Полуостров зачищают от строителей «халифата» - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 24.11.2024 |

Полуостров зачищают от строителей «халифата»

События конца прошлого месяца заставили вновь обратиться к проблеме радикального исламизма в Крыму. 26 января силовики провели в городе Бахчисарае спецоперацию против подозреваемых в связях с террористической организацией «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», запрещённой в России и многих других странах мира. В итоге были задержаны два человека, получившие «административные» сроки. Жителю Бахчисарая Сейрану Салиеву суд назначил 12 суток ареста за распространение материалов и пропаганду атрибутики «хизбов» (ст. 20.29 КоАП РФ и ст. 20.3 КоАП РФ), а второго фигуранта – Эмиля Курбединова приговорили к 10 суткам ареста за пропаганду атрибутики этой запрещённой исламистской организации (ст. 20.3 КоАП РФ).

Очевидно, что опасения специалистов по поводу радикального исламского подполья в Крыму имеют под собой основания. Далеко не все приверженцы деструктивных исламских течений уехали на Украину после воссоединения Крыма с Россией. Полуостров покинули главным образом их лидеры и боевики с опытом участия в вооружённых конфликтах, справедливо опасавшиеся встречи с российскими правоохранителями. Данные о количестве таких «беглецов» колеблются в диапазоне от нескольких сотен до нескольких тысяч. Основная же масса исламистов, состоящая из рядовых членов и сторонников, осталась в Крыму. Некоторые из них структурно объединены в «спящие» ячейки, а самые смелые пытаются вести вербовочную и пропагандистскую работу среди крымско-татарского населения.

Вместе с тем после воссоединения Крыма с Россией на полуострове началась системная борьба с радикальными исламистскими движениями. Правоохранительные органы принялись активно выявлять носителей опасных взглядов и ликвидировать их структурные подразделения.

Недавняя бахчисарайская операция против адептов «Партии исламского освобождения» была далеко не первой после вхождения Крыма в состав России. В течение 2015-2016 гг. силовики провели целый ряд мероприятий в разных регионах полуострова по нейтрализации ячеек этой группировки, арестовав около 20 её активных членов. Большинство из них проходят по ст. 205 ч. 5 УК РФ «Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации».

В конце марта 2015 года заместитель начальника главка МВД РФ по противодействию экстремизму Владимир Макаров проинформировал, что с момента воссоединения с Россией на полуострове вчетверо сократилось число сторонников «Хизб ут-Тахрир» – с 10 до 2,5 тысячи.  Осенью того же года правоохранители сообщили, что приверженцев радикального ислама в Крыму насчитывается до тысячи человек, они не активны и находятся под контролем.

Помимо выявления и зачистки опасных исламистов, шла работа по пресечению пропаганды экстремистской и террористической идеологии среди крымского населения. В 2015 году за пропаганду радикального исламизма и призывы бороться с «неверными» привлекли к ответственности девятерых крымских интернет-блогеров. Кроме того, были выявлены 1412 человек, которые распространяли на полуострове экстремистскую идеологию, прежде всего, религиозного толка. А за лето 2016 года оперативники заблокировали восемь групп экстремистских сайтов и возбудили пять уголовных дел в отношении крымчан, призывавших к террористической деятельности.

Как видим, упрекать российские спецслужбы за недоработку в Крыму нет ни малейших оснований. Менее чем за три года, минувших со дня возвращения Крыма в лоно России, активность радикальных исламистских движений в регионе была резко снижена. На сегодняшний день адепты деструктивных исламских движений не могут открыто пропагандировать свои опасные идеи и вербовать здесь новых сторонников, как это было при украинской власти.

Ясно, что исламисты стараются адаптироваться к деятельности в новых условиях – конспирируются, перестраховываются, проявляют повышенную осторожность. По некоторым сведениям, «хизбы» из Поволжья ещё в 2014 году приезжали в Крым и инструктировали своих соратников об особенностях ведения противозаконной деятельности в российских реалиях.

***

В настоящее время существует ряд внешних угроз, которые связаны с агрессивным исламизмом и способны негативно воздействовать на обстановку в Крыму. Глава Крыма Сергей Аксёнов при подведении итогов работы антитеррористической комиссии за 2016 год подчеркнул, что оперативная обстановка в республике характеризуется ростом угрозы экспорта терроризма извне.

Одна из таких угроз – провокационная деятельность лидеров запрещённого в России псевдотатарского «меджлиса» и воинствующих исламистов, сбежавших из Крыма и осевших на Украине. При одобрении украинской власти татарские националисты и исламисты сконцентрировались в приграничной с Крымом Херсонской области и превратили её в очаг напряжённости. Сначала они вместе с украинскими неонацистскими бандами устраивали «блокады» Крыма, а затем принялись формировать «мусульманский добровольческий батальон».

Из разных источников поступала информация, что в это подразделение вошли и боевики, воевавшие в отрядах террористического «Исламского государства». Смычку татарских экстремистов с исламскими террористами косвенно подтверждает и сам бывший глава «меджлиса» Мустафа Джемилев, который незадолго до референдума о вхождении Крыма в Россию откровенно заявил изданию The Financial Times: «У нас есть исламисты, ваххабиты, салафиты... группы, которые воевали (на стороне оппозиции) в Сирии». Очередной провокацией «меджлиса» стало создание в Киеве нового «муфтията Крыма» как противовеса легитимному Духовному управлению мусульман Крыма и Севастополя (ДУМКС). Джемилев пояснил такой шаг тем, что существующее исламское централизованное духовное учреждение полуострова «не отражает надежды и мысли мусульман Крыма».

Если же называть вещи своими именами, «меджлисовцев» просто не устраивало, что муфтий Крыма Эмирали Аблаев отказывается участвовать в их антироссийских акциях и плодотворно сотрудничает с крымской властью. В Крыму есть понимание того, что цель альтернативного «муфтията» – служить инструментом в руках татарских изгоев-политиканов и вносить раскол в исламское сообщество полуострова.

Угроза радикального исламизма для Крыма исходит и от Турции. Это связано с несколькими обстоятельствами. Во-первых, не секрет, что Турецкая Республика давно является приютом для джихадистов всех мастей. Во-вторых, набирает обороты процесс исламизации турецкого общества по инициативе «сверху». Всё это вызывает беспокойство в связи с исторически сложившейся ориентацией крымского исламского сообщества на Турцию и сильным влиянием с её стороны.

Крымское мусульманское духовенство уже выразило желание возобновить религиозное сотрудничество с Турцией, прерванное после инцидента с российским самолётом Су-24. В октябре глава Духовного управления мусульман Крыма Э. Аблаев обсуждал эту тему в Стамбуле с главой турецкого Управления по делам религии Мехметом Гермезом.  

Перспективу восстановления турецкого религиозного влияния на крымскую умму сложно оценить однозначно. С одной стороны, Турция активно поддерживала крымских татар в процессе репатриации из Средней Азии и обустройства в Крыму, помогала строить мечети и обучать имамов. В то же время на полуостров проникали представители турецких религиозных сект и подозрительных фондов. При их поддержке в Крыму работали мусульманские учебные заведения, многие выпускники которых «почему-то» оказывались адептами экстремистских организаций. Яркий пример – Азовское медресе исламских наук, действовавшее под патронатом фонда «Азиз Махмуд Худаи Вакуфи». Ещё одно учебное заведение – Крымскую гимназию-интернат для одарённых детей в селе Танковое Бахчисарайского района курировала турецкая фирма «Новые технологии в образовании», которую связывают с запрещённой в России экстремистской организацией «Нурджулар» и турецкой разведкой MIT.

В январе прошлого года в правительстве Крыма отрапортовали, что деятельность турецких религиозных сект «Нурджулар» и «Сулейманджилар» на полуострове пресечена, каналы их финансирования перекрыты, а миссионеры уже находятся за пределами РФ. Между тем в условиях нормализации российско-турецких отношений бизнесмены из Турции вновь стали желанными гостями в Крыму, и не исключено, что на этой волне на полуостров попытаются вернуться эмиссары турецких исламистских группировок.

Помимо этого существует опасность проникновения в Крым распространителей идеологии несвойственного региону «чистого ислама» арабского образца. Миссионеры деструктивных исламских течений могут попробовать легализоваться на полуострове в форме благотворительных фондов и организаций, чтобы под прикрытием «благих дел» пропагандировать радикальные исламские учения и финансировать их приверженцев. В первую очередь, речь идёт об агентах из стран Персидского залива, являющихся традиционными спонсорами ваххабизма в России.

В этой связи показателен случай со всеукраинской ассоциацией общественных организаций «Альраид», получающей финансирование примерно из 20 фондов в арабских нефтяных монархиях.  18 мая 2014 года бывший крымский филиал ВАОО «Альраид» был перерегистрирован в правовом поле российского Крыма под названием «Ассоциация содействия реализации социальных и культурных проектов "Созидание"». Органы юстиции тогда сочли ассоциацию соответствующей требованиям российского законодательства, но в январе прошлого года в ходе межведомственной проверки правоохранители изъяли в одном из зданий «Созидания» экстремистскую литературу.

Впрочем, в кругу российских религиоведов легализация филиала «Альраида» в правовом поле российского Крыма изначально вызвала изумление, поскольку в РФ об этой организации знали не понаслышке. Попадающая в Россию «просветительская» литература «альраидовцев» по результатам лингвистических экспертиз пополняла федеральный список экстремистских материалов, а саму организацию эксперты считают легальным представительством запрещённой в России террористической организации «Братья-мусульмане».

Ещё одним серьёзным вызовом для Крыма и особенно его мусульманской части населения являются боевые действия в Сирии и Ираке. Только по официальным данным за 2015 год, 106 крымчан воюют в рядах головорезов ИГ. Вполне можно допустить, что недобитые крымские боевики попытаются вернуться домой через Украину, а вербовщики ИГ попробуют проникнуть в Крым с Северного Кавказа. В последние годы в этом регионе усилилась активность их приверженцев.

Ближневосточный вызов только кажется чем-то далёким и совершенно не касающимся Крыма. В действительности он несёт полуострову определённую опасность. Степень этой опасности не стоит искусственно преувеличивать, но её необходимо учитывать и своевременно предотвращать.

Перерегистрация в Крыму местного филиала «Альраида» у многих жителей полуострова вызвала недоумение

***

Сегодня крымчане гораздо лучше защищены от угроз со стороны радикального ислама, чем в украинский период истории Крыма. В этом смысле периодические спецоперации по зачистке ячеек террористических исламистских организаций – не повод для паники, а необходимые санитарные мероприятия, типичные для многих регионов России.

________________________

Фото http://www.arraid.org/ru/node/5170

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
7820
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика