Восточный экономический форум, состоявшийся 6-7 сентября во Владивостоке, без преувеличения побил все рекорды прежних аналогичных форумов по объему инвестиционных соглашений и контрактов с РФ. А также – впервые за всё время нового кризиса вокруг КНДР – обозначил едва ли не решающую роль России в отладке межкорейского политического диалога и экономического взаимодействия в «треугольнике» РФ–КНДР–Южная Корея. В то же время японская сторона де-факто обусловила более активное развитие экономического взаимодействия с Россией решением – естественно, в пользу Токио – небезызвестного вопроса так называемых северных территорий.
Многие эксперты объясняют экономические результаты форума рядом взаимосвязанных причин. Во-первых, заявленный Д. Трампом выход США из Транстихоокеанского партнерства оставляет многие страны региона с неясными перспективами региональной зоны свободной торговли, а также с возможными ограничениями в США в отношении импорта и/или капвложений из других стран-участниц партнерства. Потому они стремятся обрести новые, притом долгосрочные (если не бессрочные) рынки в АТР для своих товаров и капиталовложений. Во-вторых, экономические итоги форума показывают незаинтересованность подавляющего большинства тихоокеанских стран в санкционной политике США и Запада в целом в отношении РФ. А в-третьих, подтверждена стратегическая роль России в деполитизации всестороннего политико-экономического взаимодействия в АТР. Российская же сторона с учетом всех этих факторов идёт, образно говоря, встречным курсом. То есть стимулирует развитие экономического партнерства со странами региона.
Эти и смежные тренды были обозначены в выступлении Владимира Путина на состоявшемся форуме. Президент РФ отметил, что в первые 10 лет для иностранных инвесторов на российском Дальнем Востоке, создавших там свой или совместный с российскими партнерами бизнес, налоговые и другие правовые составляющие бизнеса как минимум «не могут ухудшаться». В частности, «любой инвестор, ставший резидентом территории опережающего развития или свободного порта Владивосток до 2025 года, будет иметь десятилетнюю льготу по уплате страховых взносов, тогда как прежде эту льготу можно было получить не позднее трёх лет с момента создания ТОР…
Для крупных инвестиционных проектов – свыше 100 миллиардов рублей – будет продлена льгота по налогу на прибыль: с 10 до 19 лет. Исходим из того, – подчеркнул президент, – что это проекты длительного цикла, и те, кто вкладывает соответствующие ресурсы, должны понимать, как будет строиться экономика этих проектов».
Плюс к этому предложено «для иностранных инвесторов, которые вложат в Дальний Восток 10 и более 10 миллионов долларов, предусмотреть упрощённый порядок предоставления российского гражданства».
Пленарное заседание Восточного экономического форума. К участникам обращается Владимир Путин
Российский президент подчеркнул при этом, что «мы формируем особые новаторские подходы к развитию Дальнего Востока». За последние четыре года в отношении данного региона было принято 19 специальных законов, и их применение «будет максимально удобным». Причем инвестиции в том же регионе «за первое полугодие с.г. выросли почти на 20%», в то время как их «рост в целом по России составил 4,1%». То есть для реализации амбициозных проектов Дальний Восток действительно представляет уникальное сочетание возможностей и конкурентных преимуществ, включая льготные режимы для инвестирования. А для того чтобы быстро и дешево доставлять продукцию в АТР и назад, в другие регионы, прокладываются новые транспортные коридоры и наращиваются портовые мощности.
Напомним в этой связи, что реализуется трансрегиональный проект комплексной реконструкции БАМа и Транссиба, стыкующихся и друг с другом, и со многими АТР-странами; создаются новые внутри- и межрегиональные (Восточная Сибирь–Дальний Восток) авто- и железнодорожные «связки»; сооружаются новые мощности примерно в половине портов российского Дальнего Востока. Кроме того, повышается спрос – в РФ и восточноазиатских странах – на использование географически и экономически конкурентоспособного Севморпути. Одновременно продолжается формирование дальневосточно-восточноазиатской газотранспортной системы на основе российско-китайского газопроводного проекта «Сила Сибири»; прорабатываются проекты по газопереработке и в нефтехимии Дальнего Востока РФ.
Очевидно, что эти и схожие с ними проекты напрямую связаны как с долгосрочными российскими программами развития этого региона, так и с растущей заинтересованностью его зарубежных соседей в большем экономическом присутствии на российском Дальнем Востоке. Всё более активное действие этих факторов выражается в том, например, что только за 2016-2017 гг. совокупные объемы внешнеторговых операций РФ с использованием дальневосточных портов и железных дорог почти на четверть превысили их объем за 2013-2015 гг. Этот тренд, по большинству прогнозов, в т.ч. высказанных в ходе ВЭФ-2017, сохранится минимум до 2020-2022 гг. включительно.
Что же касается главных экономических итогов форума, объем подписанных в ходе его работы инвестиционных контрактов с зарубежными партнерами, прежде всего из дальневосточных стран, стал рекордным – до 2,5 трлн. рублей. Это, соответственно, вдвое и в полтора раза больше, чем в ходе ВЭФ-2015 и ВЭФ-2016. Причем подавляющее большинство этих проектов предусмотрены в высокотехнологичных отраслях. Наиболее крупные среди них: Амурский газоперерабатывающий комплекс – 950 млрд. руб. (Амурская область); нефтехимический комплекс в Приморском крае (невдалеке от портов Владивосток, Находка и Козьмино) – 660 млрд. руб.; аммиачно-метанольный комплекс в Находке – почти 400 млрд. руб. Реализация этих (и других) контрактных проектов в регионе запланирована до 2025-2026 гг. включительно. При этом от 30 до 55% объема готовой продукции запроектированных предприятий будет экспортироваться в страны АТР.
Кроме того, Россия снова подтвердила свою стратегическую роль в отладке политического диалога между Пхеньяном и Сеулом, как и взаимовыгодно трехстороннего сотрудничества в «треугольнике» РФ–КНДР–Южная Корея. Так, выступая на пленарном заседании ВЭФ, Владимир Путин подчеркнул, что Северную Корею целесообразно привлекать к региональному экономическому сотрудничеству и в этой связи у России есть конкретные предложения: это восстановление Транскорейской железной дороги, стыкующейся с Транссибом в приграничном районе (проект, напомним, приостановлен в 2016 г. ввиду всплеска военно-политической напряженности в Корее); российско-транскорейские газопровод и электроэнергетический коридор; развитие транзитных мощностей в КНДР с участием российских и южнокорейских инвесторов.
Последние три проекта тоже законсервированы по упомянутой причине. Но весьма характерно, что президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин в ходе форума согласился с инициативами РФ, выразив заинтересованность в их реализации, выгодной всем сторонам-участницам. Выгодной в том числе для поддержания и развития межкорейского диалога. Северокорейский же министр внешнеэкономических связей Ким Ен Дже (хотя он и не выступал на форуме) тоже положительно прокомментировал в СМИ данные инициативы.
Регионально-политический контекст форума дополнился призывом японского премьера Синдзо Абэ к В. Путину подписать мирный договор с Японией (естественно, на её условиях). С. Абэ заявил, что «как руководитель Японии, я убежден в правильности позиции Японии. Но, если продолжать в том же ключе, мы можем вести такие дебаты десятилетиями. Если оставить всё как есть, мы не сможем предоставить лучшие возможности грядущим поколениям». Многие эксперты усмотрели в этом пассаже своего рода «южнокурильский» намёк на сдерживание роста японских инвестиций на Дальнем Востоке РФ и в целом в России. Возникает вопрос: а почему г-н Абэ не допускает, что российские руководители тоже убеждены в правильности своей позиции? Почему они должны безоговорочно разделять позиции Японии, абсолютно непонятно.
Однако эти и другие сугубо политконъюнктурные факторы отнюдь не снизили именно общерегиональную экономико-политическую значимость ВЭФ-2017. И, соответственно, обозначившиеся на форуме максимально благоприятные – притом долгосрочные – тренды в экономическом партнерстве России с другими странами АТР.
__________________________
Фото http://www.kremlin.ru