Нет такого уголка в мире, куда бы ни проникли щупальца США. Центрально-Азиатский регион издавна был частью «большой игры» Вашингтона на евразийском пространстве. Казалось бы, после начала процессов евразийской интеграции «мировой гегемон» несколько притих. Но это лишь иллюзия.
Хартленд и «Большая Центральная Азия»
Центральная Азия традиционно расценивалась западными геополитиками в качестве «мягкого подбрюшья России». В трудах Х. Маккиндера этот регион считается «сердцевиной Земли», Хартлендом, контроль над которым обеспечивает гегемонию над всей Евразией. А покойный русофоб З. Бжезинский включал Центральную Азию в «дугу нестабильности», которая должна изолировать Россию. После начала военной операции СССР в Афганистане США развернули террористическую активность на границах Советского Союза и еще в советское время начали наводнять республики Средней Азии националистической и религиозно-экстремистской литературой.
Но настоящая экспансия началась после распада СССР. Американские политики и сейчас особо подчеркивают, что США – одна из первых стран, признавших независимость «станов», как они называют пять государств ЦА. В 1990-2000-е гг. американская политика в регионе осуществлялась в соответствии с так называемой доктриной Тэлботта, советника госсекретаря США по делам постсоветского пространства, основной целью которой была организация добычи в регионе нефти и создание экспортной инфраструктуры.
Тем не менее не выпускали США из виду и аспект военного ослабления России. Под видом разоружения бывшие республики СССР были лишены значительной части своего военного потенциала, а РФ вытеснена с военных объектов. Теракты 11 сентября позволили Вашингтону организовать в ЦА свои военные базы и развернуть разведывательную деятельность, направленную, прежде всего, против РФ и Китая. Более позднее закрытие баз в том же Киргизстане нисколько не означало ухода США.
В 2005 г. возник проект «Большая Центральная Азия», автором которой стал директор Института Центральной Азии и Кавказа Ф. Старр. Целью концепции была переориентация региона на сотрудничество с Южной Азией с исключением из цепочек кооперации России и Китая.
А в 2015 г. тогдашний госсекретарь США Дж. Керри запустил новый геополитический проект С5+1, включающий в себя диалог на уровне министров иностранных дел пяти стран Центральной Азии и Вашингтона. Любопытно, что идею Б. Обамы поддержала и администрация Д. Трампа. В августе 2016 г. в Вашингтоне состоялась вторая встреча в данном формате, а нынешний глава внешней политики США провел встречу с министрами иностранных дел государств ЦА в Нью-Йорке.
Как объявлено, в ближайшее время планируется провести очередную встречу С5+1. Весьма характерно, что секретариат неформального объединения функционирует в Госдепартаменте США, а все административное управление проектом осуществляется американцами единолично.
Комментируя это событие, глава МИД РФ С.Лавров заявил: «Мы слышим о желании США несколько злоупотребить этим форматом и продвигать идеи, которые имеют отношение к тому, что еще при прежних администрациях называли проектом Большой Центральной Азии».
Против кого дружим?
Страны Центральной Азии связаны с Россией и Китаем рядом союзнических обязательств в рамках СНГ, Евразийского союза, ОДКБ и ШОС. Американская же стратегия торпедирует все интеграционные инициативы, ставя целью геополитический разрыв региона с Россией и Китаем.
Новая Стратегия национальной безопасности США открыто назвала Россию и Китай «реваншистскими государствами», угрожающими США и подрывающими их мировую гегемонию. Как отмечает член Совета по международным отношениям США и британского Международного института стратегических исследований А. Коэн, «с учетом роста сотрудничества России и Китая, экспансии ШОС и реализации «Одного пояса – одного пути», которые реформатируют Евразию, Штаты не могут позволить себе сидеть и просто наблюдать».
В свете этого достаточно легко просчитываются направления, по которым будет действовать Вашингтон. Как указано в упомянутой стратегии, США «будут стимулировать экономическую интеграцию Центральной и Южной Азии в целях содействия процветанию и экономическим связям, которые будут способствовать установлению связей и налаживанию торговли». О слиянии Центральной и Южной Азии в 2015 г. говорил и первый заместитель государственного секретаря Э. Блинкен. Напомним, что под интеграцией здесь подразумевается создание южного энергетического коридора для экспорта каспийской нефти и газа в Европу в обход России, через Кавказ и Турцию, и альтернативная китайской идея Шелкового пути.
Второе направление – перехват структурами НАТО и США контроля над подготовкой военных специалистов в противовес ОДКБ. США вкладывают значительные средства в подготовку высокомобильных подразделений ВС стран региона, спецназа и охраны первых лиц государства. Как следует из обнародованных данных правительства США, в последние два года они значительно нарастили темпы обучения элитных военных подразделений Таджикистана, Узбекистана, Казахстана. В 2015 финансовом году проведены мероприятия по обучению 1153 военных из стран Кавказа и Центральной Азии, в 2016 г. – 1157 солдат. Для сравнения: в 2012 и 2013 гг. было обучено 841 и 1141 человек соответственно. Организовано обучение в США офицеров и старшего командного состава, проводятся программы сближения параметров армий ЦА со стандартами НАТО. Тот же Казахстан проводит с НАТО учения «Степной орел», на которые Россия не приглашается даже наблюдателем. Несложно догадаться, кому лояльны будут центральноазиатские военные.
Ну и, конечно же, экспорт демократии. Согласно докладу Сената США, опубликованному 10 января, «Путин рассматривает успешные примеры демократии, особенно расположенные на границе с Россией, как угрозу для своего режима, так как они являются привлекательной альтернативой его коррумпированному и криминальному правлению». Потому Вашингтон готов сотрудничать со странами ЦА, «устойчивыми к господству соперничающих держав».
Читатель, перечислить каких или вы сами догадаетесь?
Я сам обманываться рад…
С удивлением можно констатировать, что, несмотря на открытое изложение Вашингтоном своих целей и планов, государства Центральной Азии в последнее время крайне охотно идут на диалог с американцами.
Недавний визит президента Казахстана Н. Назарбаева в США фактически заставил забыть казахские СМИ и политические круги о евразийской интеграции. А сам глава государства в беседах с Д. Трампом особо напирал на то, что США «защищали независимость и территориальную целостность Казахстана». Не менее восторженно отзываются о сотрудничестве с американцами и узбекистанские СМИ. В частности, освещая подготовку к встрече С5+1, Национальное информационное агентство РУз в красках расписывает позитив от роста интереса США к Центральной Азии, отмечая, что «очередная встреча в формате "С5+1" послужит дальнейшему укреплению сотрудничества государств Центральной Азии и США».
Многие увидели в создании новой структуры под эгидой США возможность сыграть на противоречиях великих держав и повысить свое влияние в регионе. В частности, как пишет казахстанский аналитик А. Аязбеков, «для стран Центральной Азии, находящихся в окружении многократно превосходящих их в политическом и экономическом плане государств (Россия и Китай), вне всяких сомнений, важны отношения с США, поскольку они являются важным геополитическим противовесом в диалоге с Москвой и Пекином». В связи с этим «крайне важно для Казахстана не потерять импульс и продолжать инициативы по совершенствованию оперативного аспекта С5+1, так как такие меры будут гарантировать будущее расширение масштабов и глубины действия формата». В свою очередь, алматинский политолог Р. Жангазы отмечает, что «Россия является нашим стратегическим союзником только "на бумаге" (? – О.С.). На деле же мы... наблюдаем недружественные действия Кремля в отношении нас».
Со странной наивностью среднеазиатские республики открывают двери американским атомщикам и банкирам, военным и разведчикам, позволяют создавать на своей территории американские биолаборатории и пункты «мягкой силы», пользуются услугами американских институтов при подготовке своих стратегий развития и соглашаются отдать в руки американского спецназа свою личную охрану.
Бойтесь данайцев
Но трезвые голоса все же звучат. Как предупреждает геополитолог М. Абулгазин, «формат С5+1 очень опасен для ЦА и не сулит хорошего, как только предложение отвернуться от стратегического сотрудничества с двумя крупными соседями – КНР и РФ. Фактически ЦА в силу географического расположения превращается уже в открытый плацдарм борьбы с КНР, РФ, ИРИ».
Предложения США о сотрудничестве на самом деле имеют целью переформатирование Центральной Азии по их лекалам. Формат С5+1, не имеющий никакого формального статуса, подвергает эрозии сложившуюся в регионе договорно-правовую систему и существующие международные организации. Вместо этого значительно отдаленная от Центральной Азии страна запускает проекты-обманки, на которые, например в формате С5+1, уже выделила 15 млн. долл.
Например, странно слышать от государства, под эгидой которого Афганистан стал крупнейшим мировым производителем опиума, идеи по борьбе с наркотрафиком. Единственной целью усилий США по контролю над службами по борьбе с наркотиками государств ЦА является охрана и обеспечение работы «северного коридора» транзита наркотиков, которые идут в Россию. Проблема наркотрафика тесно связана с терроризмом, совместно противодействовать которому предлагают США. Весь маразм ситуации в том, что сам же Вашингтон является создателем и спонсором международного терроризма, в том числе и в ЦА. Перемещая сейчас центр влияния ДАИШ (запрещена в России) из Сирии в Афганистан, американцы будут использовать территорию Центральной Азии для распространения террора в Россию.
Выступая против «реваншистов» в лице Китая и России, США в данный момент пытаются привлечь на свою сторону центральноазиатские республики обещаниями инвестиций. Но все инвестиции, как водится, резко закончатся, если, как планируют в Вашингтоне, из региона удастся вытеснить Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Упомянутый Э. Блинкен уже высказывает недовольство его «непрозрачностью».
Причина активизации США в Центральной Азии совершенно ясна: на фоне санкционной травли России добиться от Центральной Азии «смены курса», пользуясь экономическими и политическими проблемами, созданными для региона самой же Америкой. Особой угрозе сейчас подвергается Казахстан, где США с нетерпением ждут «транзита власти». Как отмечает The Wall Street Journal, хорошие отношения с Казахстаном не сохранятся «после окончания президентства Назарбаева, если он не будет гарантирован такими демократическими принципами, как уважение прав человека и верховенство закона, но именно этого в Казахстане и не хватает». Выходит, надо ждать новую «тюльпановую» или «пшеничную» революцию?
Идя на поводу у геополитических амбиций США, страны ЦА единственное, что получат, так это цветные перевороты, гражданские войны, рост терроризма и падение экономики. Вся история строительства «американской демократии» состоит из подобных примеров.