Несмотря на, казалось бы, решительную борьбу с распространением исламского экстремизма, количество радикально настроенных верующих в Киргизии растет. Многие из них уезжают на заработки в другие страны, в том числе и Россию, где проповедуют свои идеи.
Как сообщил заместитель главы киргизской Государственной службы исполнения наказаний Жоробек Дуйшенбиев, в стране «растет число осужденных за религиозный экстремизм». За прошлый год к заключению по данной статье приговорены 180 человек. При этом эти осужденные содержатся отдельно от других, чтобы не позволить им вести радикальную религиозную пропаганду. По информации Ж. Дуйшенбиева, в 2013 году за терроризм и экстремизм было осуждены 81 человек, в 2014-м уже 116, в 2015 году – 132. То есть количество приговоренных к различным срокам экстремистов за три года выросло более чем в два раза.
В конце ноября, выступая в южной столице городе Оше на конференции «Роль Кыргызстана и России в укреплении региональной безопасности», начальник отдела обороны, правопорядка и чрезвычайных ситуаций мэрии Турсунай Айтматова отметила, что в южных регионах Кыргызстана сохраняется угроза религиозного экстремизма и терроризма, исходящая как из внешних источников, таких как Афганистан, так и со стороны сепаратистского подполья, дислоцирующегося на территории республики.
«Силовые структуры Кыргызстана ведут активную борьбу не только с фактическими проявлениями экстремизма и терроризма, правоохранительные органы также борются с группами, открыто и подпольно пропагандирующими радикальную религиозную идеологию, проводят профилактическую работу среди населения. Однако это не решает проблему. Учитывая это, в городе Оше создано 13 мобильных групп, состоящих из гражданских активистов, которые также занимаются профилактикой экстремизма. Они практически по домам ходят, информируя людей об опасности, которую несет в себе радикальная религиозная идеология», – сообщила Т. Айтматова.
Многие эксперты отмечают, что наиболее восприимчивы к пропаганде радикальных даватистов (исламских проповедников) молодые люди. Тяжелая экономическая ситуация в стране, безработица, отсутствие социальных гарантий, слабая правовая защита толкает этих людей в объятия радикальных исламистов. На данный момент от 800 тысяч до 1 миллиона граждан Киргизии находятся на заработках в России, это примерно 20-25% трудоспособного населения, и основную часть мигрантов составляют молодые люди в возрасте от 17 до 30 лет.
Известный в Киргизии эксперт по вопросам религии Икболжон Мирсайитов полагает: «Вербовщики уверяют, что только в исламе человек может найти справедливость. И многие им верят, они уходят в радикальную религию, чтобы обрести справедливость. При этом наиболее подвержены этому молодые люди, которые только ищут свой путь. Почему говорят, что мигрантская среда наиболее подвержена воздействию радикальных идей? Потому что большая часть мигрантов – это молодые люди, они находятся в поиске самоидентификации, они максималисты, и на их психологию рассчитаны основные методы вербовки. При этом нельзя сказать, где больше вербуют в России или в Кыргызстане, вербуют везде».
Вербовщики радикалов не только действуют через личные контакты с верующими, что зачастую для них опасно, так как их довольно быстро вычисляют правоохранительные органы, но и активно используют социальные сети для привлечения сторонников. Зачастую им нужны не просто неофиты, а бойцы. Это касается, прежде всего, таких организаций, как ИГИЛ и «Талибан».
«Анализ некоторых социальных сетей, таких как facebook.com, WhatsApp, показал, что полевые командиры имеют свои странички и высылают в интернет-пространство свои пропагандистские ролики. К примеру, послание полевого командира и лидера группировки «Таухид ва Джиход» Абу Салоха имеется на трех сетях», – утверждает И. Мирсайитов.
Эксперт также отметил, что в социальных сетях активно распространяются ролики экстремистских и откровенно террористических организаций, где авторитетные среди радикалов личности призывают верующих вступать в свои организации. При этом эти ролики имеют довольно точную направленность, так как переведены на языки стран Центрально-Азиатского региона и на русский. Например, ролик «Мы Ахрар – Аш Шам», изданный «Фирдавс медиа», призывает граждан России на войну в Сирии и к созданию халифата, государства, существующего по религиозным законам, а не светским. Эксперт также отметил, что «наиболее популярным» является ролик изданный запрещенной политической партией «Хизб ут-Тахрир аль Ислами».
Здесь необходимо отметить, что в отличие от ИГИЛ и «Талибана», хизбутовцы обосновались в Центральной Азии еще в начале 1990-х и активно ведут свою пропагандистскую деятельность. При этом считается, что «Хизб ут-Тахрир» не проповедует насилие и вооруженное сопротивление. Однако, по мнению многих аналитиков, сторонники этой организации, неудовлетворенные только пропагандистской деятельностью, уходят в террористические организации. И опять же большинство из них - молодые люди, попавшие под влияние даватистов или проповедей в социальных сетях.
Игорь Шестаков, сопредседатель регионального клуба экспертов «Пикир», полагает: «Более успешному противостоянию религиозному экстремизму пока мешает отсутствие тесной координации действий общественных организаций, религиозных, правоохранительных органов и других властных структур. Совместная деятельность есть, но недостаточно. А учитывая тот факт, что пропагандисты экстремистов довольно активно осваивают мигрантскую среду, необходимо также тесное взаимодействие с Россией и другими республиками, в том числе в рамках таких структур, как ОДКБ и ЕАЭС».
* * *
В конце октября в Киргизии был арестован 47-летний лидер экстремистского религиозного течения «Инкар-Йакын». Случилось это на съезде движения, где собрались делегаты со всех регионов республики, в одном из сел близ киргизской столицы. Как сообщили прессе в МВД, «ранее он более 20 раз ездил в Индию и Бангладеш для участия в ежегодных собраниях лидеров разных религиозных движений. Арестованный, попав под влияние данной идеологии, с 2003 года начал переводить книги ученых с урду на кыргызский и русский языки. Он перевел более 20 книг. Активно критикуя представителей муфтията за политизацию движения «Таблиги джамаат» и стремясь к власти, получил популярность и основал ячейку «Инкар-Йакын» в Кыргызстане. Он женат на двух женщинах и имеет 12 детей, которым, согласно радикальной идее «Инкар-Йакын», запрещается посещать общеобразовательные учреждения. Кроме того, детям запрещается получать социальные услуги, в том числе медицинские. Они не стоят на медицинском учете, им не делают прививки».
Здесь следует отметить, что «Инкар-Йакын» откололось от организации «Таблиги джамаат», которая запрещена, как экстремистская, в странах СНГ, но не в Киргизии. Мало того, духовный лидер мусульман Киргизии Максатбек ажы Токтомушев является членом этой организации. Выходит, не все так однозначно в борьбе против религиозного экстремизма…