События конца прошлого месяца заставили вновь обратиться к проблеме радикального исламизма в Крыму. 26 января силовики провели в городе Бахчисарае спецоперацию против подозреваемых в связях с террористической организацией «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», запрещённой в России и многих других странах мира. В итоге были задержаны два человека, получившие «административные» сроки. Жителю Бахчисарая Сейрану Салиеву суд назначил 12 суток ареста за распространение материалов и пропаганду атрибутики «хизбов» (ст. 20.29 КоАП РФ и ст. 20.3 КоАП РФ), а второго фигуранта – Эмиля Курбединова приговорили к 10 суткам ареста за пропаганду атрибутики этой запрещённой исламистской организации (ст. 20.3 КоАП РФ).
Очевидно, что опасения специалистов по поводу радикального исламского подполья в Крыму имеют под собой основания. Далеко не все приверженцы деструктивных исламских течений уехали на Украину после воссоединения Крыма с Россией. Полуостров покинули главным образом их лидеры и боевики с опытом участия в вооружённых конфликтах, справедливо опасавшиеся встречи с российскими правоохранителями. Данные о количестве таких «беглецов» колеблются в диапазоне от нескольких сотен до нескольких тысяч. Основная же масса исламистов, состоящая из рядовых членов и сторонников, осталась в Крыму. Некоторые из них структурно объединены в «спящие» ячейки, а самые смелые пытаются вести вербовочную и пропагандистскую работу среди крымско-татарского населения.
Вместе с тем после воссоединения Крыма с Россией на полуострове началась системная борьба с радикальными исламистскими движениями. Правоохранительные органы принялись активно выявлять носителей опасных взглядов и ликвидировать их структурные подразделения.
Недавняя бахчисарайская операция против адептов «Партии исламского освобождения» была далеко не первой после вхождения Крыма в состав России. В течение 2015-2016 гг. силовики провели целый ряд мероприятий в разных регионах полуострова по нейтрализации ячеек этой группировки, арестовав около 20 её активных членов. Большинство из них проходят по ст. 205 ч. 5 УК РФ «Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации».
В конце марта 2015 года заместитель начальника главка МВД РФ по противодействию экстремизму Владимир Макаров проинформировал, что с момента воссоединения с Россией на полуострове вчетверо сократилось число сторонников «Хизб ут-Тахрир» – с 10 до 2,5 тысячи. Осенью того же года правоохранители сообщили, что приверженцев радикального ислама в Крыму насчитывается до тысячи человек, они не активны и находятся под контролем.
Помимо выявления и зачистки опасных исламистов, шла работа по пресечению пропаганды экстремистской и террористической идеологии среди крымского населения. В 2015 году за пропаганду радикального исламизма и призывы бороться с «неверными» привлекли к ответственности девятерых крымских интернет-блогеров. Кроме того, были выявлены 1412 человек, которые распространяли на полуострове экстремистскую идеологию, прежде всего, религиозного толка. А за лето 2016 года оперативники заблокировали восемь групп экстремистских сайтов и возбудили пять уголовных дел в отношении крымчан, призывавших к террористической деятельности.
Как видим, упрекать российские спецслужбы за недоработку в Крыму нет ни малейших оснований. Менее чем за три года, минувших со дня возвращения Крыма в лоно России, активность радикальных исламистских движений в регионе была резко снижена. На сегодняшний день адепты деструктивных исламских движений не могут открыто пропагандировать свои опасные идеи и вербовать здесь новых сторонников, как это было при украинской власти.
Ясно, что исламисты стараются адаптироваться к деятельности в новых условиях – конспирируются, перестраховываются, проявляют повышенную осторожность. По некоторым сведениям, «хизбы» из Поволжья ещё в 2014 году приезжали в Крым и инструктировали своих соратников об особенностях ведения противозаконной деятельности в российских реалиях.
***
В настоящее время существует ряд внешних угроз, которые связаны с агрессивным исламизмом и способны негативно воздействовать на обстановку в Крыму. Глава Крыма Сергей Аксёнов при подведении итогов работы антитеррористической комиссии за 2016 год подчеркнул, что оперативная обстановка в республике характеризуется ростом угрозы экспорта терроризма извне.
Одна из таких угроз – провокационная деятельность лидеров запрещённого в России псевдотатарского «меджлиса» и воинствующих исламистов, сбежавших из Крыма и осевших на Украине. При одобрении украинской власти татарские националисты и исламисты сконцентрировались в приграничной с Крымом Херсонской области и превратили её в очаг напряжённости. Сначала они вместе с украинскими неонацистскими бандами устраивали «блокады» Крыма, а затем принялись формировать «мусульманский добровольческий батальон».
Из разных источников поступала информация, что в это подразделение вошли и боевики, воевавшие в отрядах террористического «Исламского государства». Смычку татарских экстремистов с исламскими террористами косвенно подтверждает и сам бывший глава «меджлиса» Мустафа Джемилев, который незадолго до референдума о вхождении Крыма в Россию откровенно заявил изданию The Financial Times: «У нас есть исламисты, ваххабиты, салафиты... группы, которые воевали (на стороне оппозиции) в Сирии». Очередной провокацией «меджлиса» стало создание в Киеве нового «муфтията Крыма» как противовеса легитимному Духовному управлению мусульман Крыма и Севастополя (ДУМКС). Джемилев пояснил такой шаг тем, что существующее исламское централизованное духовное учреждение полуострова «не отражает надежды и мысли мусульман Крыма».
Если же называть вещи своими именами, «меджлисовцев» просто не устраивало, что муфтий Крыма Эмирали Аблаев отказывается участвовать в их антироссийских акциях и плодотворно сотрудничает с крымской властью. В Крыму есть понимание того, что цель альтернативного «муфтията» – служить инструментом в руках татарских изгоев-политиканов и вносить раскол в исламское сообщество полуострова.
Угроза радикального исламизма для Крыма исходит и от Турции. Это связано с несколькими обстоятельствами. Во-первых, не секрет, что Турецкая Республика давно является приютом для джихадистов всех мастей. Во-вторых, набирает обороты процесс исламизации турецкого общества по инициативе «сверху». Всё это вызывает беспокойство в связи с исторически сложившейся ориентацией крымского исламского сообщества на Турцию и сильным влиянием с её стороны.
Крымское мусульманское духовенство уже выразило желание возобновить религиозное сотрудничество с Турцией, прерванное после инцидента с российским самолётом Су-24. В октябре глава Духовного управления мусульман Крыма Э. Аблаев обсуждал эту тему в Стамбуле с главой турецкого Управления по делам религии Мехметом Гермезом.
Перспективу восстановления турецкого религиозного влияния на крымскую умму сложно оценить однозначно. С одной стороны, Турция активно поддерживала крымских татар в процессе репатриации из Средней Азии и обустройства в Крыму, помогала строить мечети и обучать имамов. В то же время на полуостров проникали представители турецких религиозных сект и подозрительных фондов. При их поддержке в Крыму работали мусульманские учебные заведения, многие выпускники которых «почему-то» оказывались адептами экстремистских организаций. Яркий пример – Азовское медресе исламских наук, действовавшее под патронатом фонда «Азиз Махмуд Худаи Вакуфи». Ещё одно учебное заведение – Крымскую гимназию-интернат для одарённых детей в селе Танковое Бахчисарайского района курировала турецкая фирма «Новые технологии в образовании», которую связывают с запрещённой в России экстремистской организацией «Нурджулар» и турецкой разведкой MIT.
В январе прошлого года в правительстве Крыма отрапортовали, что деятельность турецких религиозных сект «Нурджулар» и «Сулейманджилар» на полуострове пресечена, каналы их финансирования перекрыты, а миссионеры уже находятся за пределами РФ. Между тем в условиях нормализации российско-турецких отношений бизнесмены из Турции вновь стали желанными гостями в Крыму, и не исключено, что на этой волне на полуостров попытаются вернуться эмиссары турецких исламистских группировок.
Помимо этого существует опасность проникновения в Крым распространителей идеологии несвойственного региону «чистого ислама» арабского образца. Миссионеры деструктивных исламских течений могут попробовать легализоваться на полуострове в форме благотворительных фондов и организаций, чтобы под прикрытием «благих дел» пропагандировать радикальные исламские учения и финансировать их приверженцев. В первую очередь, речь идёт об агентах из стран Персидского залива, являющихся традиционными спонсорами ваххабизма в России.
В этой связи показателен случай со всеукраинской ассоциацией общественных организаций «Альраид», получающей финансирование примерно из 20 фондов в арабских нефтяных монархиях. 18 мая 2014 года бывший крымский филиал ВАОО «Альраид» был перерегистрирован в правовом поле российского Крыма под названием «Ассоциация содействия реализации социальных и культурных проектов "Созидание"». Органы юстиции тогда сочли ассоциацию соответствующей требованиям российского законодательства, но в январе прошлого года в ходе межведомственной проверки правоохранители изъяли в одном из зданий «Созидания» экстремистскую литературу.
Впрочем, в кругу российских религиоведов легализация филиала «Альраида» в правовом поле российского Крыма изначально вызвала изумление, поскольку в РФ об этой организации знали не понаслышке. Попадающая в Россию «просветительская» литература «альраидовцев» по результатам лингвистических экспертиз пополняла федеральный список экстремистских материалов, а саму организацию эксперты считают легальным представительством запрещённой в России террористической организации «Братья-мусульмане».
Ещё одним серьёзным вызовом для Крыма и особенно его мусульманской части населения являются боевые действия в Сирии и Ираке. Только по официальным данным за 2015 год, 106 крымчан воюют в рядах головорезов ИГ. Вполне можно допустить, что недобитые крымские боевики попытаются вернуться домой через Украину, а вербовщики ИГ попробуют проникнуть в Крым с Северного Кавказа. В последние годы в этом регионе усилилась активность их приверженцев.
Ближневосточный вызов только кажется чем-то далёким и совершенно не касающимся Крыма. В действительности он несёт полуострову определённую опасность. Степень этой опасности не стоит искусственно преувеличивать, но её необходимо учитывать и своевременно предотвращать.
Перерегистрация в Крыму местного филиала «Альраида» у многих жителей полуострова вызвала недоумение
***
Сегодня крымчане гораздо лучше защищены от угроз со стороны радикального ислама, чем в украинский период истории Крыма. В этом смысле периодические спецоперации по зачистке ячеек террористических исламистских организаций – не повод для паники, а необходимые санитарные мероприятия, типичные для многих регионов России.
________________________
Фото http://www.arraid.org/ru/node/5170