Нынешняя победа на президентских выборах очень важна для консолидации промолдавских сил - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 07.11.2024 |

Нынешняя победа на президентских выборах очень важна для консолидации промолдавских сил

Интервью Игоря Николаевича Додона – избранного Президента Республики Молдова порталу «Ритм Евразии».

– Уважаемый Игорь Николаевич, прошло уже больше двух недель со дня второго тура выборов, на которых вы одержали победу, но до сих пор Конституционный суд не вынес решения по утверждению их результатов. В обоснование этой затяжки используются самые различные доводы, порой просто смехотворные. С чем, на ваш взгляд, это связано?

– Конституционный суд уже запланировал проведение своего заседания на вторник 13 декабря. Я думаю, что других вариантов, кроме как признать выборы легитимными, у них нет. Почему все затянулось почти на месяц? Потому что по законодательству Конституционный суд принимает решение в течение 10 дней, когда есть финальный отчет Центральной избирательной комиссии. Все затянулось потому, что мои политические оппоненты, которые проиграли эти выборы, обратились в суд, чтобы признать их незаконными и недействительными. Власть этим воспользовалась и растянула этот период на целый месяц.

Для чего это нужно было делать? Для того, чтобы провести ряд реформ и ряд законов, которые, как я уже публично объявил, я буду блокировать! Основные законопроекты – это открытие офиса НАТО в Кишиневе, назначение Генерального прокурора, Закон о пенсионной реформе и увеличении пенсионного возраста, Закон о бюджете и налоговой политике на 2017 год.

– Но ведь на днях Генерального прокурора все-таки назначили. Что вы планируете предпринять в связи с этим?

– Назначение было проведено с нарушениями закона. В первую очередь, в процессе создания Совета прокуроров. Там должны быть представители гражданского общества, в том числе один, которого выдвигает президент. Нынешний состав Совета прокуроров, который избрал этого кандидата, не соответствует существующему закону. Поэтому юридическая возможность отменить назначение есть, и мы будем, основываясь на этих аргументах, пытаться отменить и результаты проведенного конкурса, и само назначение.

– Значит, придется проводить новый конкурс по кандидатуре Генерального прокурора?

– Необходимо сначала поменять состав Совета прокуроров, потому что он не соответствует законодательству. Второе: когда Совет прокуроров принимал решение по кандидатуре Генерального прокурора, состав Совета не менялся. А по закону надо было сначала поменять его, так как старый состав просто не имел права принимать подобное решение. Надо было сначала старый состав Совета распустить и сформировать новый.

– Есть ли какие-то основания полагать, что существует определенный сговор между проигравшими выборы кандидатами и властями?

– А я по-другому это объяснить не могу. Я не знаю, договаривались они напрямую или Запад действовал через своих кураторов, которые руководили Майей Санду и Андреем Нэстасе и помогали им, мы видели эту политическую помощь, оказываемую моему оппоненту. Так вот, я не исключаю, что Запад попросил Майю Санду и Андрея Нэстасе затянуть этот процесс. Они, возможно, знали, а возможно, невольно, но подыграли нынешней власти.

– Сейчас вы готовитесь к вступлению в высшую государственную должность и наверняка собираетесь что-то изменить в работе аппарата президента по сравнению с тем, что было при вашем предшественнике. Насколько велики эти изменения и в чем они заключаются, если вы имеете возможность сейчас об этом рассказать?

– Во-первых, будет новая команда советников, мы уже ведем работу в этом направлении. Есть очень много людей, которые имеют серьезный опыт и с которыми мы работали, когда были у власти. Серьезные люди, технократы, которые очень хорошо знают тот участок работы, за который будут отвечать. Это то, что касается команды, с которой я приду на следующий день после инаугурации.

Нужно в корне менять структуру аппарата президента, потому что там около 80 человек, и чем они занимаются, для меня непонятно. Я видел, что делал нынешний президент 4 года, и не понимаю, что делали 80 человек в этой президентуре. Поэтому надо будет реорганизовывать аппарат, я знаю, что очень многие там остались на должностях еще после Гимпу и они – носители и проводники тех же самых ценностей унионизма и так далее. Нужно четко понимать и это месседж тем, кто там работает: я не буду смотреть на партийную принадлежность. Если человек – профессионал и государственник, в первую очередь, значит, он будет работать! Нет – значит будем проводить реформу, и будут новые люди.

– Во время предвыборной кампании и особенно после нее многие ваши высказывания подвергались пристальному вниманию и использовались для атак на вас и для проведения против вас пропагандистской кампании. В чем, на ваш взгляд, цель этих действий, и кто инициирует это?

– Ну к этому я уже привык, это 10-я или 11-я моя предвыборная кампания за последние 7 лет. Эти нападки были раньше, есть они и сейчас, и я думаю, что опыт, который мы накопили за прошедшие годы, позволяет реагировать на это достаточно хладнокровно. Кто это делает, думаю, понятно – политические оппоненты, власть, которая поддерживала моих оппонентов для того, чтобы не дать нам победить. Потому что эта победа, и – это нужно особо отметить – первая победа промолдавских сил за 7 лет. Все эти годы по разным причинам мы проигрывали, причем не всегда законно. Это касается и муниципальных выборов в Кишиневе в 2011 году, это касается и парламентских выборов 2014 года, когда властям с помощью незаконного снятия с выборов прямого конкурента и партий-спойлеров удалось создать парламентское большинство.

Нынешняя победа символична, она символична для промолдавских сил. Это не окончательная победа. Я всегда говорил, что это промежуточная победа. Может быть, у президента нет таких уж больших полномочий, но его всенародная легитимность является для граждан очень серьезной победой. Потому что если бы мы, не дай Бог, проиграли, я знаю, мне об этом говорили очень много людей, у них опустились бы руки. Я очень часто слышал во время предвыборной кампании: «Игорь Николаевич, если вы не победите, мы уедем из страны!» Поэтому нынешняя победа – принципиальная, эта победа очень важна для консолидации промолдавских сил. Теперь мы будем работать, чтобы материализовать ее в решение конкретных вопросов и самое главное – в победу на досрочных парламентских выборах.

– Вы объявили, что ваш первый визит после вступления в высшую должность состоится в Российскую Федерацию. Насколько известно, этот визит уже планируется, определяется круг вопросов, которые будут там обсуждаться. Какие вопросы планируется поднять в Москве в первую очередь?

– Во-первых, по срокам. Исходя из того, что все затягивается с Конституционным судом, мы сейчас рассматриваем с нашими российскими коллегами, когда лучше проводить этот официальный визит. Мы можем, конечно, провести его перед самым Новым годом, два-три дня, но, для того чтобы он был полноценным, может быть, лучше сделать это сразу после Нового года. Поэтому рассматриваем два варианта: либо в промежуток с 20 по 30 декабря, либо уже после новогодних праздников – 15-17 января. Не исключено, что мы остановимся на втором варианте, чтобы визит был полноценным, и ознаменовать этим визитом начало нового политического года, нового политического сезона.

Мы обсуждаем сейчас повестку дня. Основными вопросами будут проблемы трудовых мигрантов, возвращение молдавских товаров на российский рынок, и меня очень интересует начало переговоров по приднестровской проблеме.

И кстати, до поездки в Москву я бы хотел и очень надеюсь посетить Тирасполь. Я знаю, что у них есть своя позиция. Посмотрим, кто станет президентом ПМР, в ближайшие выходные у них президентские выборы, первый тур – 11 декабря. Потом, возможно, будет и второй тур. Я понимаю их позицию, они говорят о независимости. Они знают нашу позицию, мою личную позицию. Но если мы на что-то смотрим по-разному, это не значит, что мы не можем встретиться и пообщаться. Я очень надеюсь на то, что президент, которого изберут жители левого берега, Приднестровья, в ближайшие недели согласится, чтобы мы, после наших инаугураций, встретились в Тирасполе. Без амбициозных планов, что мы сразу что-то решим, просто встретиться, поговорить, установить контакты. Я очень на это надеюсь, и с моей стороны – полная открытость, чтобы до моей поездки в Москву мы встретились в Тирасполе.

– Если говорить об отношениях с Россией, в первую очередь, торгово-экономических, как вы думаете, насколько реально совместить требования, которые необходимо выполнить для возвращения на российский рынок, и требования, которые должна выполнять Молдова в соответствии с договором об ассоциации с Евросоюзом?

– Будет очень непросто! Поэтому я и планирую свой второй визит совершить в Брюссель, и я уже разговаривал с послом Евросоюза по этому поводу несколько дней назад. Самое позднее в начале февраля я буду в Брюсселе, чтобы в трехстороннем формате разобраться, что же нам делать дальше. Потому что есть Российская Федерация, есть Европейский союз, у них есть друг к другу санкции, но при чем тут Молдова? Почему из-за этой борьбы гигантов должны страдать наши производители и граждане Республики Молдова? Я думаю, что этот вопрос мы сможем решить в рамках трехсторонних переговоров.

– Ну и говоря о еще одном нашем соседе, Румынии, хочу задать вам такой вопрос: насколько влияет на отношения тот факт, что Румыния не ратифицировала договор о границе между нашими странами? Каковы вообще перспективы в этом вопросе – пойдет ли румынская сторона на ратификацию или нет?

– Когда я слышу и вижу декларации некоторых не просто политических лидеров, а лидеров страны, как вот на днях премьер-министр Румынии Чолаш заявил в одном из интервью, что план объединения нельзя откладывать в какой-то долгий ящик и надо сейчас это решать, то я думаю, что вот такие декларации явно не помогают нашим двусторонним отношениям. Поэтому я очень надеюсь, что там поменяется ситуация после парламентских выборов, которые должны состояться в ближайшее время. Я думаю и надеюсь, что там победят силы, которые понимают важность двустороннего диалога на основе соблюдения принципа независимости наших двух стран.

Мы – друзья, мы коллеги, мы соседи, но надо уважать суверенитет Республики Молдова, а признание и уважение суверенитета, безусловно, означает и ратификацию договора о границе. Я знаю, на определенном этапе были проблемы в том даже, как называть язык – румынским или молдавским, но давайте мы перейдем через это и будем искать какие-то технические моменты для диалога. Я уверен, что в ближайшее время изменится и позиция Бухареста с учетом тех выборов, что там состоятся.

– Большое спасибо, Игорь Николаевич, за интервью! Примите от аудитории «Ритма Евразии» искренние пожелания успешной работы на президентском поприще. 

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2503
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика