Армения и сопряжение ЕАЭС и «Экономического пояса Шелкового пути» - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 22.10.2024 |

Армения и сопряжение ЕАЭС и «Экономического пояса Шелкового пути»

Важным стимулом расширения деловой активности Китая на постсоветском пространстве является его партнерство с Россией и странами Центральной Азии, прежде всего в рамках Шанхайской организации сотрудничества и ряда крупных проектов. Кроме того, Москва является одним из ключевых партнеров Пекина в рамках глобального проекта «Один пояс – один путь». Намерение России и Китая о сотрудничестве по сопряжению ЕАЭС и «Экономического пояса Шелкового пути» было подтверждено совместным заявлением во время встречи лидеров Росси Китая в мае 2015 года. Члены ЕАЭС и Китай намерены сотрудничать в модернизации транспортной инфраструктуры, в области строительства, энергетики, добычи ресурсов и высоких технологий.

Поскольку Россия является безусловным лидером ЕАЭС, это делает партнеров и союзников Москвы ведомыми в двух из трех трансевразийских экономических коридоров: северного (Китай – Центральная Азия – Россия – Европа) и центрального (Китай – Центральная и Западная Азия – Персидский залив и Средиземное море). В настоящее время Китай проводит своеобразную экономическую рекогносцировку всех пространств и стран, которые будут вовлечены в этот проект.

В частности, речь идет о странах бывшего советского Закавказья. Можно отметить постоянно расширяющиеся контакты Китая с Грузией, стабильные отношения с Азербайджаном и в последнее время отчетливо наметившуюся тенденцию углубления взаимодействия с Арменией.

По словам посла Китая Тянь Эрлуна, для Китая в отношениях с Арменией ключевым является её членство в ЕАЭС. Она является страной, через которую в древности проходил Великий шелковый путь. Возможное совместное строительство транспортной инфраструктуры (автомобильных и железных дорог) является важной частью сотрудничества КНР с регионом. В заявлении посла нет ничего неожиданного, так как изначально предполагается, что строительство новых евразийских железнодорожных магистралей в рамках «Экономического пояса Шёлкового пути» и реконструкция старых на территории СНГ поможет укрепить транзитные позиции ЕАЭС на сухопутных путях перевозки грузов между Европой и Азиатско-Тихоокеанского регионом.

В результате этого сотрудничества руководство Армении надеется на китайские инвестиции и техническое содействие в строительство железной дороги, связывающей ее с Ираном. Это один из до сих пор не выполненных пунктов предвыборной программы президента Сержа Саргсяна.

Ранее мы уже сообщали, что правительство Армении приняло решение о включении Китая в число наиболее перспективных для Еревана в экономическом плане стран-партнеров. В сложившейся ситуации имеет смысл напомнить о динамике в армяно-китайских экономических отношениях.

Если рассматривать торговлю между двумя странами за первые 6 месяцев с.г., то по объему товарооборота (296,7 млн. долларов США) Китай является третьим торговым партнером (8,9% от общего объема товарооборота Армении) после России (26%) и ЕС (24,3%).Отметим также, что уровень товарооборота между двумя странами вырос по сравнению с тем же периодом прошлого года на 35%, что, однако, не удовлетворяет обе стороны.

Если же рассматривать ситуацию по удельному весу в торговом балансе, то Китай (19,1%) занимает второе место после России (35,8%) и существенно опережает страны ЕС (10,8%). Достаточно интересна ситуация по экспортно-импортным операциям. Так, Китай является лишь седьмым (4,6%) в ряду партнеров по экспорту для Армении после ЕС (30%), России (22%), Швейцарии (12,7%), Грузии (7,1%), Ирака (5,9%) и ОАЭ (4,8%). Фактически речь идет о том, что китайский рынок еще не освоен армянскими экспортерами. КНР занимает третье место в ряду партнеров по импорту после России и стран ЕС.

Таким образом, Армения не входит в число тех 120 стран мира, для которых Китай является партнером номер один, но очевидно, что эта страна уже имеет достаточно серьёзные позиции в торговле с Ереваном.

Ни для кого в Ереване не секрет, что страна очень рассчитывает на китайские инвестиции, но дело здесь обстоит не лучшим образом. Согласно официальным источникам, в ее экономику в первые 6 месяцев текущего года не было инвестировано ни одного доллара из Китая. Если же брать период с 1988-го до конца 2016 года, то удельный вес Китая в общих прямых иностранных инвестициях составляет всего 0,08%. Казалось бы, ситуация в этом вопросе абсолютно безнадежная и бесперспективная. Между тем в течение только двух летних месяцев правительство Армении получило ряд интересных инвестиционных программ из Китая, которые сейчас обсуждаются.

Среди них выделим планы китайской машиностроительной корпорации China Machinery Engineering Corporation осуществить в Армении масштабные инвестиции в строительный сектор и энергетику. Корпорация представляет собой группу компаний, основным видом деятельности которой является проектирование и строительство, включая международную торговлю и научно-исследовательскую работу. На переговорах с министром экономического развития и инвестиций РА Суреном Караяном достигнута договоренность о том, что руководство Фонда развития Армении представит китайской компании подробности крупных инвестиционных проектов и будет находиться в постоянном контакте с инвесторами.

В ходе встречи с руководством китайской корпорации AVIC International премьер-министр Армении Карен Карапетян заявил, что правительство готово к взаимовыгодному сотрудничеству с корпорацией. В свою очередь, гендиректор корпорации Гон Цзяань заверил собеседника в заинтересованности корпорации в реализации инвестпроектов в Армении. Стороны обсудили перспективы сотрудничества в сферах авиации и коммуникаций, акцентировав внимание на реализации конкретных программ.

В ходе встречи в правительстве с делегацией муниципального народного конгресса города Циндао стороны обсудили возможности сотрудничества в сферах производства бытовой техники, стройматериалов, фармацевтики, дорожного строительства. Была достигнута договоренность с представителями китайской компании касательно обмена информацией для определения возможностей дальнейшего сотрудничества. По итогам встречи было заявлено, что предприниматели города Циндао очень заинтересованы сотрудничеством с Арменией.

В последний день августа стало известно, что Армения обсуждает с Китаем возможность строительства в Армении медеплавильного завода стоимостью в $300 млн. (исходя из более ранних сообщений, можно предположить, что такой завод может быть построен в марзе Сюник). По словам министра экономического развития и инвестиций Сурена Караяна, на данном этапе проводятся обсуждения для подготовки ТЭО проекта.

В августе торговый атташе Армении в Китае Грант Абаджян в головном офисе Международной торговой палаты частного сектора КНР (CICCPS) в Пекине представил местным бизнесменам и инвесторам состояние бизнес-среды в РА. В числе других инвестиционных программ были представлены проекты по строительству тепличных хозяйств и развитию рыбоводства, строительству медеплавильного завода и несколько программ в сфере горнодобывающей и перерабатывающей промышленности. Перерабатывающая мощность завода должна была составить 60 тыс. тонн в год. По мнению экспертов, новый завод позволял бы перерабатывать весь полученный в Армении концентрат (сейчас он полностью экспортируется, в основном в Европу). Реализация этого проекта могла бы реанимировать машиностроительную и станкостроительную отрасли экономики.

Вряд ли все обговариваемые проекты/программы будут реализованы. По каким-то из них будет достигнуто согласие, по каким-то – нет. Важно тем не менее, что налицо тенденция к наращиванию двусторонних связей в экономической, культурной, политической и военно-политической сферах. В начале сентября в Китае с официальным визитом побывал министр обороны Армении Виген Саргсян. В частности, возглавляемое им ведомство заинтересовал китайский холдинг «Поли Груп», специализирующийся на поставках различных видов вооружения, конкурентоспособных на мировом рынке.

Тренд на армяно-китайское сближение открывает Еревану новые возможности в вопросе доступа к технологиям, повышает его шансы в инфраструктурных проектах на территории страны. Естественно, что этими возможностями еще нужно разумно воспользоваться.

____________________________

Фото http://zham.am/?p=885&l=ru

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
4388
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика