На саммите глав государств ЕАЭС в Санкт-Петербурге в конце декабря прошлого года президенты России, Казахстана, Киргизии и Армении одобрили организацию переговоров о создании зон свободной торговли (ЗСТ) с Ираном, Египтом, Индией и Сингапуром. Это чрезвычайно выгодно всем указанным странам, проводящим, можно сказать, коллективную линию на сокращение внешнеэкономической зависимости от Запада. Плюс к тому упомянутая «дальнезарубежная» четвёрка наращивает импорт товаров с высокой добавленной стоимостью из региона ЕАЭС.
Глава коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян заявил по окончании петербургского саммита глав государств ЕАЭС: «Президенты четырех стран одобрили предложение о том, что нам необходимо запустить переговорные процессы с Ираном, Египтом, Индией и Сингапуром. Это означает, что уже на платформе Евразийской комиссии начнется интенсивный процесс по подготовке заключения соглашений с этими странами». Т. Саркисян добавил при этом, что президенты РФ, Казахстана, Киргизии и Армении дали поручение о создании рабочих групп, которые будут участвовать в переговорных процессах, а также поручили утвердить ответственных лиц за ведение переговоров. Он напомнил также, что в настоящее время проводятся переговоры о создании ЗСТ с Сербией, Израилем и, кроме того, отдельный процесс торгово-экономических отношений запущен с КНР.
По сообщению председателя коллегии ЕЭК Тиграна Саркисяна, подготовка соглашения о ЗСТ с Ираном, Египтом, Индией и Сингапуром будет вестись на платформе Евразийской комиссии
С упомянутыми странами дальнего зарубежья торгово-экономические связи ЕАЭС развиваются всё активнее. Совокупный объем экспорта высокотехнологичной и наукоемкой продукции из стран ЕАЭС в означенные четыре страны за 2000-2015 гг. возрос более чем вдвое. В свою очередь, эти страны продолжают увеличивать поставки в страны Евразийского союза той продукции с высокой добавленной стоимостью, производство которой в ЕАЭС-регионе пока не полностью обеспечивает внутриблоковый спрос (например, химволокна и нити, комплектующие для машиностроения, металлургии, химиндустрии высоких переделов).
Вдобавок растет экспорт из тех же стран – особенно в Россию – сельхозсырья и готового продовольствия, что позволяет частично замещать в РФ подсанкционную западную продукцию. Как отмечалось на Всероссийском агропромышленном форуме в середине ноября 2016 г. в Красногорске, совокупные поставки в РФ плодоовощной, молочной, мясной и рыбной продукции из стран, на которые не распространено российское эмбарго, позволили к концу 2016-го заместить до 35-40% общего среднегодового объема той же продукции, ввозившейся в Россию из западных стран в 2010-2014 гг.
Если же говорить в более широком контексте, то развитие экономических связей ЕАЭС с Египтом, Ираном, Индией и Сингапуром в рамках зон свободной торговли – это составная часть восточного вектора внешнеэкономической политики России. Выгодного и самим этим странам, поскольку западный экспорт высокотехнологичной продукции в какую-либо страну сопровождается, как правило, навязыванием ей долгосрочных кредитов на закупки такой продукции и/или обязательства той же страны ввозить и использовать только данную продукцию. В противном случае возникают проблемы с доступом экспортных товаров означенной страны на западные рынки. Кстати, о таких «принципах» западного экспорта шла речь на первом международном экономическом совещании почти 50 стран (включая СССР и КНР) еще в апреле 1952 г. в Москве. Иначе говоря, Запад сохраняет преемственность неоколонизаторского подхода к внешней торговле.
Отметим, что Индия, Египет, Иран, Сингапур – отнюдь не слаборазвитые страны, для которых Россия и ЕАЭС в целом будут исключительно донорами. Нелишне напомнить, что по темпам роста объемов промышленного производства и экспорта эти страны по-прежнему входят в число 15 мировых лидеров по означенным показателям. Индустриальная начинка экономики и, соответственно, экспорта данных стран проявляется также в структуре и динамике их торговли с Россией.
Немаловажно и то, что, по многим экспертным оценкам, создание ЗСТ между ЕАЭС и вышеупомянутыми четырьмя странами позволит минимум на 15% повысить уровень использования производственных мощностей и в регионе ЕАЭС, и в данных странах-партнерах. А это, в свою очередь, ведёт к росту спроса на квалифицированную рабочую силу, высокопрофессиональные инженерно-технические, научные кадры и т.п. Так что очевидны и обоюдные социальные выгоды от свободного торгового режима.
Впрочем, ЗСТ будут формироваться поэтапно, точнее – не все товары производства/экспорта данных стран сразу войдут в эту зону. Но сразу вводится в зонах такого рода двухсторонний контроль за реэкспортом. Словом, так же, как это имеет место в ЗСТ Вьетнама с ЕАЭС, учрежденной осенью 2016-го.
Как показывает мировая практика создания таких зон, сперва в них включаются товары, взаимный экспорт/импорт которых не снижает конкурентоспособность их национального производства. А по мере развития кооперационных технологических цепочек – на основе взаимопоставок оборудования и/или комплектующих в рамках свободного торгового режима – в сферу обоюдной свободной торговли включается в большей мере высокотехнологичная/наукоёмкая продукция. Скажем, до 70% общего объема взаимного экспорта такой продукции (полуфабрикатов, комплектующих и конечных товаров) в ЗСТ между КНР и блоком АСЕАН производится на базе научно-технологической кооперации между Китаем и странами-членами АСЕАН.
Тем временем последние данные (за 3-й квартал 2016 г.) по структуре и динамике торговли РФ с Сингапуром, Египтом, Ираном и Индией подтверждают заинтересованность обеих сторон в создании ЗСТ с широким ассортиментом товаров, включая высокотехнологичные. Так, в 2016-м совокупный экспорт таких товаров из этих стран в Россию возрос примерно наполовину. Встречные поставки из РФ продукции с высокой добавленной стоимостью увеличились на треть.
Характерно, что на машины, оборудование и транспортные средства уже приходится свыше 60% импорта России из Сингапура (в 3 квартале 2015 г. – почти 50%), на продукцию химпрома – около 25%. А импорт РФ из Египта достиг около 41 млн. долл., увеличившись почти на 31% в сравнении с тем же периодом 2015 г. Наибольший прирост импорта РФ из этой страны приходится на разнообразное оборудование – поставки выросли более чем на 800 тыс. долл. Ввоз продуктов переработки зерновых возрос примерно на 700 тыс. долл. Экспорт же из РФ товаров черной металлургии увеличился почти на 20 млн. долл.
Устойчивый тренд роста и в российско-иранской торговле: она в 3 квартале 2016 г. превысила 703 млн. долл., увеличившись почти вдвое в сравнении с тем же периодом 2015 г. В том числе экспорт России в Иран составил около 673 млн. долл. – на 75% больше уровня 3-го квартала 2015 г. Доля машин и оборудования в российском экспорте составила 44,1%, металлургической продукции – около 16%. При этом экспорт из РФ различного оборудования возрос почти на 240 млн. долл., черных металлов – на 60,1 млн., транспортных средств (включая локомотивы и вагоны) – почти на 50 млн. А в импорте РФ из Ирана общая доля сельхозпродукции и товаров химпрома почти достигла 76%.
Среди упомянутых стран-партнеров лидирует торговля России с Индией: в 3 квартале прошлого года взаимный товарооборот превысил 2 млрд. долл. – на 10% больше уровня того же периода 2015 г. Причем российский экспорт (около 1,5 млрд.) возрос почти на 12,5%. Доля машин и оборудования в поставках из РФ достигает 25,5% – на 10% больше, товаров химпрома – около 20%, других товаров с высокой добавленной стоимостью – до 25%. В импорте РФ из Индии доля товаров химпрома – 35%, сельхозпродукции – до 25%, оборудования и транспортных средств – почти 20%.
Словом, происходят важные качественные изменения в торговле между Россией, с одной стороны, и Египтом, Сингапуром, Индией, Ираном – с другой. Схожие тренды характерны для торговли той же зарубежной четвёрки с другими странами ЕАЭС. Все эти факторы, вместе взятые, – весомый экономический фундамент для зон свободной торговли упомянутых стран с ЕАЭС.
________________________
Фото http://am.utro.news/