Послание президента Нурсулана Назарбаева народу страны «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» увидело свет 10 января. С этого момента оно стало центральной темой в официальных СМИ – его обсуждают эксперты, депутаты, чиновники.
Подготовка к презентации ежегодного послания была не лишена определенной интриги. За день до его публикации пресс-секретарь президента Айдос Укибай сообщил журналистам, что ожидается выступление главы государства «с важным заявлением», но что именно это будет за заявление, не уточнил. Такая недосказанность породила у общественности множество предположений – от кадровых перестановок до добровольной отставки главы государства. Однако вечером 9 января президент Н. Назарбаев выступил с анонсом своего ежегодного послания, в котором сжато рассказал об основных задачах, стоящих перед страной.
Надо отметить, что подобная практика – краткий анонс послания по телевидению и последующее размещение его полного текста в официальной печати и на сайте главы государства, похоже, становится традицией. Послание 2017 года «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» было презентовано по такой же схеме.
Хорошо забытое старое
Что касается содержательной части нынешнего послания, то обращают на себя следующие моменты.
Прежде всего, преемственность задач, обозначенных в документе. Если отказаться от эвфемизмов, то можно сказать, что приоритеты, озвученные в послании, не новы. Они не раз звучали в предыдущих посланиях и других программных документах. Изменились лишь акценты.
Так, например, об индустриализации в стране говорится уже более 15 лет. Впервые ее необходимость была озвучена в посланиях «Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира» и «Новый Казахстан в новом мире». После этого была принята масса документов, посвященных этому вопросу, первым из которых стала Стратегия индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы. С тех пор неоднократно говорилось о необходимости развития экспортно ориентированных производств и трансферта технологий.
Относительно новой инициативой можно назвать «пилотный проект по оцифровке нескольких казахстанских промышленных предприятий», который, видимо, станет своего рода заделом для третьей пятилетки индустриализации, посвященной становлению промышленности «цифровой эпохи». Подчеркнем, что именно относительно новой, поскольку в 2017 году Министерство инвестиций и развития РК планировало создать на семи предприятиях Казахстана пилотные проекты «модельных цифровых фабрик». Но, видимо, не успели, и поручение перекочевало в нынешнее послание.
То же самое можно сказать о втором и третьем пунктах послания – дальнейшем развитии ресурсного потенциала и умных технологиях для развития агропромышленного сектора. Что касается повышения требований к энергоэффективности и энергосбережению предприятий, то в Казахстане с 2013 года реализуется госпрограмма «Энергосбережение – 2020». Под нее был принят закон, выделены серьезные средства, но, видимо, желаемых результатов добиться не удалось. Видимо, поэтому решено поручение повторить.
Способствовать внедрению «умных технологий» в АПК должно было АО «КазАгроИнновация», со временем трансформировавшееся в АО «Национальный аграрный научно-образовательный центр» и входящие в него научно-исследовательские институты. Однако о научных прорывах в сфере АПК казахстанцы ничего не слышали. Тем не менее глава государства поручил увеличить в течение 5 лет производительность труда в АПК и экспорт переработанной сельхозпродукции как минимум в 2,5 раза.
Повышение эффективности транспортно-логистической инфраструктуры, идущее в послании четвертым пунктом, также задача не новая. Подобный приоритет содержит еще Стратегия развития Казахстана до 2030 года. Однако в этой сфере заметны изменения, о чем не преминул заметить глава государства: «В целом транзит грузов через Казахстан в 2017 году вырос на 17% и составил почти 17 миллионов тонн». Для большей систематизации и автоматизации логистических процессов поручено разработать интеллектуальную транспортную систему. Также предполагается продолжить ремонт и реконструкцию местных автодорог.
Пятое поручение – внедрение современных технологий в строительстве и коммунальном секторе перекликается с пунктом об энергосбережении и энергоэффективности, только речь идет о ЖКХ. Кстати, предложение об использовании новых материалов, технологий и методик строительства тоже не ново. Впервые об этом было сказано еще в 2015 году, когда глава государства поручил строителям отказаться от СНиПов и перейти на т.н. еврокоды.
Также обращает на себя внимание поручение главы государства об обеспечении сельских населенных пунктов качественной питьевой водой, для чего обещано ежегодное финансирование в размере 100 млрд. тенге. Сразу вспоминается госпрограмма «Питьевая вода», «реализованная» в 2002-2010 годах, согласно которой все населенные пункты страны должны были быть обеспечены питьевой водой.
Что касается пятого пункта послания – «перезагрузка» финансового сектора, то спасение банков второго уровня стало в Казахстане чем-то вроде традиционной забавы. Принята Программа по повышению финансовой устойчивости банковского сектора. Причем спасают банки за счет средств Национального фонда, которые принадлежат, по сути, будущим поколениям казахстанцев, а также за счет бюджетных средств. Несмотря на слияние и укрупнение банков, а в 2017 году сразу 8 банков объявили об объединении или слиянии – Народный Банк+Qazkom, Цесна+БЦК, Capital+TengriBank и Банк RBK+QazaqBanki, финансовая система устойчивей не становится. По мнению исследователя, главного редактора энциклопедии «Кто есть кто в Казахстане» Данияра Ашимбаева, «даже при льготных условиях отечественная финансовая система оказалась неконкурентоспособной из-за некритичной работы, а также большого количества афер и финансовых махинаций»
Пункты о повышении эффективности государственного управления и борьбы с коррупцией также можно отнести к разряду «старых песен о главном». Пожалуй, наиболее любопытный момент здесь это то, что с начала года «в городах районного значения, селах и сельских округах с численностью населения свыше 2 тысяч человек законодательно предусмотрено внедрение самостоятельного бюджета и коммунальной собственности местного самоуправления». А с 2020 года эта практика будет действовать во всех населенных пунктах страны. Предполагается, что это приведет к децентрализации власти и привлечению населения к решению вопросов местного значения.
И, наконец, десятый пункт «Умные города» для «умной нации» предполагает внедрение концепта «Смарт Сити» в градостроительную практику. Учитывая, что далеко не все села и аулы в стране обеспечены питьевой водой, это предложение звучит достаточно экзотично.
Акцент на «социалке»
Самый большой по объему пункт нынешнего послания касается человеческого капитала. Традиционно в нем говорится об образовании, здравоохранении и прочих социальных вопросах. Если кратко «пробежать» по его содержанию, то картина будет выглядеть следующим образом. Реформа системы образования будет продолжена. Полностью перейти к новому содержанию предполагается в 2021 году. При этом Казахстан не отказывается от модели трехязычия (казахский, русский, английский), а переход на обучение казахского языка на латинице состоится до 2025 года.
В плане здравоохранения ничего принципиально нового не озвучено. Как и ранее, предполагается делать упор на профилактику заболеваний, переходить от практики диспансеризации к амбулаторному лечению. Также президент поручил обратить внимание на борьбу с онкологическими заболеваниями и подтвердил переход на систему обязательного социального медицинского страхования, основанную на солидарной ответственности населения, государства и работодателей, запустить которую планировалось с 2018 года.
В аспекте социальной проблематики президент поручил разобраться с вопросом т.н. «самозанятых граждан», т.е. людей, официально не трудоустроенных, но тем не менее где-то работающих. Это, действительно, очень серьезная проблема, поскольку число таких граждан составляет, согласно казахстанской статистики, 16,5% от общего числа населения страны, или треть от трудоспособной его части. Для решения этой проблемы глава государства поручил упростить процесс регистрации самозанятых, расширить Программу развития продуктивной занятости и массового предпринимательства, создать единой электронную биржу труда.
Внешняя политика вне послания
Обращает на себя внимание отсутствие внешнеполитического блока. Президент лишь пробежался по достижениям Казахстана на мировой сцене, отметив председательство страны в Совете Безопасности ООН и завершившуюся специализированную выставку ЭКСПО 2017. В целом внешнеполитические итоги глава государства определил фразой «Казахстан стал брендом, вызывающим доверие и уважение в мире». Тем не менее, как страна собирается использовать это доверие, что она намерена делать на посту председателя ООН, куда будет направлен её внешнеполитический вектор, как РК намерена развивать интеграционные процессы – все эти вопросы остались за рамками послания.
Это особенно заметно на фоне тех непростых процессов, которые происходят в мире – агрессивной внешней политики администрации США, очередного «клинча», в который вошли США и наш ближайший союзник – Россия, вопросов послевоенного восстановления Сирии, ситуации в Иране, на Корейском полуострове, на Украине. Все эти события потенциально способны внести коррективы в планы Казахстана, но они остались за рамками послания.
***
В целом при оценке президентского послания становится ясно, почему второй год выбирается подобный формат представления этого документа – краткая презентация по телевидению, а затем публикация печатной версии. Дело в том, что у вдумчивого читателя может возникнуть эффект дежавю.
С другой стороны, задачи, которые ставит президент Н. Назарбаев, действительно масштабны. Выполнить их за короткий срок невозможно. Поэтому повторы неизбежны. Конечно, хотелось бы видеть в посланиях главы государства объективные оценки выполнения поставленных ранее задач, но, видимо, среди спичрайтеров преобладают сторонники позитивного мышления.