Спецпредставитель Госдепартамента США по Украине Курт Волкер 26 августа в интервью на телеканале «Прямой» заявил, что считает отказ Украины от ядерного оружия в 1994 году правильным шагом: «Во-первых, это не было ошибкой… Не думаю, что ядерное оружие было бы чем-то позитивным для Украины. Мне не хотелось бы, чтобы Украина снова возрождала этот процесс».
То, что спецпредставитель вдруг вернулся к этому вопросу, не случайно. Идея «восстановления ядерного статуса» Украины периодически будоражит воображение украинских радикалов всех мастей. Еще во времена В. Ющенко, когда поднимался вопрос о необходимости «переподтвердить» Будапештский меморандум (попытка, как известно, закончилась ничем), звучали заявления, что если союзники Украины не хотят этого делать, то впору подумать, а нужен ли Украине безъядерный статус. И хотя в 2009 году администрация Ющенко однозначно утверждала, что Украина и не задумывается о ядерном статусе, сам же экс-президент в 2016 году заявил, что страна должна начать разработку ядерного оружия, не афишируя этот процесс.
О том, что Украине нужно вновь вернуть «ядерный» статус, неоднократно говорили уже и после госпереворота 2014 года. Например, уже в марте того года народный депутат от «Свободы» М. Головко заявил, что Киев вполне может отменить соответствующий пункт Конституции и начать разрабатывать ядерное оружие. В 2015 году секретарь СНБО А. Турчинов решил также «отметиться» на ниве «ядерных технологий», заявив, что Украина готова к созданию «грязной бомбы» в рамках закрытых военно-технических программ. Вряд ли он до конца понимал, что «грязные бомбы» – это сугубо прерогатива террористов и такое намерение противоречит всем возможным международным нормам, но заявление прозвучало. И, конечно, не стоит сбрасывать со счетов инициативу лидера «Радикальной партии» О. Ляшко по восстановлению ядерного статуса ввиду «фактической денонсации Россией Будапештского меморандума». Несмотря на «потешный» имидж Ляшко, он контролирует одну из фракций украинского парламента и озвучивает лишь те идеи, которые гарантированно найдут поддержку в рядах украинских граждан. Значит, запрос на подобную риторику существует.
Политолог Семен Уралов считает, что Киев, поднимая вопрос о восстановлении ядерного статуса, просто повышает ставки: «Говоря о возрождении ядерного оружия, Украина просто работает на повышение ставок и производит риторику, а не смысл… состояние украинской науки и техники просто не позволяет развернуть полноценную ядерную программу – уничтожен научный потенциал и нет всего, что сопутствует ядерной программе».
Однако это характерно не только для текущих условий – подобная ситуация сохранялась почти все годы независимости. Тот же экс-президент Л. Кравчук однозначно говорит, что для Украины этот вопрос закрыт. И его позиция продиктована не только тем, что он переживает за свое место в истории. Скорее, он прекрасно осознает, как много политических вопросов завязаны на этих простых словах – «ядерное оружие». Как он неоднократно подчеркивал в своих интервью, для Украины вопрос «быть» ядерному оружию или «не быть» стоял в связке с другим: быть ли Украине независимым государством или нет, поскольку без такого отказа был существенный риск, что те самые подписанты Будапештского меморандума в свое время просто не признали бы её. Так что эта дискуссия не о физической возможности вновь получить ядерную бомбу, она о том, готова ли Украина не только де-факто (как это происходит сейчас), но и де-юре кануть в Лету.
Однако и физическая возможность восстановления ядерного потенциала, скорее, призрачна. Хотя Кравчук заявляет, что «если говорить о конкретных возможностях ядерных действий Украины, то, если может сделать ядерную бомбу Северная Корея, то может и Украина», однако реальность куда сложнее.
Например, начальник военной контрразведки СБУ в 1994-1999 гг. Анатолий Матвеев говорит, что отказ был правильным решением: «Пункты управления, то есть централизованное управление ракетно-ядерным вооружением, находились за пределами Украины… обслужить ядерные запасы без России Украина просто не смогла бы… содержать этот потенциал финансово было нереально… стоящие на дежурстве ракеты были ориентированы на атаку США и Великобритании», что явно было не конструктивно при выстраивании с ними отношений. Эксперты к этому добавляют, что воссоздавать былой ракетно-ядерный потенциал слишком накладно (от 50 до 100 млрд. долларов придётся вложить) и долго (от 5 до 10 лет может понадобиться). В условиях, когда украинская власть радуется каждым 3 млрд. долл. помощи со стороны Запада и преподносит это как свою выдающуюся победу, обсуждать возможность выделения из бюджетных средств суммы, превышающую такую помощь в 10-30 раз, можно только в фантазиях.
Экс-президент Л. Кравчук: «Если может сделать ядерную бомбу Северная Корея, то может и Украина. Однако возникает вопрос: для чего?»
Однако то, что Киев даже при всем желании не сможет восстановить весь необходимый ядерный цикл (а речь идет не только технологиях или формальном производстве ядерных зарядов, но о системах доставки, хранения, обслуживания и т.д.), не означает, что ядерная тема полностью уходит из повестки.
Прежде всего, всегда есть вероятность, что если Украина сама не произведет «грязную бомбу», то может стать ее источником. Ввергнутая в хаос после событий 2014 года система обеспечения физической безопасности как обычных людей, так и целых организаций в полной мере касается и объектов критической инфраструктуры (не зря же на Украине постоянно проводятся учения по этой части). К таким объектам, конечно, относятся и атомные электростанции, могильники ядерных отходов и тому подобные «сложные» объекты. На этом фоне представить Украину в качестве источника ядерных материалов для террористов достаточно просто. Особенно после недавнего расследования журналистов украинского телеканала «Громадське» – «На пути из ИГИЛ: как бывшие боевики «Исламского государства» оказываются в Украине». В нем проводившее расследование журналистка Сергацкова прямо говорит о том, что на Украине скрываются сотни участников ИГИЛ. Эти же данные приводит и британский телеканал Sky News. Скорее всего, США не в восторге от этой перспективы, потому и предостерегают Украину от любых попыток играться с ядерными материалами.
Международные террористы пользуются тем, что любой гражданин государства, не имеющего визового режима с Украиной, который попал в миграционную тюрьму в Турции, может выбрать пунктом депортации именно её
Есть еще один фронт проблемы, который может появиться как следствие нарастающих противоречий между США и Германией. Недавно глава МИД ФРГ Зигмар Габриэль выступил за вывод американского ядерного оружия с территории страны. С аналогичным заявлением выступил и кандидат на пост канцлера от Социал-демократической партии Германии (СДПГ) Мартин Шульц. Этот мягкий шантаж новой администрации США еще не выглядит как нечто очень серьезное, но тренд становится все очевиднее. Например, ядерный вопрос всплыл на недавней дискуссии представителей пяти так называемых малых партий (Левой партии, зеленых, «Альтернативы для Германии» (AfD), свободных демократов и баварской ХСС). В процессе дискуссии он неожиданно оказался увязанным с Будапештским меморандумом, и косвенно предполагалось, что Украина (как «пострадавшая» сторона) имеет право разместить для своей защиты на территории страны ядерное оружие.
Однако если ситуация в отношениях США – Германия зайдет так далеко, что Вашингтону действительно придется выводить свои ядерные боеприпасы, то теоретически нельзя исключать, что новой базой для их размещения станет Украина. Правда, при этом США должны будут пойти на грубейшее нарушение Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 г.
Таким образом, несмотря на постоянные разговоры на Украине о восстановлении призрачного «ядерного величия», реальных шагов в этом направлении ожидать вряд ли стоит. При этом ядерная угроза с ее стороны все еще может стать реальностью – террористические организации вряд ли откажутся от идеи заполучить «грязную бомбу». Отсюда вывод – Украина и дальше остается постоянным источником угрозы мировой безопасности и стабильности. И чем дольше там будет продолжаться политический и силовой хаос, тем выше будет вероятность реализации этих угроз.
______________________________
Фото РИА Новости Украина