Вчера Верховная рада Украины 280 голосами приняла закон «Об особенностях государственной политики и обеспечении государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей».
Этот закон вносит целый ряд радикальных изменений, многие из которых позволяют предположить, что Киев окончательно отказался от идеи мирного урегулирования и собирается в одностороннем порядке активизировать конфликт в Донбассе.
Ключевых изменений, строго говоря, два. Первое – так называемая антитеррористическая операция переформатирована в войсковую, и её управление передано военным, которым будут подчинены все силовики.
Введена должность так называемого командующего объединенными силами, которые будут сконцентрированы в рамках Объединенного оперативного штаба. Назначается этот человек исключительно президентом (хотя и по представлению начальника Генштаба). Впрочем, учитывая полную подконтрольность Генштаба главе государства, это, скорее, форма потенциального ухода П. Порошенко от уголовной ответственности в случае чего (мол, мне предложили – я назначил), а вовсе не сдерживающий механизм.
Именно этот командующий будет определять все аспекты жизни на территории бывшей АТО. Последняя же официально прекращается, а вместо нее начинаются еще менее понятные «мероприятия относительно обеспечения национальной безопасности и обороны, отражения и сдерживания вооруженной агрессии РФ в Донецкой и Луганской областях».
Упомянутый выше командующий будет иметь почти неограниченную власть на всей бывшей территории АТО (естественно, речь идет о контролируемой Украиной территории) – такой себе «военный император»: может разрешать и запрещать въезд/выезд людей или перемещение товаров, командует всеми воинскими, полицейскими и специальными силами на территории, руководит в ручном режиме Донецкой и Луганской военно-гражданскими администрациями. При этом никто не имеет права вмешиваться в его деятельность, а контролируется он (впрочем, косвенно) лишь уполномоченным по правам человека.
Интересно, что пока еще не совсем понятно, кто же конкретно будет назначен этим командующим. С высокой долей вероятности можно предположить, что это будет кто-нибудь из «ветеранов АТО», вроде М. Забродского.
Полномочия же правоохранительных (что в современной Украине весьма условно) органов расширяются до практически внесудебной деятельности, а террор против жителей Донбасса оказывается узаконенным. Если раньше это де-факто реализовывалось лишь против граждан молодых республик, то теперь Киев пошел дальше – распространяет эту практику и на жителей контролируемых территорий. Для этого в законе вводится новое понятие – зоны безопасности, которыми считаются территории, непосредственно прилегающие к зоне боевых действий и границы которых определяет Генштаб самостоятельно.
Судя по всему, речь идет о тех самых «серых зонах» – территории примерно глубиной в 100 км от линии соприкосновений, где проживает большинство беженцев из зоны конфликта и, конечно, коренное население. Теперь их в любую секунду можно хватать на улицах, досматривать, врываться в дома, прослушивать и даже стрелять на поражение, например «за несанкционированную попытку проникновения в район осуществления мероприятий», так что неудачный переход административной границы области теперь вполне может закончиться пулей в затылок. Если это не поражение в гражданских правах, тогда что?
Второе большое изменение имеет, скорее, политический аспект. В принятом законе прямо и недвусмысленно указывается на то, что территории Донецкой и Луганской областей «оккупированы Российской Федерацией». Не Киев, оказывается, развязал гражданскую войну, не Киев начал обстреливать из «Градов» мирное население Донбасса, не Киев отказывается идти на переговоры с лидерами ДНР и ЛНР – это все «Россия виновата».
Однако если раньше эта риторика присутствовала лишь в общем политическом дискурсе, то зафиксированная в нормативном документе она имеет куда более серьезные последствия. Прежде всего – для переговорного процесса по «Минску-2».
Признание России «оккупантом» означает, что теперь Украина официально исходит из следующей позиции: РФ – сторона конфликта (вопреки положениям Минских соглашений) и потому никаких других переговорных сторон по этому поводу быть не может. Тем самым ДНР и ЛНР окончательно отказано в любых формах субъектности, и с ними в Киеве никто не намерен вести никаких переговоров. В этом смысле возникает неприкрытый диссонанс с Минскими соглашениями, которые и до того по юридическому статусу больше напоминали «джентльменское соглашение», подписанное президентом Украины, двумя руководителями молодых республик, представителем ОБСЕ и послом РФ на Украине.
Если Украина прямо утверждает, что никакой субъектности у ДНР и ЛНР нет, то кто и почему должен выполнять Минские соглашения? Некоторые украинские депутаты предлагали ввести хотя бы упоминание об этих соглашениях в «тело» закона, тем самым четко увязав их выполнение с действиями властей. Однако в этом вопросе они встретили решительное сопротивление, и в итоге никаких упоминаний «Минска-2» в законе нет. Нет даже упоминаний о резолюциях ООН, которые отсылали к Минским соглашениям.
Не упомянута в законе и содержащаяся в тех же соглашениях и амнистия как таковая. Зато есть норма о том, что «лица, которые принимают участие в вооруженной агрессии РФ или привлечены ею к участию в оккупационной администрации, несут ответственность за деяния, которые нарушают законодательство Украины и нормы международного гуманитарного права». То есть любой человек, которого Украина назовет «участником оккупационной администрации» (а в силу размытости понятия это может быть кто угодно), будет привлечен к ответственности. А статьи Уголовного кодекса могут быть применены почти любые – вплоть до такого состава, как «государственная измена».
Если Рада отбросила Минские соглашения как ничего не значащий клочок бумаги, то неужели в Киеве рассчитывают, что кто-то из других подписантов будет выполнять их требования в одностороннем порядке? Сложно представить ситуацию, в которой, например, Россия будет продолжать выполнять свою посредническую функцию, будучи объявленной стороной конфликта. ЛНР и ДНР, с которыми также никто в киевской власти считаться не собирается, тоже вправе считать себя свободными от требований «Минска». В таком случае ситуация окончательно заходит в тупик.
Впрочем, если рассматривать этот «закон об интеграции» как способ решения конфликта Киевом через новую эскалацию, то он вполне логичен. Он прямо объединяет под единым командованием все силы «АТО», расширяет их полномочия и прямо подчиняет президенту Украины. Учитывая постоянные заявления о том, что США уже готовы предоставлять Украине вооружения, их иначе как подстрекательством к новой войне назвать сложно.
Кстати о роли «иностранного сектора» при подготовке этого закона. Формально реакции Запада на него еще не последовало, однако обращает на себя внимание не только содержательная часть документа, но и его форма – закон написан совершенно вне практик украинского законотворчества. Вся вступительная часть документа крайне похожа на то, как свои нормативные документы (или международные конвенции) оформляют страны Запада: «основываясь на…», «исходя из…», «принимая во внимание…» – украинская практика написания нормативно-правовых документов не знает подобных форм. Может ли это говорить о том, что к написанию документа были активно привлечены иностранцы? Более чем. Скорее всего, некие «иностранные консультанты» из посольства на улице Сикорского, 4.
Принесет ли этот закон мир в Донбасс? Ясно, что нет. Сложно не согласиться с оценкой этого документа, данной В. Медведчуком: «Вместо законов, предусмотренных «Комплексом мер по выполнению Минских соглашений», Рада продуцирует призывы к «войне до победного конца», предлагает зачистки, уголовное наказание и даже расстрелы для «коллаборантов»… А это значит, что конфликт на Донбассе по-прежнему будет оставаться кровоточащей раной на теле Украины, еще больше разделяя страну и делая невозможным возвращение Донбасса в Украину и Украины на Донбасс».
В распространенном вчера комментарии МИД РФ принятие закона о реинтеграции Донбасса расценивается не иначе как подготовка к новой войне. «Результат нынешнего украинского "законотворчества" полностью противоречит Минским соглашениям, которые являются общепризнанной и безальтернативной основой урегулирования конфликта на Украине, – подчеркнули в министерстве. – Ни о какой "реинтеграции" речь не идет. Напротив, все делается для того, чтобы еще больше расколоть Украину и оттолкнуть от себя проживающих в Донбассе граждан».
Вывод однозначен: «Киев хоронит достигнутые в Минске договоренности и весь имеющийся механизм поиска взаимоприемлемых решений по преодолению внутриукраинского кризиса, включая и "нормандский формат"».