В начале мая спонсируемый Фондом Дж. Сороса интернет-ресурс EurasiaNet.org опубликовал материал «ГУАМ отказывается от антироссийской позиции в пользу экономического сотрудничества?», посвященный состоявшемуся в конце марта в Киеве съезду объединения. Появление публикации явно говорит о наличии планов по реанимации ГУАМ, который изначально создавался как «санитарный кордон» против России.
Организация за демократию и экономическое развитие, названная по первым буквам наименований входящих в нее государств (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия – ГУАМ) была создана в октябре 1997 г. на страсбургском саммите Совета Европы. Ее основными программными документами стали хартия, принятая в июне 2001 на ялтинском саммите, и устав, который был утвержден в мае 2006 г. на киевском саммите. Если в хартии цели деятельности ГУАМ были заявлены как преимущественно экономические (содействие социально-экономическому развитию, укрепление торгово-экономических связей, развитие транспортно-коммуникационных проектов и т.п.), то в уставе они уже явно смещаются в политическую плоскость (утверждение демократических ценностей, верховенства закона и прав человека, укрепление международной и региональной безопасности, европейская интеграция и т.д.).
Первоначально в деятельности организации участвовал Узбекистан, благодаря чему в ее названии одно время присутствовала еще одна буква «У» (ГУУАМ). Ташкент присоединился к объединению в апреле 1999 г., но очень скоро стал его мероприятия игнорировать. В деятельности организации стал все более отчетливо проявляться антироссийский акцент, а портить отношения с Москвой Ислам Каримов не хотел. Поэтому после первой «оранжевой» революции на Украине Ташкент решил ряды организации покинуть, заявив, что активно участвовать в ее деятельности ему мешают особенности географического положения.
С тех пор ГУАМ обрел свой современный вид в виде четырех постсоветских государств, объединенных главным образом наличием конфликтов с Россией. Наиболее оживленный период деятельности объединения пришелся на первые годы президентства В. Ющенко, после чего его активность явно стала спадать. С 2008 г. саммиты ГУАМ ни разу не проводились.
Главная задача, которая изначально ставилась перед ГУАМ – служить «санитарным кордоном», который отделял бы РФ от Европы поясом враждебных государств. Будучи разработанной после окончания Первой мировой войны для изоляции советской России, эта концепция была вновь задействована после распада СССР, когда для ее реализации появились соответствующие условия. Цели, с которыми создавался ГУАМ, сегодня уже и не скрываются. «Организация была основана в 1997 году в качестве регионального блока для совместного противостояния вмешательству России в дела стран-членов, – отмечает EurasiaNet. – На тот момент США и ЕС оказывали поддержку этой инициативе». «ГУАМ был клубом «хороших парней», новой осью новых стран, – заявил изданию профессор университета Монтаны, американский журналист Томас Гольц, – которые старались оказывать сопротивление России в знакомых, постсоветских условиях и которые могли рассчитывать на поддержку «международного сообщества», если коса найдет на камень».
В деятельности ГУАМ прослеживается явная закономерность: его активность возрастает в периоды, когда в политике Украины как ключевого элемента объединения нарастают антироссийские тенденции. После евромайдана 2014 г. этого не произошло во многом потому, что в состав новых украинских элит американцы «впихнули» М. Саакашвили, с которым у нового грузинского руководства крайне плохие отношения. После его ухода с поста губернатора Одесской области отношения Киева с Тбилиси заметно улучшились, что и позволило провести 27 марта и именно в Киеве первый за девять лет саммит ГУАМ.
Правда, назвать его результаты успешными довольно трудно. По итогам саммита было принято решение создать, наконец, между четырьмя странами зону свободной торговли, соглашение по которой вступило в силу еще в 2003 г. Однако сделать это будет не просто. Молдавия и Украина уже являются участниками Зоны свободной торговли СНГ. В отношении Украины Россия со 2 января 2016 г. ее действие прекратила, но с другими странами это соглашение по-прежнему действует. И каким образом в ЗСТ СНГ будут вписаны еще и Грузия с Азербайджаном, непонятно.
