Недавний визит президента Казахстана в США, безусловно, привлек значительное внимание мировых СМИ и экспертного сообщества. Казахстан позиционирует себя не только в качестве одного из региональных лидеров Центральной Азии, но и нашел уникальную внешнеполитическую нишу, позволившую ему зримо выйти на мировую арену. Официальная Астана гордится своими мирными инициативами и сбалансированностью внешнеполитического партнерства с подчас конфликтующими между собой государствами. Но всегда ли декларируемая многовекторность – благо?
***
После распада СССР Казахстан стал одним из инициаторов процессов евразийской интеграции. 21 декабря 1991 г. именно в Алма-Ате, бывшей тогда столицей Казахстана, была принята Алма-Атинская декларация, в которой излагались цели и принципы СНГ. На данный момент РК является учредителем и участником большинства интеграционных объединений на просторах бывшего СССР – Евразийского союза, ОДКБ, ШОС и других.
Но у ознакомившегося с публикациями казахской прессы, освещавшей подготовку и сам визит Н. Назарбаева за океан, невольно возникает впечатление, что к процессам евразийской интеграции Казахстан имеет приблизительно такое же отношение, как, скажем, Эстония. Да и значение многообразных связей с другим лидером евразийской интеграции – Россией - напрочь проигнорировано.
Информационное сопровождение поездки Н. Назарбаева отмечено стремлением максимально выделить предполагаемые преимущества от сотрудничества Казахстана именно с США. В публикациях СМИ роль России в ЦА не просто уводится на второй план, но полностью замалчивается, открыто демонстрируется приверженность укреплению отношений с США. В этом контексте заметны попытки Астаны свести к минимуму влияние всех факторов, способных вызвать даже малейшее неудовольствие американцев.
Так, в ведущем государственном издании «Казахстанская правда», основной аудиторией которой являются государственные учреждения и иностранные диппредставительства, размещен ряд обзоров американской прессы, при этом позиционирование Казахстана в качестве регионального лидера в Центральной Азии лишено каких-либо упоминаний участия страны в таких форматах сотрудничества, как ЕАЭС, ШОС, ОДКБ. Как отмечает издание в крайне лаконичном комментарии, «администрация Трампа рассматривает роль Казахстана и Узбекистана как решающую для интересов Америки в Центральной Азии». Иных оценок нет. Согласитесь, несколько странная позиция для государственного СМИ страны, являющейся учредителем СНГ, ЕАЭС и ОДКБ и стратегическим союзником России.
В свою очередь крупное информационное агентство «Казинформ» поместило статью экс-заместителя помощника государственного секретаря и директора в Совете национальной безопасности в администрации Дж. Буша-младшего, старшего сотрудника Атлантического совета Д. Меркеля, подробно разъясняющую гражданам Казахстана интересы Вашингтона в их стране.
Словно забыв об обязательствах официальной Астаны в рамках евразийских структур, к проамериканскому хору средств массовой информации присоединились и представители экспертного сообщества. Как подчеркнул и.о. профессора кафедры международных отношений Евразийского национального университета имени Гумилева А. Ногай, продвижение США концепции «Большой Центральной Азии» в определенном смысле на руку постсоветским центральноазиатским республикам. По его мнению, «присутствие США в регионе спасет страны Центральной Азии от одностороннего (пророссийского или прокитайского) обязательства выбора. Стабилизация в регионе Центральной Азии, где идет геополитическая борьба, возможна только в том случае, если средне- и долгосрочная политика стран региона будет «многовекторной» и сбалансированной между крупными державами».
Его поддержал и политолог А. Нурша, заявивший, что «странам ЦА нужна отдельная многосторонняя площадка для диалога с США».
В свою очередь, политолог Д. Сатпаев, не затрудняя себя поиском аргументов, заявил, что Россия «для своих партнеров – непредсказуемый сосед. И это очень большой риск для Казахстана. Россия уже не раз создавала нам определенные проблемы… Россия же пошла по классическому пути «дипломатии канонерок», демонстрируя миру силовые методы – считайтесь с нами, потому что у нас есть дубинка. Поэтому наличие такого соседа – большая проблема, потому что никто не знает, когда и против кого эта дубинка будет применена».
В контексте сказанного США, надо понимать, куда более надежный и предсказуемый партнер.
***
В подобный информационный фон отлично вписались обзоры американских СМИ, которые обильно цитируют их казахские коллеги. В условиях наибольшего благоприятствования американцы совершенно не стесняются открыто излагать свои интересы.
В частности, Independent Journal Review подчеркивает «роль, которую Казахстан может играть в будущем как партнер США на международной арене в дипломатическом и экономическом и, возможно, в военном плане. Мы не можем позволить себе инертно относиться к Центральной Азии». Рассматривая вопрос расширения сотрудничества с Казахстаном, издание сравнивает его с укреплением американцами европейских союзников в послевоенный период, которое, дескать, помогло им добиться мира. Весьма красноречиво, поскольку это «укрепление» обернулось холодной войной против СССР.
The Huffington Post подчеркивает, что «слишком долго США не обращали внимания на Центральную Азию. Это должно измениться. Центрально-Азиатский регион был, есть и будет оставаться зоной, имеющей огромное геополитическое значение для США». В этом контексте американцы милостиво позволяют Казахстану участвовать в проекте «Один пояс – один путь», если «инвестиции Китая в Казахстан являются законными, прозрачными и в рамках верховенства права». Туда же клонит и упомянутая Independent Journal Review: «Сейчас у Соединенных Штатов есть шанс… уравновесить две главные силы в регионе – Россию и Китай».
