«Железная леди» Литвы Даля Грибаускайте выступила вчера в качестве заметного ньюсмейкера. В интервью порталу Delfi она поведала миру страшные подробности того, как в ходе первой (и, к слову, последней) встречи с Владимиром Путиным ей был предъявлен целый список требований к Литве. «С самой первой встречи с господином Путиным я получила список требований, которые должна выполнять Литва: не строить атомную станцию, обязательно сотрудничать с ними и т. д. Это было не предложение дружить или сотрудничать – или ты становишься на колени и выполняешь, или ты являешься врагом», – рассказала она корреспонденту. Разумеется, «я не могла принять такие отношения».
А дальше прозвучало до боли знакомое в устах Дали и очень назидательное: «Пока Россия, и особенно нынешняя Россия, не поймет, что все страны в первую очередь независимы, с их государственностью, какими бы большими или маленькими они ни были, что со всеми странами нужно сотрудничать с уважением, отношения будут сложными. Особенно, если она все еще в состоянии бороться, отторгать территории, действовать агрессивно, вмешиваться в политическую ситуацию или выборы в других странах, эта страна, несомненно, будет всегда рассматриваться как агрессор».
Разбрасываться резкими оценками Дале – не привыкать. Другое дело, насколько она правдива в своем благородном негодовании.
Её единственная встреча с тогдашним премьер-министром России Владимиром Путиным состоялась 11 февраля 2010 г. на экологическом форуме «Baltic Action Summit» стран Балтийского моря в Хельсинки. О ней и вспомнила Грибаускайте в интервью Delfi. Судя по информационным сообщениям, стороны обсудили возможности увеличения поставок российского газа в Литву и корректировку цен на него, поднимался вопрос и о строительстве новых атомных электростанций в Литве и Калининградской области. При этом никакого давления на литовскую сторону не оказывалось, иначе тогдашний министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис не заявил бы буквально следующее: «Хочется верить, что эта встреча не будет единственной ласточкой, а после нее последуют другие контакты на высшем уровне, которые приведут к меньшей нервозности в отношениях двух стран и большей конструктивности».
Спросим себя, да и г-же Грибаускайте посоветуем сделать то же самое: выражают ли такие надежды, если находятся под прессом собеседника? Иначе говоря, утверждения, что «с самой первой встречи с господином Путиным я получила список требований, которые должна выполнять Литва», – не более чем фейк, откровенный вымысел, информационный вброс, имеющий цель показать г-жу президентшу неуступчивой, стоящей на страже интересов своей маленькой, но очень гордой страны.
Что обвинения в адрес России – фантазии, убеждает и ответ самой Дали на один из следующих вопросов корреспондентки. Последнюю, хотя и настроенную благожелательно, вероятно, слова её высокой собеседницы не слишком убедили, и она задала дополнительный вопрос, озвучивала ли повторно Россия список своих ультиматумов и пожеланий? Уклончивость ответа говорит сама за себя: «Так никто больше особо и не слушает эти ультиматумы». Словом, читатель, понимай, как знаешь: был ли один или несколько разговоров с ультиматумами, не было ли...
Зададимся меж тем простым вопросом: а зачем лидеру России было грозить Литве? Опыт последних лет лишний раз показал, что в его руках есть куда более эффективные рычаги достижения целей. Нам нет дела до атомной станции в Литве, пусть строят, если им надо. Россия же оказывает существенную поддержку Белоруссии в строительстве Островецкой АЭС, и не россияне и белорусы возражают против возведения АЭС в Литве, а совсем наоборот. А требование «обязательно сотрудничать», вложенное Далей в уста российского руководителя, вообще смехотворно. Напомним, что заявил в 2002 г. В. Путин, открывая первые нефтеналивные терминалы в Приморске: «Скоро вся экспортная нефть пойдет через наши порты – ничего прибалтам не оставим». Сегодня это стало практически реальностью, уже в будущем году нефтяной грузопоток будет полностью переориентирован на отечественные порты. И такая ситуация складывается и с другими грузами. А прибалтийские порты, включая литовскую Клайпеду, на этом фоне оказались в «нокдауне». В самом деле, зачем России терять доходы, подкармливать соседей, к тому же враждебно настроенных?
Наши рассуждения о словах Грибаускайте как о фейке подтверждаются и словами пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова. На вопрос, действительны ли утверждения президента Литвы о передаче ей Владимиром Путиным некоего «списка с требованиями», последовал лаконичный, но исчерпывающий ответ: «Нет. Это неправда».