Объем экономики четырех стран ГУАМ для создания жизнеспособной зоны свободной торговли слишком мал. По данным МФВ за 2016 г., номинальный ВВП Украины составлял 83,55 млрд. долл., Азербайджана – 35,14 млрд., Грузии – 14 млрд., а Молдавии – всего 6,08 млрд. В совокупности их номинальный ВВП за прошлый год составлял всего около 139 млрд. долл. Для сравнения: почти такой же номинальный ВВП в прошлом году имел Казахстан (116,15 млрд. дол.), который в сочетании с Белоруссией (45,89 млрд.) заметно превосходит ГУАМ. Россия же по размеру экономики (1132,74 млрд. долл.) превосходит его в восемь раз.
К тому же географически страны ГУАМ разделены Черным морем на два блока, что отнюдь не способствует развитию между ними торговли. Перевалка грузов с железнодорожного и автомобильного транспорта на морской заметно удорожает стоимость перевозок, а транзит грузов через территорию России затруднен из-за крайне натянутых отношений между Киевом и Москвой. Теоретически страны ГУАМ могли бы служить транзитным коридором между Китаем, Средней Азией и Европой, но опыт пробной отправки украинского грузового поезда по этому маршруту показал, что сроки его прохождения гораздо дольше, а стоимость – выше, чем транзит товаров по железной дороге через Россию.
Состоявшийся в марте с.г. саммит ГУАМ в Киеве стал первым после девятилетней паузы
Примечательно, что, несмотря на декларации о необходимости построения экономического союза, тот же EurasiaNet.org видит в ГУАМ, прежде всего, политическое объединение, направленное на противодействие РФ. «…Теперь сложились довольно благоприятные условия для восстановления сотрудничества… – утверждает издание. – После аннексии Россией Крыма в 2014 году все четыре государства ГУАМ объединяет одна проблема: в той или иной мере поддерживаемые Россией сепаратисты контролируют часть территории этих стран». То есть главным смыслом существования объединения является все то же противостояние «российской угрозе», а отнюдь не мифическая экономическая интеграция, для которой попросту отсутствует база.
«Нерешенные конфликты в регионе ГУАМ вновь затрудняют наше политическое, экономическое и социальное развитие, – приводит EurasiaNet заявление премьер-министра Грузии Георгия Квирикашвили. – В связи с этим голос ГУАМ должен звучать как можно громче. Для всех нас важно более активно использовать потенциал ГУАМ с целью достижения широкой международной поддержки и адекватной реакции в связи с фактами посягательства на территориальную целостность государств-членов ГУАМ».
О необходимости урегулирования конфликтов на территории объединения не раз заявляли и представители Азербайджана, вот уже более четверти века конфликтующего из-за Нагорного Карабаха с Арменией. «В первую очередь необходимо объединить усилия для разрешения существующих конфликтов в регионе ГУАМ, – заявил в декабре прошлого года генеральный секретарь ГУАМ, бывший посол Азербайджана в Испании Алтай Эфендиев. – ГУАМ как региональная организация имеет политическую платформу, и в рамках организации страны-члены должны выступить с единой позиции по многим вопросам, в частности противостоять агрессии, фактам оккупации территорий стран-членов со стороны других государств». При этом Азербайджан в силу своего географического положения и наличия нефтегазовых ресурсов больше других стран заинтересован в развитии транспортно-коммуникационных проектов, которые, по признанию азербайджанских аналитиков, реализуются им сейчас совместно с Грузией, но вовсе не под эгидой ГУАМ.
Новой проблемой для развития организации является Молдавия, которая после избрания президентом И. Додона явно не вписывается в рамки антироссийских проектов. Без нее же ГУАМ лишается не только последней буквы в своем названии, но и одного из двух европейских участников. В результате он превращается в союз двух географически отдаленных закавказских республик с Украиной, что явно недостаточно для того, чтоб превратиться в серьезное межгосударственное объединение.
Пока у власти в США находится администрация Д. Трампа, проект ГУАМ вряд ли будет актуальным. Тем не менее сам по себе факт проведения мартовского саммита объединения в Киеве и анонсирование EurasiaNet.org «проекта» его «экономического возрождения» отражает позицию и интересы части политико-экономических элит США. И при определенных условиях ГУАМ вновь может быть задействован в качестве одного из политических инструментов, позволяющих оказывать давление на Россию.