Несмотря на постоянное ужесточение западных санкций против российского Крыма, экономика этого региона не только всё активнее участвует в общеэкономическом пространстве ЕАЭС. Столь же активно развиваются внешнеэкономические связи региона со странами дальнего зарубежья, в т.ч. инициаторами антикрымских санкций. А последнее показывает, что экономические реалии и, соответственно, интересы бизнеса уверенно превалируют над политической конъюнктурой, навязываемой Европе Вашингтоном.
Торговая статистика подтверждает указанные тренды. А именно: по данным таможенного управления Крымского федерального округа от 22 декабря 2017 г. (включают также данные по Севастополю), за январь-ноябрь прошлого года экспорт из региона в страны СНГ составил почти 14,7 млн. долл., импорт оттуда превысил 24,2 млн. долл. Эти показатели, конечно, скромные, но они примерно на 12% больше в сравнении с тем же периодом 2016-го. Крымский экспорт, например, в Казахстан составил почти 2 млн. долл., в Белоруссию – свыше 2,8 млн., в Армению и Узбекистан – соответственно 280 тыс. и почти 1 млн. долл. Данные показатели – на 7-11% выше того же периода 2016 г.
Крупным потребителем крымских экспортных товаров – зерновых, молочных продуктов, продукции птицеводства, плодоовощеводства, рыбопродуктов, товаров виноделия, энергомашиностроения и химпрома является – да, да – Украина, несмотря на ее воинственную антироссийскую риторику. За январь-ноябрь 2017-го крымский экспорт в эту страну превысил 8,5 млн. долл. Да и в импортном реестре Крыма украинский показатель тоже высокий – почти 3,6 млн. долл. (в основном это продукты животноводства, химудобрения, пластмассы, металлоизделия). Эти показатели, заметим, оказались примерно на уровне того же периода позапрошлого года. Получается, что Киев, чуть ли не ежечасно призывая зарубежье не торговать с Крымом и вводя санкции против торговых партнеров региона, стремится «навязать» Крыму в таковом качестве именно себя.
Понятно, что в импорте региона доминирующими партнерами являются государства-участники ЕАЭС: их совокупная доля превышает 80%. За январь-ноябрь 2017 г. поставки из Белоруссии составили 15,6 млн. долл., Казахстана – почти 1,2 млн., Армении – около 2,6 млн. Значительна доля также Молдовы – 803 тыс. долл. и Узбекистана – около 600 тыс. Свыше трех четвертей в крымском совокупном импорте из этих стран приходится на сельхозсырье, готовое продовольствие, текстильное сырье, комплектующие, нефтепродукты, продукцию химпрома.
В Киеве, понятное дело, недовольны стратегической ролью ЕАЭС и особенно Белоруссии в импортном сегменте внешнеэкономических связей Крыма. Проправительственные украинские СМИ во главе с киевскими «Миротворцем» и «Обозревателем» с начала 2018-го «объявили войну» белорусским товарам, поставляемым в Крым, а заодно и в ДНР и ЛНР. «Обозреватель» даже утверждал 17 января с.г., что «не существует способов, которыми можно было бы законно ввезти белорусский товар в Крым, Донецк или Луганск… Бизнесмены из Беларуси это прекрасно знают, но действуют сознательно».
В частности, под прицел на этот раз попали молочная смесь и водка. «Как оказалось, – пишет «Обозреватель», – Волковысское ОАО «Беллакт» (Гродненская область. – А.Ч.), которое специализируется на производстве детских молочных смесей, поставляет смесь на оккупированные территории, и при этом» – вот ведь незадача – ту же продукцию «спокойно можно купить в Киеве и других городах Украины».
Впрочем, украинские проблемы пусть беспокоят Украину. А Крым тем временем уже отладил поставки своей птицеводческой продукции в Казахстан, в ближайших планах – увеличение объема этих поставок и расширение экспортного ассортимента местного АПК не только для РК, но и в целом для ЕАЭС. Министр сельского хозяйства Крыма Андрей Рюмшин заявил в середине января, что «республика полностью обеспечивает себя мясом птицы и недавно начала его поставки в Казахстан. Хотя совсем недавно наш регион был обеспечен мясом птицы на 70-80%, а его поставки на экспорт казались невозможными». Министр отметил также, что внутренние потребности региона в кондитерских изделиях, безалкогольной продукции, яйцах, свинине, овощах, пшеничной муке и продовольственной пшенице полностью обеспечены собственным производством, потому намечен рост их экспорта, в т.ч. в страны ЕАЭС.
Что же касается торговли региона с дальним зарубежьем, она пока остаётся скромной (особенно в части экспорта) ввиду санкционного фактора, но и в этом сегменте продолжается рост. За январь-ноябрь 2017 г. крымский «дальнезарубежный» экспорт превысил 12,5 млн. долл. (свыше 75% – это поставки зерновых и продуктов их переработки, вывозятся за пределы СНГ также ряд видов фармацевтического сырья, продуктов органической химии, фрукты, мёд). При этом экспорт в КНР превысил 4,1 млн. долл., в Индию и Египет составил 4,2 и 2,9 млн. долл. соответственно, а в участвующую в санкциях Италию – 402 тыс.
Примечательно также, что экспорт Крыма в автономную от США тихоокеанскую Республику Маршалловых островов превысил 183 тыс. долл. Она, кстати, как и автономные от США тихоокеанские Федеративные Штаты Микронезии выведены Вашингтоном и Москвой из санкционного торгового режима между США и РФ. Что, скорее всего, обусловлено экономико-правовым статусом этих автономий, предусматривающим льготный режим реэкспорта товаров и капиталовложений. Потому те же автономии с 2010 г. включены в Таможенном союзе и ЕАЭС в реестр стран/территорий, пользующихся режимом наибольшего благоприятствования во внешнеэкономических связях Союза.
Относительно же крымского импорта, составившего в том же периоде 2017 г. рекордный уровень – 35,5 млн. долл., отметим: ввоз из КНР превысил 30% в стоимости крымского импорта (около 10,87 млн. долл.), из Турции –1,2 млн., Сербии – почти 800 тыс., Японии – почти 740 тыс., Южной Кореи – свыше 740 тыс. долл.
Говоря о дальнезарубежном сегменте регионального импорта, нужно подчеркнуть: почти все страны, участвующие в антикрымских санкциях – среди поставщиков в Крым разнообразной продукции. В этих поставках преобладают оборудование и другие товары с высокой добавленной стоимостью. Потому что и западных производителей, поставщиков, инвесторов всё в большей мере, наперекор санкциям, интересуют инвестиционные проекты в этом российском регионе, имеющиеся там льготы для иностранных капиталовложений, программы развития местных отраслей.
Вот данные, наглядно иллюстрирующие упомянутые тренды и факты. Импорт в Крым в январе-ноябре 2017 г. из Италии составил более 9 млн. долл. (!), Испании – 3,6 млн., Болгарии – 3,1 млн., Германии – почти 630 тыс., Франции – 381 тыс., Бельгии – свыше 250 тыс., Люксембурга – около 280 тыс. долл.
Словом, Крымский регион России, наряду со всё более активным его подключением к евразийскому экономическому пространству, де-факто прорывает политико-экономическую блокаду со стороны Запада. Это обусловлено не только востребованностью крымских товаров в дальнем зарубежье, но и все большим осознанием в странах Запада политических и экономических реалий, связанных с воссоединением Крыма с Россией.