Политические силы Молдовы не стали дожидаться окончания новогодних праздников и резво стартовали в новый политический сезон. Тем более что времени на раскачку в этом году нет – уже совсем скоро, ближайшей осенью, пройдут парламентские выборы, которые могут определить направление движения страны не только на ближайшие четыре года, но и на более длительный период. А для отдельных политических партий предстоящие выборы могут стать тем «моментом истины», после которого их существование на политической сцене может попросту прекратиться. Именно этим и объясняется то, что политическая жизнь Молдовы в январе была, как никогда, насыщена событиями.
Год начался с очередной атаки парламентского большинства на президента Игоря Додона. Согласно двум запросам депутатов парламента, полномочия президента по утверждению изменений в составе правительства и промульгации закона об изменении Кодекса о телевидении и радио были переданы спикеру парламента Адриану Канду. Отказ президента промульгировать данные акты парламента объясняется тем, что в состав правительства были возвращены экс-премьеры Юрий Лянкэ и Кирилл Габурич, которые занимали свои посты в период, когда из банковской системы Молдовы было выведено заграницу более миллиарда долларов США. Что касается изменений в Кодекс по телевидению и радио, то их следствием является прекращение трансляции информационных и аналитических передач на российских каналах, которые можно смотреть в Молдове. Фактически со стороны парламентского большинства, управляемого олигархом Плахотнюком, это стало очередным антироссийским актом, призванным продемонстрировать Западу и в первую очередь США верность прозападному курсу. При этом проведенные опросы населения показали, что данные меры поддерживают лишь 16,3% опрошенных, в то время как 64,2% относятся к ним резко отрицательно.
Интересно, что незадолго до голосования в парламенте посол США в РМ Джеймс Петтит обратился к молдавским властям с призывом поскорее принять данный закон. Принятие и промульгация этого закона привели к резкой реакции со стороны России, и 24 января Государственная Дума Российской Федерации приняла заявление «О недопустимости дискриминации российских средств массовой информации в Республике Молдова». Помимо резкой критики принятого закона, ГД рекомендовала российскому Первому каналу пересмотреть условия сотрудничества с медиахолдингом, принадлежащим В. Плахотнюку, который ретранслирует Первый канал, вплоть до расторжения контракта.
* * *
Еще одной «горячей» политической точкой Молдовы стала «северная столица» страны город Бельцы, мэром которого является Ренато Усатый. Этот молдавский политик уже длительное время, с сентября 2016 года, находится на территории России вследствие того, что Кишиневский суд столичного сектора Центр выдал ордер на его арест по обвинению в мошенничестве и покушении на убийство российского банкира Германа Горбунцова. Кроме того, еще 5 декабря российские СМИ сообщили, что Следственный комитет России заочно предъявил олигарху В. Плахотнюку, лидеру правящей в Молдове Демократической партии, обвинение в подготовке убийства Р. Усатого, лидера оппозиционной «Нашей партии».
Что касается самого оппозиционера, то он последнее время не демонстрировал какой-то особенной политической активности. Являясь мэром Бельц, второго по величине города страны, он уже больше года «руководит» им дистанционно, проводя рабочие совещания по скайпу, вследствие того, что возвращение в Молдову означает для него немедленный арест. Периодические обращения к своим сторонникам в социальных сетях стали в последние месяцы достаточно редкими, но возобновились с новой силой в начале этого года.
Во время очередного прямого эфира в социальной сети Facebook, 4 января, Р. Усатый объявил о всеобщей мобилизации своих сторонников и формировании списков тех, кто будет готов приехать вместе с ним в Кишинев, «чтобы положить конец бандитскому режиму Плахотнюка». После 9 января политик пообещал опубликовать список телефонов, по которым можно будет сообщить о своей готовности «поставить точку в истории правящего режима». Этим пока все политические телодвижения лидера «Нашей партии» и ограничились. Ну а настоящей причиной выхода Р. Усатого из политического анабиоза стала отставка первого вице-мэра Бельц Игоря Шеремета и необходимость отстоять свое мэрство в Бельцах. Стоило И. Шеремету подать в отставку, как стало ясно, что следующим отставленным будет сам Усатый. Именно этим, а не необходимостью борьбы с Плахотнюком объясняются, по всей видимости, его «мобилизационные планы».
В качестве ответного хода мэр и муниципальные советники Бельц от «Нашей партии» выдвинули инициативу о проведении муниципального референдума о доверии главе города. Вскоре после этого представители «Нашей партии» сделали ряд заявлений о том, что со стороны силовых структур Бельц на муниципальных советников стало оказываться давление, которое выразилось в виде открытия уголовных дел на них и их родственников. Это даже привело к тому, что ряд муниципальных советников партии Р. Усатого объявили голодовку в здании мэрии. Тем не менее 19 января муниципальный совет Бельц принял решение о проведении местного референдума. В ответ Бельцкое бюро Государственной канцелярии потребовало у муниципального совета отменить свое решение. Скорее всего, следующим шагом будет обращение в суд с требованием признать решение муниципального совета недействительным.
* * *
Несмотря на то, что по результатам последней переписи румынами себя считают чуть более 8% населения Молдовы, активность унионистских политических формирований в этом году как никогда высока. Связано это в первую очередь со 100-летней годовщиной оккупации Бессарабии Румынией. Данная дата уже давно рассматривается унионистами как ключевая, несмотря на то что унионистские силы РМ раздираемы внутренними противоречиями и никак не могут создать стабильную политическую силу. Либеральная партия, некогда бывшая флагманом унионистов, находится в глубоком кризисе и, по всем оценкам, не пройдет в парламент на предстоящих выборах.
Однако замена ей уже готова в лице Партии национального единства, почетным председателем которой является экс-президент Румынии Траян Бэсеску. Его статус ограничен «почетным председательством» по той причине, что он был лишен гражданства Молдовы указом президента Игоря Додона. Тем не менее Бэсеску оспорил данный указ в суде. 22 января состоялось последнее заседание суда по его иску против президента, судья отклонил иск, признав его необоснованным. Таким образом, указ об аннулировании молдавского гражданства Бэсеску оставлен в силе. Более того, Совет гражданского общества при президенте потребовал объявить экс-президента Румынии персоной нон грата в Молдове. В протоколе комиссии по укреплению государственности и реинтеграции страны говорится, что Бэсеску «атакует национальную безопасность Молдовы», мешает процессу приднестровского урегулирования, пропагандирует «ксенофобию, молдофобию и русофобию».
Тем не менее существуют явные признаки того, что Демократическая партия Плахотнюка рассматривает возможность коалиции в будущем парламенте, в том числе и с этим, крайне правым политическим формированием. В этой связи регулярные антироссийские демарши, предпринимаемые прозападным правительством Молдовы, вполне можно рассматривать как средство заручиться поддержкой антироссийской и русофобской части населения. Вполне возможно, что, вследствие крайне низкого рейтинга демократов, старающихся позиционировать себя в качестве центристской партии, они решили «сыграть на соседнем поле», отбив электорат крайне правых, в том числе и унионистов.
По итогам исследования общественного мнения, которое проводилось Ассоциацией социологов и демографов РМ в период со 2 по 18 января, Демократическая партия при ответе респондентов на вопрос «За кого бы вы проголосовали, если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье?» набрала всего 10,6%, уступив место партии PAS Майи Санду (24,1%) и Партии социалистов, набравшей 50,4%. Остальные политические силы не набрали даже половины того рейтинга (6%), который необходим для попадания в парламент.
Не менее впечатляющими являются результаты ответов на вопрос «Кому из молдавских политиков вы больше всего доверяете?», согласно которым президенту И. Додону доверяют 52,9% опрошенных, в то время как рейтинг представителей Демократической партии неизмеримо ниже – у премьер-министра Павла Филипа – 4,5%, у спикера парламента Адриана Канду – 1,9% и 3,7% у В. Плахотнюка, председателя Демократической партии.
Таковы исходные позиции, с которых основные политические силы вступили в предвыборную гонку, которая, хотя и не началась официально, но уже идет достаточно давно и обещает быть как никогда грязной и ожесточенной. При этом всеми сторонами уже признано, что главным лейтмотивом нынешней избирательной кампании будет, как и прежде, геополитический посыл. Похоже, что в расколотом практически напополам обществе Молдовы мир, спокойствие и конструктивный подход возобладают еще не скоро.