Очередное заседание Евразийского межправительственного совета, состоявшееся 2 февраля во второй казахстанской столице, началось не совсем обычно. Прежде чем сесть за круглый в прямом смысле стол переговоров, премьер-министры Армении – К. Карапетян, Белоруссии – А. Кобяков, Казахстана – Б. Сагинтаев, Киргизии – С. Исаков, России – Д. Медведев и председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Т. Саркисян приняли участие в форуме «Цифровая повестка дня в эпоху глобализации». Последний был организован по инициативе президента Казахстана Н. Назарбаева, выдвинутой в октябре прошлого года на заседании Высшего Евразийского экономического совета, где были утверждены основные направления цифровой повестки до 2025 года, и поддержанной главами государств-членов ЕАЭС. В работе форума приняли участие также премьер-министр Узбекистана, официальные делегации Азербайджана и Таджикистана, а также представители ряда крупных международных IT-компаний.
Учитывая, что ведущие государства мира вкладывают серьезные ресурсы в развитие цифровых отраслей с применением технологий Четвертой промышленной революции, инициаторы форума посчитали необходимым обсудить и выработать совместные меры, которые позволят ускорить развитие собственных цифровых экономик, повышая их конкурентоспособность.
Такое начало совместной работы премьер-министров объясняется просто: ведь ход реализации цифровой повестки ЕАЭС и механизмы проведения согласованной политики в этой области стал одним из главных пунктов повестки дня межправсовета.
А какой толк в цифровизации для рядового гражданина? Согласимся, такие вопросы звучат нередко. Российский премьер показал её пользу именно для обычного налогоплательщика на простом примере с реализацией шуб, которые стали маркировать. Цифровая маркировка позволила обеспечить прослеживаемость движения товаров, отделить контрафакт от «фирменных» изделий, ударить по «серым» схемам.
«Я могу сказать, что результаты там вполне вдохновляющие. Притом что шуба – дорогостоящий товар, в результате проведения эксперимента с маркировкой шуб общее количество товаров такого рода, которое мы увидели, увеличилось в 13 раз! А реализация в розницу этих изделий увеличилась в 7 раз. Вот что это значит. Мы из тени вытащили дорогие товары, и их количество увеличилось в 13 раз», – с воодушевлением отметил российский премьер.
Результаты этого эксперимента вдохновили, и страны Союза готовы к тому, чтобы постепенно переходить к маркировке других товаров, в частности фармацевтических. Это очень важно, чтобы, как подчеркнул Д. Медведев, наши граждане были уверены, что лекарства продаются надлежащего качества, что они не являются контрафактными и что они продаются по нормальным ценам. Табачные изделия готовы к такого рода маркировке и некоторые другие. В рамках этой работы мы надеемся покрыть практически все группы товаров. Будем делать это постепенно, чтобы не напрягать рынок, но в то же время последовательно продвигая эту идею».
При этом глава российского кабинета не стал скрывать трудностей, в том числе преодоления лоббирования сторонников тех самых «серых» схем: «Что скрывать, вокруг движения товаров всегда крутится очень много бизнесов. Этот бизнес так или иначе пытается влиять в том числе и на позиции министерств, ведомств. И всё-таки нам удалось в рамках Евразийского союза – я считаю, что это достижение нашего союза, – согласовать общую позицию, и сегодня идея оцифровывания всех товарных потоков, маркировки товаров ни у кого сомнений не вызывает».
Если же выйти за рамки бытового восприятия проблемы и за рамки маркировки отдельных групп товаров, а вести речь о стратегии Союза, то расширение практики цифровой маркировки и прослеживаемости товаров означает, по сути, создание общего рынка. Но если в докомпьютерную эпоху на создание общего рынка уходили целые десятилетия, потому что надо было понять, как передвигаются товары, вести бумажную документацию, оформлять товарно-транспортные накладные, изучать спрос, предложения, основные товаропотоки, то сейчас это всё можно сделать в цифровой форме.
И можно, и нужно. Результатом такой убежденности участников заседания межправсовета стало подписание в числе других соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС.
Причем складывается не только общий рынок товаров и услуг, но и рынок труда. Об этом аспекте проблемы подробно говорил казахстанский премьер Б. Сагинтаев. «Вследствие планомерного перехода к оцифровке экономики, актуальным является ряд вопросов по трудоустройству высвобождаемой рабочей силы. Наши граждане должны иметь возможность сравнительно быстро найти новую работу, в том числе и на территории Союза», – подчеркнул он, напомнив, что на уровне президентов Казахстана и России уже обсуждался вопрос о создании Единой интегрированной Евразийской электронной биржи труда и разработке единых квалификационных требований к работникам.
В свою очередь, руководитель белорусского правительства обратил внимание на то, что маркировку товаров средствами идентификации нужно вести с учетом национальных интересов всех государств-членов ЕАЭС. «Видится важным в данном вопросе также соблюсти оптимальный баланс между интересами хозяйствующих субъектов и интересами государств-членов ЕАЭС», – подчеркнул А. Кобяков.
Участниками заседания межправсовета были рассмотрены вопросы макроэкономической ситуации в государствах-членах ЕАЭС и предложения по дальнейшему обеспечению устойчивого экономического роста. Обсуждено состояние взаимной торговли в 2017 г., совместные прогнозы развития АПК, балансы спроса и предложения стран-участниц по сельскохозяйственной продукции, продовольствию, льноволокну, кожевенному сырью, хлопковолокну и шерсти на 2017–2018 гг.
Отмечено, что минувший год ознаменовался существенным ростом внутрисоюзной торговли. За 10 месяцев торговые операции между странами ЕАЭС росли быстрее, чем торговля с третьими странами, увеличившись на 26,7%. 1 января вступил в силу новый Таможенный кодекс ЕАЭС, тем самым созданы условия по ускоренному прохождению таможенных формальностей.
Однако продолжает действовать ряд факторов, без решения которых невозможно дальнейшее развитие Союза. В их числе – автоматизация в таможенных процессах, на что обратил внимание Б. Сагинтаев: «В условиях единой таможенной территории отсутствует интеграция по таможенным декларациям при экспорте». Важно продвигать работу по интеграции информационных систем и предусмотреть возможность электронного предоставления отметок таможни на транспортных документах.
Продолжает волновать сохранение барьеров и изъятий из норм ЕАЭС, движение к продекларированным целям – свободному движению капиталов, товаров, услуг идет очень трудно. Стопроцентный единый рынок ЕАЭС остается в идеале, а страны-члены Союза нередко защищают свои национальные интересы.
Любопытные размышления высказал по этому поводу Д. Медведев: «…эти тренды всё равно будут всё время находиться в определённом противоречии – меры по защите собственного рынка и по созданию общего рынка. Это не мы придумали, то же можно наблюдать и в Европейском союзе, и в других интеграционных объединениях. Вот постановление Совмина Республики Беларусь № 666. Собственно, на наш взгляд, как раз это постановление вводит определённые ограничения. Причём мой коллега Андрей Владимирович Кобяков достаточно убедительно тоже объяснял, почему такие решения были приняты: чтобы контролировать качество, чтобы всякую дрянь на рынок не тащили. Это всё правильно. С другой стороны, это ограничение. И вот баланс между регулированием собственного рынка, иногда защитой собственного рынка, и созданием общего рынка – это самая сложная задача».
Достижим ли в принципе абсолютно свободный рынок товаров, работ и услуг? Абсолютного ничего в мире не бывает, высказал российский премьер свое мнение, но стремиться в этом направлении необходимо. И «в этом плане у нас ещё очень большая работа предстоит, она касается ограничений, которые есть во всех государствах Евразийского союза. Мы договорились о том, что будем их снимать. Есть так называемая Белая книга, где они перечислены. В прошлом году мы сняли, по-моему, 10 ограничений, их ещё несколько десятков. Будем их постепенно устранять и двигаться именно в этом направлении».