Ранним утром 31 января британский эсминец HMS Dunkan D37 прошел проливы и вошел в Черное море. Этот корабль является флагманом постоянной группы НАТО SNMG2 под командой офицера королевского флота Великобритании коммодора Майкла Атли. Эсминец несет различное артиллерийское и ракетное вооружение, радиолокаторы и средства радиоэлектронной борьбы. Авиационное вооружение – два вертолета Agusta-Westland AW-159 Wildcat.
Дважды – 27 и 29 января – самолет радиоэлектронной разведки большого радиуса действия ВМС США EP-3E Aries II, вылетевший с авиабазы Суда-бэй на острове Крит, на протяжении нескольких часов проводил разведку вдоль южного и юго-западного побережья Крыма над международными водами Черного моря. Американец не постеснялся приблизиться к Севастополю на расстояние менее 40 км.
25 января патрульный противолодочный самолет ВМС США P-8A Poseidon, вылетевший с авиабазы Сигонелла на Сицилии, осуществлял многочасовой и также разведывательный полет к западу от главной военно-морской базы Черноморского флота. Во время полета самолет снижался до высоты около 7,5 тыс. м, приближаясь к крымским берегам приблизительно на 60 км. В тот же день стратегический беспилотник ВВС США RQ-4B на протяжении не менее десяти часов вел разведку по курсу Севастополь – южное побережье Крыма – побережье Краснодарского края – Сочи.
24 января в Черное море вошел еще один британец – военный многоцелевой корабль HMS Enterprise, являющийся флагманом постоянной группы разминирования кораблей НАТО SNMCMG2.
Официально этот корабль Ее Величества является многоцелевым геолого-разведывательным, гидрографическим и океанографическим судном, предназначенным для проведения геодезических работ в интересах подводного флота, планирования десантных операций, поиска мин и других подводных объектов. Благодаря наличию так называемых азимутальных подруливающих двигателей британец способен длительное время оставаться на одной точке. Имеет и вооружение: два зенитных 20-мм автомата «Эрликон», три пулемета M134 Minigun и четыре 7,62-мм пулемета. Общеизвестно, что корабли НАТО такого класса являются военными, а не «геологическими» разведчиками.
15 января американские разведывательные самолеты провели комплексную разведку черноморских военных баз Российской Федерации. Сначала базовый патрульный самолет P-8 Poseidon, поднявшийся с авиабазы Сигонелла, работал возле Новороссийска, а затем, пройдя над южным берегом Крыма, сосредоточился на базах Севастополя. Причем во время полета он резко менял высоту, снижаясь до 1200 метров над уровнем моря, что ниже многих крымских гор. Затем беспилотник RQ-4B Global Hawk, который ранее в тот же день был замечен над Донбассом, совершил ночное сканирование территории Крыма. С учетом возможностей ведения разведки на глубину до 300 км американский беспилотник мог наблюдать за всей территорией ДНР и ЛНР, а также приграничными областями Российской Федерации – Белгородской и Воронежской. В какие-то моменты он приближался к российской границе на расстояние около 50-60 км.
В этот же день к западу от Крыма был зафиксирован полет американского самолета радиоэлектронной разведки большого радиуса действия ВМС США EP-3E Aries II. Он вылетел с авиабазы Суда-бэй.
* * *
Ведя разведку российской акватории и территории, янки охотно пользуются гостеприимством киевской хунты. 8 января у причала нового контейнерного терминала Одесского порта пришвартовался американский эсминец Carney DDG64, став первым кораблем НАТО, посетившим Одессу в наступившем году. Carney – эсминец типа «Арли Берк» с мощным и сбалансированным вооружением, управляемым единой системой «Иджис». Характерно, что корабль стоял на контейнерном терминале, а не у морвокзала, где в последнее время традиционно и показательно швартуются иностранные военные корабли. Следовательно, экскурсии на борт не предусмотрены.
Ну а командование 6-го флота ВМС США также традиционно сообщило, что цель визита корабля – «проведение операций по обеспечению безопасности на море и укрепление комбинированной готовности и военно-морского потенциала среди союзников и партнеров НАТО».
Американский эсминец входит в Одесский порт
Carney находился в Одессе по 11 января, а 12 января он уже участвовал в совместной с морской авиацией ВМС Украины тренировке типа PASSEX. В ней были задействованы два вертолета Ка27 украинских ВМС – противолодочный и поисково-спасательный. Официально целью этого мероприятия была заявлена отработка взаимодействия по стандартам НАТО. Но очевидно, что на самом деле данные маневры – подачка, брошенная американскими хозяевами своему украинскому вассалу в обмен на абсолютную преданность и готовность провоцировать Российскую Федерацию по первой команде.
Частенько захаживают в Одессу корабли ВМС и других натовских стран. Так, 30 ноября 2017 г. здесь ошвартовался французский фрегат FS Guеpratte. Он относится к новейшим французским фрегатам типа «Лафайет» и обладает малой радиолокационной заметностью. Конструкции корпуса и надстроек корабля проектировались с использованием технологии «стелс». И это был не первый заход «француза» в Черное море. В марте прошлого года он посетил румынский порт Констанца, а также принял участие в совместных с ВМС Румынии учениях. В марте 2015 г. «Лафайет» посещал Одессу.
В те же дни рядышком пришвартовали очередного американца – ракетный эсминец «Джеймс Уильямс». Он относится к более поздней и самой современной модификации кораблей класса «Арли Берк», несет более современную радиотехническую аппаратуру и имеет большой авиационный ангар, в котором размещаются два вертолета SH-60 «Си Хок». 96 пусковых установок заряжены ракетами «Томагавк», «Стандарт-2», «Стандарт-3» и «Асрок», а также противокорабельными ракетами «Гарпун».
Примечательно, что этот эсминец не входит в состав штатных соединений ВМС, а функционирует самостоятельно. В его задачи входят оборонительные функции, также он может использоваться для борьбы с пиратами и выполнения неких «гуманитарных миссий». Что под этим словосочетанием подразумевают американцы, хорошо известно.
* * *
Акватория Черного, некогда называвшегося Русским, моря в Североатлантическом альянсе называется не иначе, как «южным флангом» противодействия, как выражаются в Брюсселе, «растущей самоуверенности» России. В американские черноморские геополитические игры активно включаются Великобритания, Франция и даже Канада, Испания, Германия, Польша. Причем действуют с показательной наглостью.
Но и российское терпение не безгранично. 30 января истребитель Су-27 перехватил в нейтральных водах над Черным морем американский самолет радиотехнической разведки EP-3E Aries II. Как утверждают перепугавшиеся американцы, Су-27 совершал опасные маневры вблизи разведчика, пытаясь прервать его полет и заставить уйти на базу. При этом российский летчик, по их словам, сделал разгон позади американца и пересек курс перед самым носом. Пилоты USAF сообщили о сближении на расстоянии всего пяти футов (примерно 1,5 метра). При этом, как сетуют в Пентагоне, самолет-разведчик мог попасть в спутную струю двигателей истребителя и сорваться в штопор.
В то же время, по словам депутата ГД РФ Дмитрия Белика, самолеты США могут лететь в двух метрах от российской границы, и «по всем документам это международное воздушное пространство, а, значит, они ничего не нарушили». В таких случаях российский пилот вынужден маневрировать, чтобы вытолкнуть нарушителя в «настоящую международную воздушную зону». Как подчеркнул депутат, «обиды Пентагона здесь неуместны».
В Министерстве обороны РФ заявили, что маневры нашего истребителя были «стандартными» и «абсолютно законными». «Отправляя своих пилотов для ведения разведки в этом районе Чёрного моря, [Пентагону] необходимо учитывать, что их там встретят российские истребители, а не украинские партнёры, – заявили в пресс-службе Минобороны РФ. – Либо выдавать всем экипажам новые карты с правильно нанесёнными на них обозначениями границ воздушного пространства Российской Федерации». В МО РФ обратили внимание на такую деталь: для авиации России «перехват» воздушных целей, которые приближаются к российской границе с выключенными транспондерами, «длится считаные минуты», «поэтому действия российского Су-27, пресекавшего более 2 часов 20 минут попытки американского самолёта-разведчика ЕР-3Е Aries II приблизиться к границе воздушного пространства Российской Федерации в районе Крыма, правильно называются сопровождением».
Самолёт радиоэлектронной разведки EP-3E Aries II
Момент перехвата
Российское военное ведомство настоятельно рекомендовало Соединённым Штатам воздержаться от подобных полётов вблизи российской границы. Правда, как показывает опыт, натовцы предпочитают эти добрые советы игнорировать, что заставляет российских военных держать ухо востро. В конце января корабли и самолеты Черноморского флота провели учебное отражение массированного авианалета условного противника. В ходе маневров отработаны организация управления силами и средствами ПВО при отражении ударов противника с воздуха по пунктам базирования, а также способы распределения целей и постановки огневых задач пунктам ПВО кораблей ЧФ РФ.
В целом в Крыму строится эшелонированная система ПВО, центром которой является станция РЛС типа «Воронеж» и системы ЗРК С-400 «Триумф». Особо отметим, что 12 января подразделение систем С-400 заступило на боевое дежурство под Севастополем, а первый дивизион в районе Феодосии стал на боевой пост еще весной прошлого года. Кроме них на полуострове размещаются и другие комплексы, в совокупности способные предотвращать любые возможные акты агрессии с воздуха. Возможности российской системы ПВО в Крыму сегодня позволяют контролировать не только границу с Украиной, но и ее порты, а также воздушное пространство над всем Черным морем.
Не нужно быть военным аналитиком, чтобы заметить увеличившуюся до откровенной наглости активность НАТО в акватории и над морем. Очевидно, что с наступлением нового года военно-морские и военно-воздушные силы стран альянса с особым рвением провоцируют Российскую Федерацию у берегов Крыма. Буквально вчера со ссылкой на представителя Комитета начальников штабов ВС США генерал-лейтенанта Кеннета Маккензи информационные агентства сообщили о готовности Пентагона продолжать осуществлять полёты над Чёрным морем у берегов России. «Мы летаем над Чёрным морем, а Чёрное море – это международное воздушное пространство. У нас есть право летать там, и эти полёты будут продолжены», — сказал американский генерал.
Берут нас на испуг? Надеются устрашить?