Врать и не краснеть – это оказывается важным качеством для президента Литвы
Так что утверждения «железной леди» испытания на правдивость не выдерживают. Впрочем, почему «железной»? Если присмотреться к политической биографии Дали, то к ней, скорее, применимо другое крылатое выражение, используемое для характеристики людей, желающих любой ценой стереть из памяти окружающих собственные «грехи молодости» – «быть святее папы римского».
Это сегодня (если быть предельно точным, то в июле 2016 г.) Грибаускайте в интервью Der Spiegel заявляет: «Мы жили при российской оккупации, мы знаем, что этот сосед непредсказуем и в состоянии совершить нападение. Перед Второй мировой войной у нас была большая армия, но когда Советский Союз тогда ввел свои войска, мы не оказывали сопротивления».
«Мы», «у нас», «Советский Союз тогда ввел свои войска»… Это сегодня, а еще вчера (если быть предельно точным – при советской власти) она не только «не оказывала сопротивления», а, наоборот, усиленно выстраивала свою карьеру. Стала членом КПСС, несла в массы студентов марксистско-ленинскую идеологию, окончила аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС. Не случайно в экспертных кругах она получила прозвище Красная Даля.
Но в одночасье перекраситься трудно, вот будущая г-жа президент, стремясь стать «святее папы римского», и стала зарабатывать политический капитал на антисоветизме, который у таких вот политических перевертышей быстро приобретает форму отъявленной русофобии. При всей «нелюбви» каждого из прибалтийских режимов к России именно Грибаускайте выделяется своей особо жесткой риторикой.
В ноябре 2014 г. она, отталкиваясь от событий в Донбассе, назвала нашу страну террористическим государством, обвинив её в «открытой агрессии в отношении своего соседа». А вот Украина, где Даля в упор не заметила государственный переворот и факт развязывания киевской хунтой войны против собственного народа, по ее словам, «сегодня борется за мир во всей Европе, за всех нас».
В 2016 г. в упомянутом выше интервью Der Spiegel она назвала паранойей приписанное ею самой российскому президенту представление, что «все бывшие территории Советского Союза являются зоной российского влияния», и стремление Владимира Путина «по меньшей мере восстановить былое российское величие».
Поскольку интервью было дано сразу после Варшавского саммита НАТО, на котором было принято решение о размещении в странах Прибалтики и Польше дополнительных военных сил альянса для «сдерживания» России, литовский президент не скрывала опасений по поводу возможного «российского вторжения», как и удовлетворения от того, что «впервые после окончания холодной войны НАТО вновь инвестирует в собственную территориальную безопасность».
У политиков, особенно малоуспешных, в большом ходу такой прием: если не получается в делах внутри страны, объясняй свои неудачи происками извне. К таким приемам, явно беря пример с киевского режима, к которому у Дали, как мы видели выше, особое пристрастие, прибегает и она.
Пугая соотечественников угрозой российской агрессии, она, возможно, пропустила мимо внимания недавнюю информацию о настроениях литовцев. Число людей, верящих в эти выдумки властей, становится все меньше: согласно недавнему социсследованию, результаты которого рассматривались даже в сейме, угроза «гибридной войны» со стороны России оказалась аж на 16-м месте в списке из 21 фактора, вызывающего страх у жителей страны. Самой большой проблемой 90% респондентов считают отток населения из страны и безработицу. Далее идут преступность, обеспечение энергетической безопасности, нищета, проблемы здравоохранения.
Шила в мешке не утаишь. Сама же г-жа президентша в том же самом интервью Delfi вынуждена была привести факты, которые не оставляют камня на камне от социальной и экономической политики литовского режима. Экономика вроде и растет, а жизнь людей к лучшему не меняется. Налогообложение трудящихся, работающих за зарплату, значительно выше, по сравнению с налогообложением капитала и имущества. Социальные пособия, пенсии и зарплаты, как дипломатично выразилась Даля, «отстают». В результате, продолжила корреспондент, каждый пятый житель Литвы находится за гранью нищеты, и президент не нашла, что возразить.
Обличительный тон изменяет Дале и при ответе на причины депопуляции (это же не о кремлевских агрессорах говорить): «Существует множество причин для эмиграции – как более высокий уровень жизни в других регионах, так и самоощущение в стране, а также многое другое, что, к сожалению, в Литве, по-видимому, еще не на том уровне, на какой рассчитывали люди».
Так, может, г-жа Грибаускайте, «чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться»? То бишь вместо выдумок насчет неких требований со стороны России, вместо запугивания соотечественников мифической российской «угрозой» и посулов еще больше увеличить расходы на оборону взяться за решение реальных проблем литовцев?