Молочно-ценовой дисбаланс между Москвой и Минском - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 06.10.2024 |

Молочно-ценовой дисбаланс между Москвой и Минском

Россельхознадзор 22 февраля сообщил о предстоящем введении запрета на импорт белорусской молочной продукции. Заработать он должен был с 26 февраля, но с тех пор его введение уже дважды переносилось: сначала – на 6-е, а затем – на 15 марта.

Запрет касается не всей белорусской «молочки», а лишь молочного сырья – наливного и пастеризованного молока, стерилизованных и ультрапастеризованных сливок, сухих, концентрированных, консервированных и сгущенных сливок, молочной сыворотки, сывороточного концентрата и молочного белка. Всю остальную молочную продукцию, включая отличающиеся максимальным уровнем переработки и добавленной стоимости масло и сыр, можно по-прежнему ввозить в Россию. Тем не менее у белорусской стороны планы Россельхознадзора вызвали состояние шока.

Проблемы в российско-белорусских «молочных» отношениях накапливались давно. Россия для белорусской молочной отрасли – главный рынок сбыта, позволяющий зарабатывать неплохие деньги. Общая стоимость только «легального» белорусского молочного экспорта в РФ за 2016 г. оценивается в 1,6 млрд. долл., а сама «молочка» вместе с мясом, мясопродуктами, грузовиками, тракторами и пластмассовой тарой вошла в число пяти основных товаров, поставляемых в Россию. Для республики, которая не имеет значимых запасов полезных ископаемых и вынуждена делать ставку на развитие сельского хозяйства, это большое достижение.

Все последние годы белорусский молочный экспорт в Россию стабильно рос. Если в 2012 г. в РФ было поставлено 796 тыс. т молока и молочной продукции, в 2013 г. – 863 тыс. т, то в 2016 г. – уже более 1 млн. т. В прошлом году поставки белорусского молока и сливок в Россию выросли еще почти на четверть. Правда, экспорт сгущенного, сухого молока и сливок за этот же период снизился на 2,2%, что было связано с ростом их внутреннего производства в РФ.

Тем не менее Белоруссия остается почти монопольным экспортером молочной продукции в Россию. В январе-ноябре 2017 г. она поставила сюда 82% всего обезжиренного сухого молока, 78% сгущенного молока и сливок, 90% молочной сыворотки и продуктов из натуральных компонентов молока, 92% несгущенного молока и сливок.

Однако от столь быстрого наращивания объема белорусского молочного экспорта заметно пострадало его качество. Обнаружение в белорусской «молочке» запрещенных веществ стало носить массовый характер. По данным DairyNews, за 2016 г. в отношении поставляемой в Россию продукции белорусского АПК было выявлено 723 случая нарушений норм и требований ЕАЭС. Причем более половины этих нарушений были связаны с молоком и молочной продукцией. В 10 случаях были найдены остатки вредных и запрещенных веществ. В прошлом году было выявлено 596 нарушений, в том числе 376 – в молочной продукции. А остатки запрещенных и вредных веществ обнаружены уже в 201 случае. На 20 февраля этого года в белорусской «молочке» зафиксировано 32 нарушения, и две трети из них связаны с наличием запрещенных и вредных веществ.

Буквально на днях, 5 марта Россельхознадзор ограничил поставки продукции еще с двух белорусских предприятий – СООО «Старфуд» и ОАО «Милкавита». В колбасных изделиях, выпускаемых СООО «Старфуд», обнаружен антибиотик доксициклин. В питьевых сливках производства «Милкавита» выявлено сухое молоко, что говорит о фальсификации продукции производителем, а в концентрированном обезжиренном молоке – оксибендазол, который используется для борьбы с паразитами у животных. Кроме того, режим усиленного контроля был введен Россельхознадзором в отношении еще трех предприятий белорусского АПК – Бобруйского мясокомбината, ОАО «Молоко» и Слуцкого мясокомбината. В их продукции ведомством также обнаружены бактерии и вредные вещества.

Реакция белорусской стороны на введение анонсированного Россельхознадзором запрета долго ждать себя не заставила. 23 февраля член коллегии (министр) по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК Сергей Сидорский, ранее занимавший должность премьер-министра Белоруссии, заявил, что принятие таких мер не соответствует правилам ЕАЭС. Они нарушают пункт 175 положения о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб подлежащих ветеринарному контролю товаров, которое утверждено решением ЕЭК от 9 октября 2014 года. По словам С. Сидорского, введение запрета на поставки продукции со всей территории страны допустимо лишь при ухудшении эпизоотической ситуации (распространенности инфекций) по особо опасным и карантинным болезням, общим для людей и животных. А ничего подобного в Белоруссии нет.

2 марта позицию Россельхознадзора раскритиковал и Александр Лукашенко, который ввиду запретов назвал союз с Россией «таежным». Правда, в их введении политики обвинили представителей Белоруссии в структурах ЕАЭС, не сумевших отстоять ее  интересы (хотя, как видим, С. Сидорский не смолчал). «Зачем имитировать деятельность, если решаются вопросы только других стран? – заявил глава РБ. – Ни одна из наших проблем не снята. Поэтому вы должны выбирать один-два серьезных вопроса на 2018 год и упорно «долбить» их, пока они не будут решены».

Днем ранее глава Белоруссии назвал причиной введения запрета на ввоз в РФ из Новой Зеландии большого количества сухого молока, что привело к затовариванию рынка. Именно с наличием на российском рынке излишков зарубежного сухого молока, по его мнению, и связаны обвинения со стороны российских «молочников» в демпинге. А. Лукашенко заявил, что действия России без ответа не останутся.

С точки зрения России ситуация выглядит совсем иначе. По данным российских экспертов, через Белоруссию поступает «молочка» из соседних стран и регионов, включая Прибалтику, Польшу, Украину и Германию. Реэкспорт дешевого европейского молока, которое переупаковывалось на некоторых белорусских заводах, позволил поставлять его в РФ по ценам более низким, чем стоимость производства в России. По некоторым оценкам, стоимость импортируемого белорусского молока оказывалась вдвое ниже себестоимости его производства в РФ. Естественно, что такой демпинг влиял на рынок не самым лучшим образом. «Принятое Россельхознадзором решение правильное, – заявил DairyNews гендиректор Казанского молочного комбината Александр Габдрахимов. – Но оно направлено скорее не на то, чтобы восстановить закупочные цены на сырое молоко, а на то, чтобы остановить их дальнейшее падение».

На экономические мотивы ведения запрета указывают и другие аналитики. «РФ импортирует огромные объемы сухого молока из Беларуси, близкие к уровню валового производства внутри страны, – отметил эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Вадим Семикин. – За два неполных месяца 2018 Беларусь дважды снизила экспортные цены на сухое обезжиренное молоко, в результате чего на российском рынке его ценовой уровень снизился до значений 2013 года». Российские предприятия, по его словам, не могут выдержать такую ценовую конкуренцию, и в результате на складах скопилось большое количество сухого молока, а цены на молочное сырье в начале этого года резко упали. Россельхознадзор своими действиями пытается удержать рынок от обвала и позволить российским предприятиям реализовать скопившиеся запасы. Иначе Россия может столкнуться с ситуацией, когда под вопрос будет поставлена рентабельность работы всей ее молочной отрасли.

Об этом же косвенно говорит и содержание переговоров, которые в последние дни вела в Москве белорусская делегация. 1 марта вице-премьер РБ Михаил Русый доложил А. Лукашенко, что подходы к решению проблемы найдены. «Мы подготовили дорожную карту, и сейчас она рассматривается на уровне министерств сельского хозяйства Беларуси и России по выводу тех предприятий, на которые наложены ограничения, – заявил он. – Поручено и поддержано на уровне правительства России утвердить в марте на коллегии обоих министерств балансы на сухое молоко. Мы готовы подписаться под любым предложением по ценам не ниже Российской Федерации».

Упоминание про балансы поставок и цены означает, что именно эти вопросы стали главным предметом переговоров, и от явного демпинга Белоруссии, скорее всего, придется отказаться. Хотя российский рынок она в итоге сохранит.

Примечательно, что предложение Россельхознадзора о введении механизма электронной прослеживаемости поставок, позволяющего контролировать экспорт, пока не обсуждается. С одной стороны, ввести его в короткие сроки проблематично технически. С другой - Минску, по-видимому, проще сейчас пойти на какие-то ценовые уступки, чем создавать систему контроля над всеми товарными потоками. Для России же введение механизма прослеживаемости, безусловно, было бы предпочтительней.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3597
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика