Давно уже не секрет, что Россия настойчиво восстанавливает свои позиции в Арктике. В прошлом утрачено было очень много – одни возможности Северного морского пути, которыми располагал Советский Союз, чего стоят!
Возвращению в регион альтернативы нет. Как было сообщено на прошедшем в конце марта в Архангельске Международном форуме «Арктика – территория диалога», уже сегодня 10% ВВП России складывается из результатов работы предприятий, функционирующих в этом регионе. Здесь сосредоточены треть мировых газовых запасов, внушительные залежи нефти и угля, производится почти весь российский никель и кобальт, 60% меди, большая часть алмазов. С учетом всех этих обстоятельств интерес РФ к Арктике, естественно, становится все более устойчивым, хозяйственная активность интенсифицируется, и, как заявил Владимир Путин на форуме, «вряд ли что-то может поменять наши приоритеты в этом регионе».
Большие богатства закономерно вызывают и повышенный интерес конкурентов, тем более что экономическое отступление России из региона в 1990-е годы сопровождалось и снижением оборонных возможностей. Соответственно, и возвращение сюда не может не идти бок о бок с повышением уровня собственно военных возможностей.
Еще в июле 2015 г. глава Минобороны генерал армии Сергей Шойгу назвал создание военной инфраструктуры в Арктике одним из основных приоритетов развития Вооруженных сил РФ наряду с совершенствованием аэродромной сети и внедрением передовых технологий, связанных с материально-техническим обеспечением войск.
За словами последовали дела. Уже к концу того же года, как сообщил высокопоставленный источник в российском Генштабе, РФ практически завершила обустройство шести военных баз на арктических островах и материковой заполярной части страны и серьезно продвинулась в деле строительства и совершенствования арктической инфраструктуры, а также укомплектования группировки войск на Севере личным составом.
Базы развернуты на островах Котельный (Новосибирские острова), Земля Александры (входит в архипелаг Земля Франца-Иосифа), Средний (Северная Земля), а также в поселке Рогачево (Новая Земля), на мысе Шмидта и острове Врангеля (входят в Чукотский автономный округ). Построены или реконструированы первоочередные объекты инфраструктуры, в том числе административно-жилищные комплексы – военные городки замкнутого цикла: аэродромы, боевые позиции арктических частей и подразделений. Вновь построенные комплексы приняли сотни военнослужащих, выполняющих свой воинский долг в суровых условиях Арктики.
В течение нынешнего года намечено завершить возведение оставшихся инфраструктурных объектов и совершенствование аэродромной сети, чтобы к 2018 г. иметь в Арктике самодостаточные мобильные группировки войск.
Недавно в Минобороны проведено испытание новой военной техники, которая предназначена для действий в арктических условиях. Испытанию подверглись армейские снегоходы, двухзвенные гусеничные транспортеры, спецтранспорт на шинах сверхнизкого давления.
Следуя политике открытости, Министерство обороны РФ на своем сайте на днях представило фоторепортаж с уникальной военной базы в Арктике, которая возведена на острове Александры архипелага Земля Франца-Иосифа и получила название «Арктический трилистник» (сейчас, правда, сайт временно недоступен, по справке Центра информационного обеспечения МО РФ, «ведутся профилактические работы»). База, площадь которой составляет более 14 тыс. квадратных метров, стала первым объектом капитального строительства, возведенным на 80-м градусе северной широты.
Её инфраструктуру составляют сооружения специального назначения, а также пункты управления, ангары для специальной и военной техники, автономный энергоблок, специализированные хранилища и склады – все это объекты с особым режимом допуска. С большим комфортом (учитывая суровые условия места размещения) расположился личный состав. Жилой комплекс имеет четыре этажа, в нем есть комнаты для проживания военнослужащих, офицерская столовая, тренажерный и киноконцертный залы, атриум, библиотека, оранжерея, медицинский блок. В «Трилистнике» могут проживать до 150 военнослужащих в течение полутора лет.
Как только сайт будет активирован, пользователи смогут лично ознакомиться с условиями быта и службы на базе, совершив виртуальную экскурсию по каждому из этажей жилого комплекса.
Разумеется, геополитические противники и просто недруги России в один голос возопили о попытках нашей страны военным путем ущемить интересы других арктических государств. Так, американский журнал The National Interest написал в апрельском номере, что усиление военного потенциала России в Арктике, в том числе размещение специальных систем ПВО, предназначенных для работы в сложных условиях, является очередным примером того, что Северный полюс все ближе к тому, чтобы стать ареной противостояния. По словам автора Майкла Пека, Москва особо не скрывает наращивание своего потенциала в регионе.
А газета The Times прямо утверждала 18 апреля, что военная база «Арктический трилистник» создана для установления силового контроля над ресурсами полярного региона: «Россия построила самое большое сооружение в Арктике – военную базу, чтобы захватить полярный регион, богатый нефтью».
Свои «пять копеек» в общий хор внес и некий «специалист по международным отношениям» Ю. Райхель с Украины. «Российские поползновения в Арктике входят составной частью в общее противостояние с Западом», – заявил он. При этом, по его убеждению, «несмотря на крикливые заявления и какие-то военно-технические действия шансов выиграть соревнование в Арктике у России нет. Отсутствуют не только финансы, но и другие ресурсы. Остаются только слова и заявления для внутреннего потребления». Сдается, однако, что этот претендующий на проницательность «эксперт» просто-напросто перепутал Россию со своей страной, отличающейся после 2014 г. воинственными заявлениями да агрессивным попрошайничеством.
В контексте обвинений в некоей экспансии России в полярных областях следует, пожалуй, напомнить сделанное российским президентом в ноябре прошлого года заявление, что Россия должна ускорить освоение своих территорий в Арктике и на Дальнем Востоке, сделав акцент вовсе не на военной составляющей, а на необходимости взаимодействия между учеными, властью и бизнесом. При этом Владимир Путин в очередной раз призывал не превращать Арктику в место для геополитических игр военных блоков и раздела сфер влияния.
24 апреля спецпредставитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов заявил телеканалу RT, что не видит угроз для международной безопасности в размещении российских военных баз в Арктике. «Я был министром обороны и знаю, о чем говорю. У нас есть несколько, как их называют, новых военных баз, но они не новые, они достались нам от СССР. Наши базы не оказывают влияния на международную безопасность, они исключительно оборонительные». Кроме того, по словам С. Иванова, российские военные базы помогают исследовать Арктику в мирных целях, например в изучении погодных изменений и движения тающих льдов.
К слову, упомянутый выше автор из The National Interest не скрывает, что США, Канада и другие страны Запада, привлеченные богатствами Арктики, готовятся здесь к возможному конфликту. Так, ВМФ США ведут разработки подводных беспилотников для изучения ледяной шапки, а Канада стремится объединить усилия США, Норвегии и Дании по финансированию спутника военной связи, предназначенной для освоения региона.
При характеристике военных баз РФ в Арктике хотелось бы сделать акцент на слове «оборонительные». Конечно, изучение динамики льдов и течений – не главное в задачах арктической группировки российских войск. Но и какая-либо экспансия в их планы не входит. Другое дело, что все любители легкой наживы должны отдавать себе отчет: российские полярные ресурсы – под надежной охраной и обороной.
______________________________
Фото http://mil.ru