Казахстан ищет свое место в региональном партнерстве во имя мира в Афганистане - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 16.09.2024 |

Казахстан ищет свое место в региональном партнерстве во имя мира в Афганистане

Завершившееся председательствование Казахстана в Совете Безопасности ООН прошло без особых прорывов, в нормальном рабочем режиме. Тем не менее Астана, как и ожидалось, постаралась использовать эту высокую площадку для реализации двух замыслов.

Первый – озвучивание глобальных инициатив, что было сделано президентом Нурсултаном Назарбаевым, выступившим с трибуны ООН с политическим обращением «Концептуальное видение упрочения глобального партнерства для построения безопасного, справедливого и процветающего мира». В нем он выделил семь приоритетных направлений председательствования Казахстана в СБ ООН, в том числе «превращение Центральной Азии и Афганистана в модельную зону мира, сотрудничества и безопасности». Способствовать этому должно «содействие долгосрочной стабильности и устойчивому миру путем продвижения концепции взаимозависимости безопасности и развития».

Собственно, второй замысел – привлечение внимания к планам Казахстана по стабилизации Афганистана – проистекает из первого, являясь составной частью большой инициативы. Он был презентован в ходе дебатов «Построение регионального партнерства в Афганистане и Центральной Азии в качестве модели взаимозависимости безопасности и развития». По итогам дебатов было принято Заявление председателя, т.н. Presidentialstatement. В нем от имени СБ ООН было заявлено, что проблемы Афганистана невозможно решить только военными средствами, помимо них необходимы усилия по вовлечению самих противоборствующих афганских кланов и групп в процессы примирения, «…в том числе на основе сотрудничества в вопросах мира и безопасности с другими странами региона, включая государства Центральной Азии».

Разумеется, это предложение получило всеобщую поддержку и одобрение, особенно учитывая непростую обстановку в Афганистане.

Подытоживая годичное пребывание Казахстана в Совете Безопасности ООН в качестве непостоянного члена, Нурсултан Назарбаев 19 января с.г. лично провел заседание СБ в Нью-Йорке

Афганистан: все против всех

С взаимоотношениями внутри афганских групп разобраться под силу лишь специалисту, посвятившему изучению этой проблемы не одно десятилетие. В Афганистане перемешаны клановые и этнические интересы, интересы мировых центров силы и интересы региональных держав. Причем обстановка может меняться настолько динамично, что делать какие-либо долгосрочные прогнозы и строить далеко идущие планы довольно проблематично, если не сказать бессмысленно.

Азиз Арианфар – директор Центра изучения и исследований Афганистана (Германия), бывший посол Афганистана в Казахстане и Киргизии считает, что эта страна оказывается в зоне столкновений интересов на трёх уровнях. Первый, глобальный, между НАТО, Россией и Китаем. Второй, региональный, между Индией и Пакистаном, с одной стороны, и Ираном, арабским миром и Турцией - с другой. И третий, самый запутанный, – внутренний уровень. В нем эксперт выделяет несколько очагов напряженности: межэтнические вооружённые противоборства между силами «северного альянса» и пуштунскими исламскими экстремистами (талибы, ИГ и боевики Хаккани). Политическое противоборство между силами «северного альянса» и пуштунскими националистами. Внутриплеменная борьба между пуштунскими фундаменталистами и пуштунскими националистами. Обострение противоречий между пуштунскими племенами Дурани (во главе с Хамидом Карзаем) и Гилзаи ( во главе с Ашрафом Гани Ахмадзаем).

Кстати, недавние террористические акты в кабульской гостинице «Интерконтиненталь», военной академии и в посольском квартале эксперты связывают именно с обострением борьбы афганских элит.

Востоковед доктор исторических наук, профессор Александр Князев полагает, что все эти события – проявление продолжительного этнополитического противостояния внутри страны. «Афганистан — полиэтническая страна, где условно титульной нацией считаются пуштуны, но где чрезвычайно высока значимость этнических общин. И это противостояние порождает огромное количество противоречий, которые в настоящее время стали наиболее актуальными», – считает эксперт.

Учитывая, что пуштуны составляют примерно треть жителей страны, а их представитель находится сейчас у власти, можно предположить, что такой клубок противоречий под силу распутать лишь самим афганцам. Именно об этом говорится в заявлении СБ ООН, который «выражает обеспокоенность по поводу сохраняющихся угроз безопасности и стабильности Афганистана со стороны «Талибана», включая «Сеть Хаккани», а также «Аль-Каиды», групп, связанных с ИГИЛ (ДАИШ), и других террористических групп, воинствующих и экстремистских групп, незаконных вооруженных групп, преступных элементов и тех, кто причастен к производству и незаконному обороту наркотиков или торговле ими». В документе также говорится о необходимости укрепления международного и регионального сотрудничества в вопросах безопасности, в плане обмена информацией, усиления пограничного контроля и работы правоохранительных органов.

Кстати, помимо заседания, посвященного афганской проблеме, Казахстан на правах председателя организовал визит делегации СБ ООН в Кабул. Характерная деталь: последний раз постоянные представители Совбеза ездили в Афганистан больше 15 лет назад – в 2001 году. Думается, что эта поездка позволила представителям глобальных держав ознакомиться с реальной ситуацией в этой стране, где война не прекращается уже какое десятилетие.

