Экономика Армении с робкими надеждами на позитив в новом году - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.12.2024 |

Экономика Армении с робкими надеждами на позитив в новом году

В середине января в Ереване прошли относительно немногочисленные акции против «новогоднего» роста цен, организованные лидерами парламентского блока «Елк» («Выход»). Очередное протестное шествие под лозунгом «Нет подорожанию» намечено на 5 февраля. Как известно, с началом года в Армении выросли цены на ряд товаров первой необходимости (включая сжиженный газ, бензин и дизтопливо), прежде всего  вследствие повышения акцизного налога.

Между тем появились первые итоговые данные по росту валового внутреннего продукта страны за 2017 год. По данным Минфина, в ушедшем году ВВП вырос ни много ни мало на 6,7% (вместо ожидаемых 4,3%), чему способствовали сектора услуг и строительства. Рост зарубежных поступлений оценивается в 13,4%, что позитивно сказывается на потреблении домашних хозяйств. ВВП на душу населения – около 3800 долларов, что относит Армению к странам с «низким средним доходом». Доходы бюджета оцениваются в 1 трлн. 237,2 млрд. драмов (около 2,58 миллиарда долларов) – более чем на 5% выше, чем в 2016 году; расходы бюджета составили 1 трлн. 417,3 млрд. драмов. В наступившем году республика перейдет на более гибкие правила управления госдолгом, что позволит брать кредиты, обеспечивающие экономический рост.

Инфляция в годовом разрезе, по словам главы правительства Карена Карапетяна, составила 2,6%. Однако здесь правительство сталкивается с жесткой критикой со стороны как блоков, не входящих в коалицию («Елк»), так и неправительственных организаций.

По оценкам Центрального банка, рост ВВП в 2017 году составил 6,4%, что в основном обуславливается более высокими (на 2 процентных пункта), нежели ожидалось, темпами роста частного потребления и частных инвестиций. Это самый высокий показатель за последние пять лет. Предварительные оценки Министерства финансов выглядят еще более впечатляюще. Экономический рост по итогам прошлого года, по оценке Минфина, составил 6,7%. ВВП в расчете на душу населения – около $3,799 (самый высокий результат за всю историю Третьей республики).

Драйверами роста выступили торговля, сфера услуг, туризм и промышленный сектор. В «отстающих» – сельское хозяйство и строительство. Высокие темпы роста экономики в основном были обусловлены:

- восстановлением внутреннего спроса на фоне частичного восстановления объемов трансфертов из России, нейтрализации дефляционного фона 2016 г.;

- стабильностью цен на энергоносители (прежде всего, газ);

- повышением цен на основной экспортный продукт – медно-молибденовый концентрат. Цена на медь в 2016-2017 г. выросла с 4400 до 6800 долларов за 1 тонну;

- низкой базой роста ВВП 2016 года (0,6%);

- подписанием соглашения с ЕАЭС о снятии таможенных пошлин и льготными ценами на энергоресурсы, что ведёт к росту экспорта (по предварительным данным, до 2 млрд. долл., что означает рост почти на четверть);

- упрощением всех процедур – от оформления и получения лицензий на экспорт до таможенного оформления;

- стабилизацией курса российского рубля, соответственно, повысилась валютная выручка экспортеров в Россию.

Критики обвиняют правительство как в отсутствии значительных успехов в деле повышения уровня общественного благосостояния, так и в манипулировании статистическими данными. В частности, речь идет о том, что премьер-министр сравнил ситуацию с инфляцией с соседними странами, не входящими в ЕАЭС. В Грузии инфляция составляет 6,8%, в Азербайджане – 7,5%. Возвращаясь к вышеупомянутым обвинениям, отметим, что председатель Союза работодателей Армении Гагик Макарян утверждает, что всего 10% населения страны владеет 70% ценностей, а всего 2% богатств находятся в руках 40% граждан. В этих условиях в стране по-прежнему высокий уровень бедности – 29,4%, безработица держится на уровне 18%. Доля теневой экономики в крупном бизнесе составляет около 30% (в малом и среднем бизнесе несколько меньше). Скачкообразному росту «тени», полагает эксперт, в последние годы во многом способствовало масштабирование коррупции и установление неравных конкурентных условий.

По представленным цифрам Г. Маркарян, безусловно, прав. В то же время представитель общественной организации не может не понимать, что нынешнее правительство во главе с К. Карапетяном работает лишь 15 месяцев и имеет достаточно опосредованное отношение к высокому уровню коэффициента Джини, который фиксирует расслоение в обществе. Это расслоение, как и в большинстве стран постсоветского пространства, является результатом ваучерной приватизации, проведённой в 1990-х годах по лекалам МВФ. Другое дело, если бы уважаемый деятель предъявил претензии к правящей Республиканской партии Армении (РПА), которая у власти с 1999 года, а во власти и вовсе с 1995 года.

Возвращаясь к экономическим показателям, отметим, что впервые за последние несколько лет со страниц прессы и из уст экспертного сообщества исчезли разговоры о прямом или скрытом секвестре бюджета из-за невыполнения плана сбора налогов. По итогам минувшего года налоговые поступления в государственный бюджет составили 1 трлн. 201,6 млрд. драмов, что на 11,6%, или на 124,7 млрд. драмов больше аналогичных показателей за 2016 год.

Несмотря на риск внешних потрясений, Армения продемонстрировала способность противостоять им, чему, по мнению западных экспертов, способствует одобряемая ими денежно-кредитная политика. После выхода из дефляции в апреле минувшего года инфляция оставалась низкой, и ожидается, что в 2018-2019 годы достигнет целевого показателя Центрального банка в размере 4%. Банковская система остается относительно стабильной, долларизация депозитов и займов хотя и снизилась, но осталась высокой – соответственно 57% и 62%. Для улучшения среднесрочных перспектив роста в стране, вероятно, потребуется дальнейший прогресс в реформировании инвестиционного климата и увеличении внутренних сбережений, поскольку общий объем инвестиций является низким – на уровне 18,4% ВВП.

Правда, далеко не все специалисты склонны соглашаться со столь благостными оценками. На самом деле инфляция составляет как минимум 15%, считает экономист Ваагн Хачатрян: «В стране с 30-процентным уровнем бедности подорожание любого товара, в том числе товара повседневного спроса или из потребительской корзины, не может попросту игнорироваться. И если сократить этот ассортимент товаров с 4000 до 50, выйдет, что инфляция составляет не 2,5%, а минимум 15. Именно поэтому так много недовольства».

Среди факторов, способных привести к изменениям в прогнозах, можно выделить: уверенность в том, что соотношение государственного долга к ВВП находится на нисходящей траектории; устойчивый рост экономики, который предполагает сближение уровня доходов республики со странами с высоким рейтингом без увеличения макроэкономических дисбалансов; постоянное улучшение внешнего баланса.

Судя по бюджетному посланию на 2018 год, именно на этих направлениях правительство намерено наращивать свои усилия. Первоочередная задача – доведение доли экспорта продукции к ВВП до 30%. Предполагается использовать все возможности ЕАЭС для достижения показателей экспорта, превышающего 3 млрд. долларов.

Ухудшению ситуации в экономике могут способствовать рост государственного долга (например, из-за ухудшения финансового положения и/или темпов роста ВВП), устойчивое падение валютных резервов. Нельзя сбрасывать со счетов возможность эскалации нагорно-карабахского конфликта, существенно влияющего на экономику Армении и её финансовую систему. Все эти тенденции сохраняются, и поэтому не следует переоценивать успехи 2017 года: они остаются пока неустойчивыми и достаточно сильно зависящими от внешних факторов.

В этой связи вернемся к аргументам противников присоединения страны к евразийскому интеграционному объединению. Они утверждают, что последние несколько лет ВВП снижался, а внешний долг – увеличивался. Между тем экономист Ашот Тавадян, ссылаясь на данные международных организаций, отмечает рост ВВП Армении уже в 2015-2016 годах. Кроме того, расчет ВВП соответственно изменению курса национальной валюты к доллару не выдерживает критики, не корректен и не является следствием подписания того или иного интеграционного соглашения. По мнению А. Тавадяна, снижение темпа роста ВВП в 2015 г. в первую очередь было связано со снижением цен на медный концентрат (на четверть) и снижением курса российского рубля относительно доллара (более чем на четверть). Как полагает эксперт, если бы Армения не стала членом ЕАЭС, то неизбежный 30-процентный рост цен на газ, а также таможенные пошлины, фитосанитарные ограничения, дальнейшее сокращение объема трансфертов только усугубили бы ситуацию в экономике.

Что же касается роста внешнего долга, то, во-первых, он находится в определяемых законодательно пределах, во-вторых, из России Ереван получил целевые кредиты, направленные на укрепление обороноспособности страны (на общую сумму в 300 млн. долл.). Также из России получен целевой кредит в 270 млн. и 30 млн. долларов в качестве гранта, необходимых для продления срока эксплуатации атомной станции.

В апреле нынешнего года страна окончательно переходит к парламентской форме правления, при которой основные властные рычаги сосредотачиваются в правительстве и у премьер-министра. 10 января в ходе расширенного совещания в правительстве Серж Саргсян, который после 9 апреля покидает пост президента, отметил: «Уже во второй половине года мы посмотрим, какие нам необходимо решить дополнительные задачи социального плана, чтобы инфляция болезненно не повлияла на социально малообеспеченные слои». Остаётся надеяться, что новая властная конструкция будет способствовать как дальнейшему укреплению экономических позиций страны, так и повышению уровня социальной защищённости граждан.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3666
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика