Претендуя на какую-то особую цивилизационную миссию за восточной границей ЕС, Польша являет миру образцы дремучего варварства, упакованного в пристойные дипломатические формулировки.
Европейцы умеют делать гадости, не нарушая приличий. Бомбили Югославию в 1999 г., Ирак в 2003-м, Ливию в 2011-м, с 2014 г. бомбят Сирию. Все эти государства были либо союзниками России, либо её экономическими партнёрами и не вписывались в нарисованную Западом однополярную картину мира. Объявив себя восточным бастионом Европы и ратуя за однополярное мироустройство во главе с США, Польша тоже поддержала бомбардировки стран-союзниц России, и пошла ещё дальше, провозгласив против России настоящую историческую войну.
Эта война вылилась в случаи массового вандализма по отношению к советским памятникам на территории Польши. Принятый закон о декоммунизации (подписан в 76-ю годовщину начала Великой Отечественной войны 22 июня 2017 г., официально вступил в силу 21 октября 2017 г.) предусматривает снос всех имеющихся в Польше памятников советским воинам. Таковых насчиталось пятьсот. И нет у польских властей более насущных потребностей, кроме как бульдозерами, ломами и кирками разрушать свидетельства памяти о подвиге освободителей Польши от немецко-фашистских захватчиков.
Польская политика – редкий пример тесного переплетения подлости и благородства. Во Вторую мировую официальная Польша была оккупирована, но подпольная Польша сражалась. К сожалению, сражалась не только с немцами.
Сейчас между Польшей и Израилем идёт горячий спор о роли поляков в холокосте. Дошло до угроз отозвать посла Израиля из Польши и понизить ранг польско-израильских отношений. Всё из-за того, что принятые премьером Польши Матеушем Моравецким поправки к закону о деятельности Института национальной памяти вводят уголовное преследование для лиц, приравнивающих действия поляков к действиям нацистов в период холокоста.
На этот шаг Моравецкий пошёл после того, как начали массово появляться свидетельства соучастия поляков в истреблении еврейского населения. Это заговорили бывшие польские евреи, рассеянные по всему миру и лично пережившие те кровавые события.
Загляните сейчас в любую израильскую газету, и вы увидите множество публикаций на эту тему. Еврейские узники гитлеровских концлагерей рассказывают, как их избивали не только охранники, но и заключённые-поляки. В концлагерях евреи оказывались меж двух огней и не могли найти спасения даже в бараках.
Нет недостатка в случаях убийств евреев польским национал-подпольем (Армия Крайова и союзные ей формирования). Боевики АК вылавливали по лесам спасающихся от нацистов евреев и казнили их. Гитлеровцами была сформирована из поляков т.н. «синяя полиция» (Blaue Polizei), которая помогала в поисках и поимке беглых евреев.
Но что ещё хуже, так это соучастие в этих гнусных преступлениях рядовых поляков. Они запросто выдавали нацистам местонахождение своих соседей-евреев, иногда сами их ловили и убивали. Знаменитый погром в Едвабне в 1941 г., где поляки сжигали евреев живьём, – всего лишь одна из более чем двадцати подобных трагедий в оккупированной Польше.
До 2000 г. официальная польская пропаганда лгала, будто погром в Едвабне учинили немцы. В 2001 г. вышла книга эмигрировавшего в Германию польско-еврейского автора Томаша Гросса «Соседи…». Прочитав её, поляки узнали, кто на самом деле устроил казни в Едвабне. Президент Польши Александр Квасьневский вынужденно извинился перед евреями за совершённые злодеяния.
Варшава, зная, что рыльце у неё в пушку, срочно объявила задним числом все прочие еврейские погромы советской провокацией, особенно два самых крупных – в Кракове и Кельце в 1946 г. Мол, это всё советские спецслужбы сделали, чтобы: а) на весь мир опозорить доброе имя Польши и б) под предлогом расследования погромов арестовать «безупречных» польских патриотов. Прозвучали заявления, что евреев убивали за их помощь советским войскам, потому что советские войска – это оккупанты, а вообще-то поляки евреев спасали. Формулировка, содержащая противоречие сама в себе: убивали или всё-таки спасали?
Польские дипведомства по всему миру получили из Варшавы указание срочно организовать мероприятия в память о поляках, спасавших евреев, чтобы «отмотать плёнку назад» и представить Польшу в жертвенном образе.
В самой же Польше продолжается кампания шельмования всего, что связано с историей Польской Народной Республики. На днях в прессу просочилась информация о сотрудничестве нынешнего министра иностранных дел Яцека Чапутовича с испанскими спецслужбами в 1980-х. Из архивов времён ПНР извлекли расписки об оплате испанцами работы Чапутовича и копию отчёта резидента испанской разведки в Варшаве Фабиолы Морено-Кальбо о работе с агентом «Корзуэло» (оперативный псевдоним Чапутовича).
Испания, как член НАТО, была в 1980-х враждебным государством для ПНР. Выходит, будущий министр наносил ущерб польской государственности. От ареста и суда его спас развал Организации Варшавского договора и уход Польши в западный лагерь. Сам министр доказывает, что шпионом не был, а провластные СМИ убеждают граждан, что шпионить в пользу НАТО против просоветской Польши – это не предательство, а геройство.
И те же СМИ поддержали идею сноса памятника польскому генералу еврейского происхождения Каролю Сверчевскому. Его убили украинские националисты в 1947 г., но для нынешних властей Польши Сверчевский – нежелательный герой, потому как воевал в Красной армии.
Когти польских декоммунизаторов добрались и до единственного польского космонавта генерала Мирослава Гермашевского. Он провинился тем, что летал в космос вместе с «советскими оккупантами» и был членом Военного совета национального спасения (ВСНС) в период военного положения в Польше 1981-1983 гг. Теперь генерала Гермашевского хотят разжаловать в рядовые.
Два других генерала, заседавшие в ВСНС вместе с Гермашевским, уже приговорены к двум годам тюрьмы. Их «преступление» состояло в том, что в период военного положения они отправили оппозиционно настроенную молодёжь на военные сборы, заставив их (о, ужас!) рыть окопы!
Зато польские власти не жалеют здравиц в адрес не только Армии Крайовой, но и тех подразделений, которые запятнали себя сотрудничеством с нацистами. 18 февраля премьер Моравецкий возложил букет на могилы боевиков бригады Св. Креста – польского коллаборационистского формирования, воевавшего против Красной армии, союзной ей польской Армии Людовой, советских и чехословацких партизан.
Бригада координировала свои действия с гестапо и СС, некоторые её подразделения носили эсэсовскую форму, от немцев они получали оружие и разведданные. Командир бригады полковник Антоний Шацкий был награждён в 1992 г. польским Национальным крестом боевых действий. В его сотрудничестве с СС Варшава ничего предосудительного не увидела.
Бригада Св. Креста, организация Тома, «Мушкетёры», «Меч и плуг» – это далеко не все польские коллаборационистские формования времён Второй мировой. Сегодня их скопом причисляют к героям, потому что, поддерживая Гитлера, они воевали против Советского Союза.
В этом весь современный польский антифашизм: если кто-то из поляков сотрудничал с гитлеровцами против Польши, он – предатель; если он сотрудничал с гитлеровцами против СССР, он – герой. Завершающим штрихом этой пропагандистской картины должен стать снос всех до единого памятников, посвящённых советским воинам.
За освобождение Польши отдали жизнь более 600 тыс. наших солдат. Если бы не их подвиг, нынешний премьер Польши Матеуш Моравецкий и прочие русофобы в лучшем случае просто не появились бы на свет, в худшем – немцы нашили бы из их кожи сумок или наварили мыла.
Раз для Польши бывшие помощники фюрера – герои, а те, кто боролся с Гитлером, – недруги и оккупанты, встаёт вопрос об идеологической природе самой польской власти.
Европа делает вид, что в Польше ничего особенного не происходит. Молчат, как в рот воды набрали, западные правозащитники. Европейцы умеют делать гадости, не нарушая приличий.