Еще более откровенен упомянутый Д. Меркель. Пожалев Казахстан, «в котором доминировала Советская Россия и соседний возрождающийся Китай», представитель Атлантического совета указывает, что «активное взаимодействие (с США. – Ф.К.) укрепляет суверенитет Казахстана и защищает его граждан от возможных перегибов со стороны соседей». А «военное сотрудничество должно быть усилено за счет приобретения американской военной техники в целях уменьшения исключительной зависимости Астаны от Москвы в вопросах ее закупа».
***
Возможно, ведущие СМИ Казахстана стали на путь оппонирования властям страны? Предположение оказывается слишком смелым, если приглядеться к реальному наполнению казахстанско-американского сотрудничества.
В конце августа прошлого года республику посетил заместитель министра энергетики США Дэн Бруйетт, с которым личную встречу провел Н. Назарбаев. По итогам визита было принято решение о запуске «регулярного стратегического диалога по энергетике». Переговоры проходили за закрытыми дверями, но, по данным открытых источников, интерес США могли вызвать грядущая приватизация «Казатомпрома», добыча урана и планы Астаны по строительству нескольких атомных электростанций.
Еще одной сферой сотрудничества Казахстана и США является оборонный сектор. Представители вооруженных сил двух стран подписали план военного сотрудничества на 2018-2022 гг. Американцы готовят сержантский состав для армии Казахстана, а Академия старшин высшего состава ВМС США обучает офицеров казахстанского флота. Пентагон готов также обеспечить подготовку высшего командного состава ВС РК. Совершенно очевидно, что подобные планы имеют целью перевод военной сферы Казахстана на стандарты НАТО.
Осенью прошлого года в Алма-Ате открылась американская биологическая лаборатория «по изучению особо опасных инфекций», в строительство которой было вложено 130 млн. долл. Характерно, что подобные объекты существуют также в Грузии, Молдове, Узбекистане и на Украине, иначе говоря, американцы формируют вокруг России цепь закрытых военно-биологических объектов, но в той же Астане возражений по этому поводу не возникает.
Не утихает интерес Вашингтона к повышению своего экономического влияния в республике. Так, разработчиком «Плана-2025» выступила известная американская консалтинговая компания The Boston Consulting Group. В аналитической части плана ни разу не упоминается Евразийский экономический союз, но зато подчеркивается «опасность втягивания Астаны в «региональные противостояния».
Пристальное внимание Вашингтона привлекает и информационная сфера РК. Крайне активно в стране работает фонд «Сорос-Казахстан», который используется для «воспитания» перспективных представителей из числа местной молодежи. На счету этой организации, в частности, активное раскачивание ситуации вокруг космодрома Байконур. Также США финансируют программу «Английский для журналистов», в которой примут участие 230 казахстанских сотрудников СМИ.
Не потому ли освещение казахскими СМИ визита своего лидера в США отличается откровенным желанием понравиться американцам? Например, несмотря на традиционно широкое распространение в стране российской кинопродукции и активное сотрудничество в этой сфере, казахстанские власти неожиданно отказались от проката нового российского фильма «Движение вверх». Не из-за того ли, что в фильме идет речь о победе советских баскетболистов над американской сборной на Олимпиаде 1972 г.?
***
Все указанные сферы крайне чувствительны для России. Вашингтон явно стремится «потеснить» Россию в ядерном и оборонном секторах Казахстана и обеспечить себе значительную долю контроля над экономикой РК. Под видом борьбы с терроризмом и стабилизации ситуации в Афганистане США предпринимают попытки создания собственной военной инфраструктуры на территории государства-члена ОДКБ и ШОС.
Обращает на себя внимание несвойственная американцам восторженность перед Казахстаном. В частности, во время переговоров с Н. Назарбаевым американский лидер отметил, что успехи Казахстана достигнуты «под вашим превосходным руководством». Впрочем, Нурсултан Абишевич в долгу не остался, похвалив своего визави Дональда Трампа за «огромные успехи в экономике». В то же время тезисы о том, что Казахстан всегда был другом США, а позиции двух стран по международным вопросам всегда совпадали, несколько выходят за рамки традиционной дипломатической риторики.
Двусмысленность ситуации подчеркивает и заявление экс-директора Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК Б. Султанова, отметившего, что «главный приоритет для Казахстана – это соседи: Россия, Китай и страны Средней Азии. США и страны ЕС находятся на втором месте. При этом мы четко понимаем, что Соединённые Штаты Америки при всём при том являются лидерами современного мира».
Сценарий «петуха и кукушки» наводит на мысль о том, что Вашингтон намерен усыпить бдительность Астаны и сыграть на ее самолюбии для достижения своих геополитических целей. США откровенно предлагают Н. Назарбаеву роль регионального лидера и «смотрящего» за Центральной Азией, что уже вызвало возражения со стороны представителей экспертного сообщества Киргизии.
Происки США отметил и глава МИД РФ Сергей Лавров, заявивший, что «мы слышим о желании США несколько злоупотребить этим форматом (С5+1. – Ф.К.) и продвигать идеи, которые имеют отношение к тому, что еще при прежних администрациях называли проектом Большой Центральной Азии. Мы не имеем ничего против того, чтобы наши центральноазиатские соседи имели максимально широкий спектр внешних партнеров. Исходим из того, что эти отношения будут в полной мере уважать те обязательства, которые между нами существуют».
Таким образом, нисколько не оспаривая право Казахстана на собственную внешнюю политику, Россия не может оставить без внимания «забывчивость» казахстанских политикума и медиа в отношении евразийских интеграционных процессов.