Киргизские границы порядочности - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 26.12.2024 |

Киргизские границы порядочности

В последние дни ушедшего 2017 г. из Астаны пришла добрая весть – президенты Казахстана и Кыргызстана подписали договор о демаркации киргизско-казахстанской границы и соглашение о ее режиме. Таким образом, завершился длительный процесс по определению линии прохождения государственной границы между двумя государствами, ее обозначению на местности и нормативно-правовому закреплению достигнутых результатов. Президент КР Сооронбай Жээнбеков назвал подписанные документы историческими. Теперь, по его мнению, «граница между Кыргызстаном и Казахстаном будет воротами доверия, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества».

Порядок на границе – порядок между государствами

Переговоры по делимитации киргизско-казахстанской государственной границы стартовали в ноябре 1999 г., завершившись в декабре 2001 г. подписанием договора, вступившего в силу 5 августа 2008 г.

Предварительная сверка позиций показала, что стороны территориальных претензий друг к другу не имеют. Эксперты обеих стран совместно выезжали на местность и находили взаимоприемлемое решение. Экспертная работа проводилась землеустроительными и картографо-геодезическими службами республиканского, областного и районного уровней.

Осенью 2008 г. стороны приступили к переговорам по демаркации государственной границы и установке пограничных знаков на границе между двумя государствами. Работы, несколько затянувшись, наконец-то завершены, что и подтверждено 25 декабря 2017 г. подписанием договора о демаркации.

Нурсултан Назарбаев отметил, что вопрос демаркации и режима госграницы, обсуждавшийся долгое время, был решен благодаря реализации принципа доверия. «Это именно принцип доверия: не будет порядка на границе – не будет порядка между государствами, – заявил казахстанский лидер. – Я благодарен, что Сооронбай Шарипович взялся за этот вопрос, и мы смогли сегодня его подписать. Подписание данных документов завершает межгосударственное правовое оформление наших границ по всей его длине и является ярким примером плодотворного конструктивного сотрудничества и доверия».

Когда все пограничные проблемы оказываются снятыми, остается одна задача – исполнить пожелание киргизского президента превратить 1 тыс. 257 км киргизско-казахстанской границы в рубеж сотрудничества. Н. Назарбаев преград в этом не видит, потому что «нет таких вопросов, по которым Казахстан и Кыргызстан не смогли бы найти взаимоприемлемое решение».

Стабильность – не за границей

С решения пограничных проблем начал свою деятельность на посту президента и глава другого государства – Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев. Его намерения четко прослеживаются в Стратегии действий по развитию Узбекистана, утвержденной президентским указом 7 февраля 2017 г. Одно из приоритетных направлений стратегии предполагает создание вокруг Узбекистана пояса безопасности, стабильности и добрососедства, а также урегулирование вопросов делимитации и демаркации государственной границы РУз.

Еще недавно киргизско-узбекская граница была зоной, казалось бы, непрекращающихся конфликтов. Они подпитывались нерешенными проблемами Ферганской долины – экономическими, водными, энергетическими, религиозными, межэтническими. Но их основная причина крылась в несогласованности прохождения межгосударственного рубежа. Последний конфликт между двумя государствами, возникший в августе 2016 г., стал конечной точкой в длительном противостоянии двух республик. С приходом к власти Ш. Мирзиёева Узбекистан обозначил в качестве жизненной потребности цель – коренным образом переломить ситуацию в пограничной сфере в сторону стабильности и взять курс на всесторонние развитие отношений с соседями.

Следствием многочисленных рабочих контактов пограничных комиссий двух стран стала подготовка в апреле прошлого года проекта договора о согласовании свыше 1 тыс. км границы. Для этого был повод: по информации министра иностранных дел РУз Абдулазиза Камилова, из 1 тыс. 379,5 км границы между Узбекистаном и Киргизией несогласованными оставались чуть больше 300 км на 58 участках, что составляло 76,5% ее протяженности. А. Камилов не скрыл, что его государство добилось успехов «по многим направлениям в сотрудничестве с Кыргызстаном. В частности, по такому сложному, чувствительному вопросу, как демаркация и делимитация наших границ».

Бывший в ту пору премьер-министром Киргизии Сооронбай Жээнбеков указал на высокую интенсивность контактов двух государств по решению накопившихся пограничных проблем. «Делегации двух стран, – констатировал он, – встречаются каждый месяц». Кстати, следует заметить, что именно С. Жээнбекова экспертное сообщество считает тем лицом, которое задавало тон в развязывании тугого узла киргизско-узбекских пограничных проблем.

К августу 2017 г. Киргизия и Узбекистан внесли в проект промежуточного договора 84% госграницы. Об этом сообщил вице-премьер-министр Женишбек Разаков, подводя итоги заседания межправительственной комиссии по делимитации и демаркации государственной границы между двумя странами. Тогда же он подтвердил: обе стороны выражают твердое желание завершить работу на условиях добрососедства и взаимного уважения. «Окончательное правовое описание границы положит конец всем конфликтам, которые возникали из-за неопределенности, когда люди не знали, где проходит рубеж, где чья территория. Это поможет в разы снизить напряженность в приграничных зонах», – заявил вице-премьер.

Проблемы анклавов (узбекских Сох, Шахимардан, Чон-Гара и Таш-Добе в Киргизии и киргизского Барак в Узбекистане), как заметил Ж. Разаков, планируется рассмотреть отдельно от темы границы.

5 сентября 2017 г. президенты Алмазбек Атамбаев и Шавкат Мирзиёев подписали в Бишкеке договор, который определяет основную часть линии государственной границы между двумя республиками. Комментируя данный факт, тогдашний лидер Киргизии заметил: «Сегодня вы являетесь свидетелями исторического события. Мы подписали договор по описанию 85% границы с Республикой Узбекистан и убедились, что обо всем можно договориться».

Неотъемлемой частью развивающихся пограничных отношений между Киргизией и Узбекистаном стало вступление в силу в ноябре 2017 г. соглашения между правительствами двух стран о межрегиональном сотрудничестве. Взаимодействие приграничных регионов двух стран в торгово-экономической, культурно-гуманитарной и иных сферах рассматриваются подписантами в качестве основного фактора стабильности в пограничной сфере двух государств, а значит и всего региона.

Во время декабрьского визита С. Жээнбекова в Узбекистан Ш. Мирзиёев с пафосом отметил достигнутые результаты киргизско-узбекского сотрудничества: «Между нами не должно существовать границ, и нам надо идти только вперед на совершенно другом уровне. Уверен, мы найдем точки соприкосновения, а имеющиеся проблемы решим. Особенно жители приграничных районов ждут этого от нас».

Президент Узбекистана также акцентировал внимание на экономической составляющей в разрешении пограничных проблем: товарооборот в $250 млн. на конец года – результат обнадеживающий, потому что это «говорит не только о формальном открытии границы, но и об искреннем открытии друг другу души». Ш. Мирзиёев заявил: «Когда есть политическая воля поставить отношения на совершенно новый уровень, от президентов многое зависит. Мы делаем то, чего хотят люди. А они хотят видеть все хорошее сегодня, а не завтра… Придет время и границ никаких не будет».

Главный козырь – благополучие

А вот на границе Киргизии и Таджикистана до пафосных настроений пока далеко. В июле 2017 г. президент Эмомали Рахмон вроде бы обнадежил, что в скором времени удастся решить вопрос делимитации таджикско-киргизской границы с учетом интересов каждой из сторон, и, таким образом, «успешное завершение процесса поможет создать атмосферу доверия, стабильности и безопасности в приграничной зоне». Но его киргизский коллега через некоторое время рассеял надежды. «Кыргызстан описал половину протяженности границы с Таджикистаном и был готов подписать этот документ, – заявил 20 ноября 2017 г. на итоговой пресс-конференции А. Атамбаев.

«У нас было всего одно условие – чтобы оставшаяся половина тоже потом оформлялась по этим же законам, по этим же принципам, – рассказал он. – И здесь почему-то уважаемого Эмомали Шарифовича Рахмона убедили, что половину мы подпишем по этим законам, а другую половину по другим… Рядом (с президентом Э. Рахмоном. – Ред.) есть люди, которые очень давно работают и совсем в других временах живут. Это, считай, что у костюма один рукав из одного материала, а другой – из другого. Это несерьезно. Там начали вылезать 26-й, 25-й год. Я посоветовал, вы зайдите тогда в 24-й год, когда вообще Таджикистана не было. Нельзя так. Жалко, что такие советники всегда находятся. Президенты тоже люди, вот он и поверил им. Жалко, конечно».

По оценкам А. Атамбаева, все вопросы по границам с Таджикистаном «снимутся буквально в ближайшие 5, пускай максимум 10 лет. И вопросов по границам не будет. Я надеюсь, конечно, что раньше. Мне, честно говоря, чуть-чуть не хватило. Там есть и очень большие козыри у нас». Но для этого необходимо, чтобы Киргизия становилась крепче. К слову, подобное развитие пограничных вопросов уходящий президент предсказывал и в отношениях с Казахстаном.

Согласно официальным сведениям, протяженность границы с Таджикистаном составляет 970,8 км. Из них согласованы 519,9 км, или 54%. На процесс согласования полтысячи километров ушло 13 лет. После 2013 г. действенных сдвигов в переговорах не произошло.

В то же время на спорных территориях кипят конфликты: в 2013 г. таковых зафиксировано аж 37. Позднее их число уменьшилось, но появились жертвы: так, в 2015 г. погибли три гражданина РТ, а еще 20 были ранены с обеих сторон. В 2017 г. произошел один подобный случай. Достижение или просто «неудобные» факты не преданы гласности?

Эксперты указывают на криминальные следы в неопределившейся судьбе киргизско-таджикской границы. Что и говорить – самый южный рубеж ЕАЭС испещрен наркотрассами. Члены интеграционного союза прилагают усилия для технического обустройства границы и приведения её облика к уровню современных требований. Эффективность подобной работы, проводимой во благо устойчивого функционирования самого Союза и граждан государств в него входящих, была бы значительно выше при условии международно-правового оформления места сосредоточения этих усилий, то есть государственной границы между Киргизской Республикой и Республикой Таджикистан.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
4864
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика