения между США и РМ больших изменений не претерпят. Однако победа Дональда Трампа – не рядовое событие, и думается, что она может оказать определенное влияние и на молдо-американские расклады. Даже несмотря на то, что эта страна, в общем-то, была и будет периферией внешней политики США.
Если говорить об общем фоне, то пока из Вашингтона поступают довольно противоречивые сигналы. Ожидается, что политика США при Д. Трампе станет более изоляционистской, однако насколько в этом контексте уменьшится американское давление на постсоветском пространстве? Это вопрос. Особенно если учесть, что буквально 2 декабря палата представителей Конгресса США, большинство в которой имеют республиканцы, включила в оборонный законопроект 4,3 миллиарда долларов на борьбу с «российской агрессией». Средства эти будут выделены на политическую и военную поддержку союзников по НАТО, а также стран-партнеров в Европе и Евразии. Что-то наверняка достанется и Молдове.
Сюда же надо отнести еще одно недавнее решение палаты представителей – о создании комиссии, которая будет бороться «со скрытым политическим влиянием» Москвы.
Столь же противоречиво выглядят и первые назначения Д. Трампа. В его администрации, судя по всему, будут как сторонники того, чтобы улучшить отношения с Россией, так и откровенные «ястребы» вроде будущего главы Пентагона генерала Джеймса Мэттиса, который в свое время заметил, что «проблема не только в Путине, а в России вообще». И трудно пока сказать, какие именно группы влияния в итоге станут задавать тон в американской внешней политике.
Одно понятно: персоналии, курирующие в администрации США Европу и Евразию, почти наверняка сменятся. В отставку, скорее всего, уйдет помощник госсекретаря США Виктория Нуланд, с которой у нынешних молдавских властей были тесные контакты. Кишинев станет искать в Вашингтоне новых лоббистов и покровителей.
Уровень активности США в Молдове будет зависеть и от стратегических решений новой администрации по Украине. Если «украинский проект» будет решено частично «сократить», то и Молдова может стать еще более периферийным для американской политики направлением. Однако обольщаться не следует – действительно важных для себя позиций США в РМ не сдадут.
* * *
Первое, что, очевидно, стоит рассмотреть: как смена администрации в Вашингтоне может повлиять на идею «унири», то есть объединения Молдовы с Румынией. Наш прогноз здесь таков: политический проект «унири» пока затормозится. Процесс соединения двух стран, как подсчитали сами унионисты, может обойтись в 400 миллиардов долларов (по 20 миллиардов ежегодно в течение 20 лет). Такие цифры назвал в марте нынешнего года лидер унионистской платформы Actiunea-2012 Джордже Симион. Вряд ли Румыния в состоянии выделить такие средства. А США при Д. Трампе финансировать подобные проекты точно не станут.
Отметим, что еще и нынешняя американская администрация устами посла Петтита тоже довольно резко высказалась против «унири». В августе, как раз накануне 25-летия независимости РМ, американский дипломат заявил, что Молдова должна оставаться суверенной и независимой страной, а «объединение с Румынией как средство попасть в Евросоюз либо по какой-то другой причине непрактично». «Это не тот выбор, который может сделать положение дел в Молдове лучше», – подчеркнул тогда посол.
Такое заявление вызвало немало протестов и в Молдове, и в Румынии. В Кишиневе унионисты вышли с лозунгами «Pettit, go home», обвинили Петтита в том, что он – пособник Сталина, Молотова и Риббентропа, передали ему книги по истории румын, а лидер Либеральной партии Михай Гимпу даже напросился к американскому послу на прием. Однако слова Петтита не были случайностью. Буквально сразу же, уже в Бухаресте, их прокомментировал заместитель генерального секретаря НАТО Александр Вершбоу, подтвердивший нынешнюю позицию США: «Молдова и Румыния – независимые государства».
Румынский экс-премьер Виктор Понта тогда посетовал, что «сильные мира сего – США и Россия – приняли в обход Бухареста решение по Молдове, которое и огласил американский посол». Если следовать этой логике и учитывать потенциальное желание самого Трампа «договориться с Путиным», то разговоры об объединении Румынии и Молдовы на ближайшие годы точно теряют актуальность.
«Униря» потребует таких средств, которые не потянет бюджет ни Румынии, ни тем более Молдовы
Однако подчеркнем: то, что «униря» может притормозить, совсем не означает, что она свернется. Позиции Румынии в Молдове очень крепки. В последние несколько лет между Кишиневом и Бухарестом сотрудничество в сферах образования, юстиции, энергетики, регионального развития только усиливается. Растет и уровень военных контактов.
Если говорить о гуманитарных проектах, то здесь Румыния инвестирует в Молдову, пожалуй, даже больше, чем Россия в Приднестровье. Так, на румынские средства в рамках программы технической и финансовой помощи за последние три года отремонтирован каждый второй детский сад в РМ. Нельзя не упомянуть и о том кредите в 150 миллионов евро, который Бухарест решил выделить Кишиневу в мае нынешнего года для выплаты пенсий и зарплат работникам бюджетной сферы. Сумма этого кредита вполне сопоставима с объемом трехлетнего финансирования в 178,7 миллиона долларов, которое Молдова получила в ноябре от Международного валютного фонда.
Так что ни о каком свертывании «унири» говорить нельзя, повторим лишь, что как политический проект она пока отойдет на второй план. А как экономический и социальный – будет продолжаться.
* * *
Несколько слов – о молдо-американском военном сотрудничестве. Здесь, на наш взгляд, мало что изменится. Американские военные так же, как и раньше, будут обучать офицеров Национальной армии РМ и молдавского полицейского спецназа. Наверняка продолжатся и различные совместные учения с участием военнослужащих США, Молдовы и Румынии. Всё это, ставшее неизменным атрибутом «нейтралитета» РМ в последние годы, сохранится. От США такая программа сотрудничества больших затрат не требует, однако американское присутствие в Молдове обозначает.
Одновременно в РМ постепенно будет укрепляться инфраструктура Североатлантического альянса. Последний пример – официальная договоренность молдавского премьер-министра Павла Филипа и генсека НАТО Йенса Столтенберга об открытии в Кишиневе офиса связи альянса.
На наш взгляд, расширению позиций блока в Молдове не помешают даже возможные разногласия новой американской администрации со своими европейскими партнерами по НАТО. Разногласия эти если и будут, то явно не по такому поводу, как Молдова.
Безусловно, США, как и при всех предыдущих президентах, продолжат поддерживать позицию Кишинева в том, что касается вывода российских войск из Приднестровья. Это непременный элемент в риторике американских дипломатов и представителей военных кругов. Но всё так по-прежнему и останется риторикой, особенно, если В. Путин и Д. Трамп договорятся по более важным проблемам международной повестки. Тихо канет в Лету и идея «зеленого коридора» для российских войск, которую в аккурат перед американскими выборами обсуждали министры обороны Молдовы и Украины Анатол Шалару и Степан Полторак.
Напомним: осуществить такую идею тоже предлагалось с помощью международных организаций и США – они должны были «надавить» на Россию. При этом в Кишиневе и Киеве явно рассчитывали на приход Х. Клинтон. Однако победил Д. Трамп, и нужно ли будет ему всё это – большой вопрос.
___________________________
Фото – kp.md