Афганский асар Центральной Азии

В Казахстане есть замечательная народная традиция – «асар». Если сформулировать кратко, то это безвозмездная трудовая помощь попавшим в беду сородичам или соседям. Первоначально она означала помощь в строительстве жилья, но позже под асаром стали подразумевать любую коллективную поддержку, оказываемую нуждающимся. То, как соседи пытаются помочь сейчас Афганистану, вполне попадает под категорию асара.

Первую скрипку тут играет Китай, заинтересованный в продвижении проекта «Один пояс – один путь». Например, еще в 2016 году начались поставки китайских товаров в афганский Мазари-Шариф. Маршрут занимает 15 дней и проходит через территорию Казахстана и Узбекистана. Транзитные торговые соглашения, работа над которыми уже идет, позволят сократить сроки прохождения товаров и сделать этот торговый маршрут экономически эффективным.

Афганская сторона высказывает заинтересованность в экспорте ковров, сухофруктов и минеральных ресурсов на отдаленные рынки, которые пока недоступны из-за большого расстояния и высоких транспортных расходов. Участие в проекте «Один пояс – один путь» может решить эту проблему.

По словам афганских чиновников, сегодня правительство их страны работает над двумя трехсторонними соглашениями о транзитной торговле между Афганистаном, Узбекистаном и Казахстаном, а также между Афганистаном, Туркменистаном и Казахстаном. Конечно, одних лишь соглашений будет недостаточно. Кабулу придется построить новые транспортные магистрали и переходы, поскольку имеющихся двух недостаточно.

Уже сегодня Афганистан и Узбекистан проводят переговоры о возможности строительства железной дороги от Мазари-Шарифа, расположенного недалеко от границы с Узбекистаном, до Герата, находящегося у границы с Ираном. Еще один крупный проект – соглашение по созданию т.н. Лазуритового коридора. Это  новый торговый маршрут из Афганистана в Европу с участием Азербайджана, Грузии, Турции и Туркменистана. Соглашение было подписано в 2017 году в рамках 7-й Конференции регионального экономического сотрудничества по Афганистану.

Много делает для вовлечения Афганистана в региональную торговлю и Иран. В иранском порту Чабахар, являющемся свободной экономической зоной, работает 165 афганских компаний. Учитывая осложнение отношений между Афганистаном и Пакистаном, порт Чабахар становится все более востребованным для транзита афганских товаров.

Свой вклад в решение проблемы пытаются внести и страны Центральной Азии. Так, с небольшим промежутком в регионе пройдут два крупных международных форума, посвященных решению афганской проблемы. Весной в Ташкенте запланировано проведение международной конференции по Афганистану на уровне министров. А в марте текущего года в Астане состоится саммит, также ориентированный на решение афганской проблемы, с участием уже лидеров стран Центральной Азии.

Помимо оказания гуманитарной помощи деньгами и продовольствием, страны ЦА пытаются стабилизировать Афганистан, вовлекая его в региональные торговые связи. Так, по данным исследователя Ляззат Шибутовой, с 2007  по 2016 г. Казахстан экспортировал в Афганистан товаров на сумму около 3,64 млрд. долларов. Активизации торговых связей способствует Казахстанско-афганская межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству.

Ташкент также пытается стимулировать экономику Афганистана, почти вдвое снизив пошлины на транзитные афганские товары, проходящие через его территорию.

Борьба за лидерство между Астаной и Ташкентом – миф

Кстати, намерение официального Ташкента провести большую международную конференцию по Афганистану, а также его готовность предоставить площадку для переговоров между афганским правительством и движением «Талибан» ряд экспертов оценили как попытку Узбекистана потеснить Казахстан с лидерских позиций в Центральной Азии.

Надо отметить, что мнение о некоей борьбе за лидерство в регионе между Казахстаном и Узбекистаном далеко не ново. Серьезные исследователи относятся к нему, мягко говоря, скептически. Рустам Бурнашев, политолог, профессор Казахстанско-немецкого университета считает, что «идея некоего «лидерства в регионе» – миф 1990-х годов, имеющий в своей основе некое соперничество, которое было между Ташкентом и Алма-Атой в рамках Советского Союза. Сейчас ни о каком соперничестве в плане борьбы за «региональное лидерство» речь не идет. У обеих стран есть потребность в двустороннем сотрудничестве, которое в перспективе может стать определяющим для Центральной Азии в целом. Очевидно, в рамках любого сотрудничества есть место конкуренции. Но никак не за эфемерное «лидерство».

На самом деле все гораздо проще. Все страны Центральной Азии заинтересованы в стабильном Афганистане. Постоянная угроза на границе не нужна никому. Поэтому каждый в меру своих сил и своего видения пытается внести вклад в решение афганской проблемы. И то, что свою часть пути Казахстан желает пройти инициативно, с большой отдачей, никого удивлять не должно.

______________________

Фото http://www.matritca.kz/news/50839-opublikovan-polnyy-tekst-vystupleniya-nursultana-nazarbaeva-na-zasedanii-sovbeza-oon.html

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2936
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика