Миграционная программа с этническим оттенком - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 22.10.2024 |

Миграционная программа с этническим оттенком

Миграционные процессы для Казахстана являются довольно острой и не особо приятной темой. Не секрет, что в 1990-е годы счёт уезжающих шёл буквально на миллионы и восстановить численные потери, вызванные той миграцией, власти смогли лишь к 2011 г. с помощью программы переселения оралманов и высокой рождаемости. Но отток населения из республики хоть и ослаб по сравнению с 1990 годами прошлого века, но отнюдь не прекратился и даже вновь набирает силу.

Так, по данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, в 2016 г. из страны выбыли почти 35 тыс. человек. По сравнению с предыдущим годом этот показатель вырос на 16,4%. Миграция эта носит отчётливо выраженный этнический оттенок: больше всего людей уезжают в Россию  – 28 677 человек в 2016 г., и больше всего из уезжающих именно этнических русских (23 589 человек). А всего за прошедшие 19 лет (с 1997 по 2015 г.) сальдо миграции между Казахстаном и Россией составило один миллион человек в пользу последней.

Очевидно, что эти процессы не остаются без внимания казахстанских властей, подтверждением чего стало недавнее выступление вице-министра труда и социальной защиты населения Биржана Нурымбетова. «Есть в стране, тем более в северных регионах, вопросы с демографической ситуацией. Мы проводили большой анализ. Если тенденции будут сохраняться, то в ближайшие пять лет, а именно к 2022 году, в этих четырех областях численность экономически активного населения уменьшится на 167 тысяч человек», – сообщил Б. Нурымбетов.

Поясним, что, по официальным данным, сегодня 55% населения сосредоточено в пяти областях – Южно-Казахстанской, Жамбылской, Кызылординской, Мангистауской и Алматинской. При этом именно в этих регионах наблюдается нехватка рабочих мест. На севере ситуация прямо противоположная. В Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской и Костанайской областях численность населения неуклонно сокращается, а на местных предприятиях и в крестьянских хозяйствах не хватает работников.

Изменить эту ситуацию призван финансируемый вот уже второй год подряд министерством труда и социальной защиты проект переселения жителей южных областей в трудодефицитные северные. Агитировать южан к переселению власти начали ещё в 2015 г., но на тот момент переселенцам даже не выплачивались гарантированные подъёмные: к примеру, несколько смельчаков, решивших перевезти свои семьи в Северо-Казахстанскую область, сделали это, просто поверив обещаниям будущих работодателей и сельских акиматов. А вот в прошлом году их примеру последовали уже 134 семьи, но к этому времени дар убеждения принимающей стороны не был единственным стимулом для переезда: программу начал финансировать республиканский бюджет. На каждого члена семьи переселенцам было выплачено по 35 МРП (один МРП в Казахстане равен 2269 тенге  – около 450 рублей. – И.Н.), а главам семей – по 50 МРП.

Но если в прошлом году к участию в программе приглашались все желающие, то в текущем потенциальных участников приглашают уже на конкретные вакансии. К примеру, в той же Северо-Казахстанской области для участников программы выделено 790 рабочих мест. Больше всего требуется учителей и медработников, помимо них в списке вакансий – агрономы, механизаторы, зоотехники и т.д. Обладать нужной профессией должен хотя бы один член семьи, остальные трудоустраиваются самостоятельно, часто выбирая работу на земле, которую местные власти предоставляют свободно – можно взять участок под огород, а можно целое поле – под выращивание овощей и иных агрокультур.

Помимо подъёмных переселенцам в течение одного года возмещаются расходы на аренду жилья: одинокий переселенец, переезжающий в город, получит 20 МРП в месяц, семья из двух-четырёх человек получит 25 МРП, а семья, в которой пять человек и более, будет получать по 30 МРП в месяц. Для переселенцев, переезжающих в сельскую местность, расценки несколько ниже: те же категории участников получат по 15, 18 и 21 МРП соответственно.

В среднем, если суммировать подъёмные и расходы на аренду, то семья из четырёх человек, переезжающая в сельскую местность, может получить в год около 800 тыс. тенге (160 тыс. рублей. – И.Н.). Причём эту сумму можно получить единовременно, к примеру для покупки жилья, которое, по заверениям местных властей, находится в пределах этой ценовой категории.

По сообщению вице-министра Б. Нурымбетова, в ближайшие пять лет из Жамбылской, Южно-Казахстанской, Алматинской, Кызылординской и Мангистауской областей планируется переселить в Северо-Казахстанскую, Восточно-Казахстанскую, Костанайскую и Павлодарскую области аж 59 тысяч семей. Цифра весьма оптимистичная: если брать за средний показатель семью из четырёх человек, то переехать должно будет 236 тыс. человек, что в теории перекроет убыль населения и даже обеспечит небольшой прирост.

Но региональные квоты, выделяемые министерством труда и соцзащиты, гораздо скромнее озвученных планов. Так, Северо-Казахстанская область в этом году получила финансирование на принятие 110 семей, Восточно-Казахстанская – 98, Павлодарская – 50, а Костанайская – всего 30. На переселение этих 288 семей из республиканского бюджета выделено 710 млн. тенге (142 млн. рублей).

Стоит заметить, что, несмотря на относительно скромное финансовое стимулирование, условия у программы довольно либеральные: если переселенцы не смогут устроиться на новом месте, то у них есть возможность в любое время вернуться обратно, по истечении одного года они уже не обязаны возвращать полученные от государства деньги, а если одному из членов семьи не подойдёт климат, то при наличии соответствующей справки от врача семья может вернуться и раньше.

Вероятно, данные условия были прописаны с учётом опыта предыдущих лет, в течение которых показатели переселения южан на север были, мягко говоря, довольно скромными. Так, по данным социолога Серика Джаксылыкова, с 1999 по 2015 г. в Костанайскую область перебралось только 0,7% южан, в Северо-Казахстанскую и Павлодарскую – по 1%. Не решила проблему и программа репатриации оралманов – в Северо-Казахстанскую и Павлодарскую области, например, приехали всего по 2% казахов-репатриантов.

Образовательная программа «Серпiн-2050», в рамках которой выпускникам школ из южных регионов предоставляются места в «северных» вузах, тоже пока не дала заметных результатов. Социолог Серик Бейсембаев, выступая в дискуссионном клубе «Paper Lab» в марте этого года, сообщил, в частности, что молодёжь из Шымкента, Кызылорды и других южных городов после завершения учёбы на «севере» практически в полном составе возвращается обратно домой, на юг.

Местные эксперты подвергают вышеперечисленные программы жёсткой критике за их малую эффективность, но немаловажным аспектом в этой критике является её контекст. Так, часть экспертов вполне открыто заявляет, что суть усилий властей – не в экономической составляющей, а в стремлении изменить этнический баланс регионов вселения в пользу титульного этноса.

«В риторике властей прослеживается мощный идеологический посыл о необходимости «казахизации» севера, где по-прежнему титульная этническая группа составляет меньшинство, особенно в городской местности, – заявляет С. Бейсембаев. – Есть ожидание, что с помощью программы переселения удастся нивелировать существующую этническую диспропорцию между югом и севером, тем самым предупредить возможные политические и геополитические риски».

Другой социолог С. Джаксылыков также сетует: «Если проект репатриации этнических казахов в начале 90-х можно признать успешно выполненным, то нынешняя госполитика по этому вопросу вызывает множество вопросов. По данным последней переписи населения РК в 2009 году, в Петропавловске доля этнических казахов составляет неполные 28 процентов, в Лисаковске – неполные 25, в Усть-Каменогорске – 40 процентов. В начале 90-х показатели были намного меньше, но даже спустя 25 лет казахи продолжают оставаться в количественном меньшинстве».

Вопреки стараниям некоторых казахстанских СМИ и общественных активистов, активно раздувающим тему угрозы мифического «русского сепаратизма», единственной формой протеста русского населения Казахстана было и остаётся «голосование ногами», что подтверждают неумолимые цифры статистики. Так, по данным сайта ranking.kz, темп выбывания русского населения в текущем году достиг максимума за последние пять лет, побив антирекорд 2012 г.

Примечательно, что казахстанские эксперты и аналитики, комментируя эмиграцию русского населения, в большинстве случаев отрицают присутствие языкового или национального вопросов среди факторов, побуждающих русских к отъезду. Говорится только о социально-экономических причинах и… наличии российской программы переселения соотечественников.

Как бы то ни было, сам факт того, что казахстанские власти, стимулируя переселение в трудодефицитные регионы, не пытаются приостановить темпы эмиграции местного населения из этих регионов, позволяет предположить, что с большой долей вероятности существующие тенденции в миграционных процессах сохранятся в стране и в ближайшем будущем.

И независимо от того, окажутся ли эффективными программы переселения «юга» Казахстана на «север», можно с уверенностью сказать, что этнический баланс трудодефицитных регионов в любом случае продолжит неумолимо меняться в сторону сокращения нетитульного населения, что будет влиять как на общественные, так и на экономические процессы в стране.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
6910
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика