В ПАСЕ в минувшую декаду происходили примечательные события. Во-первых, ассамблеей была утверждена резолюция, которая создаёт условия для снятия политических санкций с российской делегации и возвращения её к нормальной работе.
Во-вторых, во время выборов главы ПАСЕ была отклонена кандидатура представителя русофобского лобби в Совете Европы (его поддерживала и делегация киевского режима) – прибалтийского кандидата Эмануэля Зингериса. В результате вместо ушедшего в отставку прежнего главы ПАСЕ Педро Аграмунта временно возглавила организацию представительница Кипра более-менее нейтральная Стелла Кириакидес.
В-третьих, организация приняла критическую резолюцию по украинскому закону «Об образовании», где объективно оцениваются дискриминационные нормы в отношении языков этнических меньшинств.
Эти события свидетельствуют об усилении в европейских структурах тенденций к восстановлению полноценных отношений с Россией и одновременно о нарастании раздражения киевским режимом, которое уже проявляется в конкретных юридических документах.
Самое заметное решение – резолюция, которая создаёт условия для полноценной работы российской делегации, была подготовлена следующим президентом ПАСЕ Микеле Николетти, который займёт свою должность в январе 2018 года. Её суть в том, что ПАСЕ и Комитету министров (исполнительный орган Совета Европы) рекомендуется гармонизировать правила участия и представительства стран-членов в обоих уставных органах.
Поскольку в Комитете министров права российской делегации никак не ущемлены, резолюция означает рекомендацию ПАСЕ не продлевать действие ограничений для российской делегации. Поскольку санкции возобновляются ежегодно, то ограничения прав РФ в организации могут быть сняты в январе 2018 г. Данную норму поддержало подавляющее большинство депутатов ПАСЕ, а все поправки, предложенные украинской делегацией, были отвергнуты.
Примечательно, что инициатива о снятии ограничений с РФ и соответствующий формат процедуры исходит от руководства СЕ – генерального секретаря СЕ Т. Ягланда и будущего президента ПАСЕ М. Николетти. Накануне принятия резолюции Ягланд провёл неформальную встречу с депутатами, на которой убеждал поддержать отмену ограничений российской делегации с целью возвращения её к полноценному участию в ПАСЕ.
Причина внезапного «конструктивизма» Ягланда и руководства ПАСЕ в целом в отношении России банальна – естественный отказ российской стороны выплачивать полную сумму взноса «до восстановления полномочий национальной делегации», в результате чего СЕ сократил бюджет на 10%. Свою роль, видимо, сыграло и предупреждение председателя Совета Федерации РФ В. Матвиенко о непризнании Россией решений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), если ПАСЕ будет избирать судей без участия российской делегации.
Во время дебатов в ПАСЕ 10 октября Т. Ягланд впервые открыто признал, что из-за неплатежей Россию придётся исключить из Совета Европы. Таким образом, он лишится основного и самого главного субъекта европейской и мировой политики – России и её взносов. Чего будет стоить эта организация без нашей страны – вопрос, как и ответ, риторический. Они очевидны и самому Ягланду, и руководству СЕ, и всем вменяемым участникам этой организации тоже.
Одновременно с этим нарастает истеричная активность русофобского лобби во главе с киевским режимом и прибалтийскими «прокладками». Отвергнутый Зингерис объявил об официальном письме протеста балтийских и скандинавских стран Ягланду. А представитель киевского режима Арьев пригрозил выходом Украины из ассамблеи.
Однако эта истерика вызывает у большинства в ПАСЕ нарастающее раздражение и оформившуюся решимость пресекать антироссийские провокации киевского режима. Так, заявление президента Чехии М. Земана о необходимости «купить» согласие Киева на отказ от Крыма было спокойно воспринято депутатами ПАСЕ, которые получили право на выступление в его присутствии. Симптоматично, что перечень тех, кто задавал вопросы, был закрыт, как только очередь дошла до представителя киевского режима Владислава Голуба. А ему самому просто не дали слова, хотя до завершения сессии на тот момент оставалось еще 4-5 минут.
Продолжением тенденции нарастания в Европе критики официального Киева стала резолюция ПАСЕ по закону Украины «Об образовании», осуждающая ряд его дискриминационных норм. Согласно этому закону, с 2020 года закрываются школы с преподаванием на языках этнических меньшинств. В итоге ПАСЕ приняла большинство антидискриминационных поправок, предложенных румынскими и венгерскими депутатами. Киевскому режиму рекомендовано внести все без исключения правки в закон об образовании, которые будут рекомендованы Венецианской комиссией.
Бывший официальный представитель МИД Украины Олег Волошин дал точную оценку ситуации: «Это финал медового месяца между украинской властью и Европой. Ответственность за это несет украинская власть в целом, которая заигралась в национализм». В итоге выздоровление Европы от антироссийских настроений идёт одновременно с избавлением от иллюзий в отношении демократичности киевского режима.
Другой вопрос, имеет ли смысл членство РФ в ПАСЕ, статус которой, строго говоря, не ясен. Он – вопрос – приобретает особую злободневность в условиях систематической антироссийской политики организации и неуважения к законным интересам России. Напомним: ассамблея неоднократно прямо вмешивалась во внутренние дела РФ, игнорируя принцип суверенитета, практикуя самым наглым и оскорбительным образом двойные стандарты при оценках событий в РФ и в других странах (резолюции с осуждением действий России по борьбе с террористами в Чечне от 2000 г. и отсутствие реакции на военные преступления киевского режима в развязанной им же гражданской войне в Донбассе).
А ещё были – осуждение ПАСЕ запрета в России пропаганды половых извращений; резолюция «Об осуждении преступлений тоталитарных и коммунистических режимов», в которой откровенно оскорблялась российская история и фактически реабилитировались гитлеровские военные преступники; игнорирование агрессии режима Саакашвили против Южной Осетии и Абхазии при одновременном осуждении борьбы их народов за свободу и независимость.
На днях первый зампред комитета СФ по международным делам Владимир Джабаров сформулировал минимальное условие для продолжения участия России в ПАСЕ: «Отказ от тех строк регламента, когда нас каждый раз должны были либо лишать полномочий, либо их подтверждать. Если на равных условиях, то мы готовы принять участие».
Но, видимо, настало время при решении данного вопроса выйти за пределы формального соблюдения процедурных прав российской делегации. Нет же никакой гарантии, что Россия снова не станет объектом злобных нападок евромаргиналов во время очередного обострения русофобии, поводом к которому может послужить всё что угодно.
Надо отдавать полный отчет в том, что, оставаясь в организации, Россия добровольно даёт в руки русофобского лобби рычаги для своей дискредитации. Если же дальнейшее членство России в ПАСЕ по каким-то причинам будет все же признано целесообразным, видимо, именно сейчас, в период «просветления» большинства в ПАСЕ и смены её главы, Москве уместно решительно поднять вопрос о радикальной реформе принципов деятельности ассамблеи, чтобы гарантированно исключить в ней приступы русофобии.