Во время рабочей поездки в Дзержинский район Минской области президент Беларуси Александр Лукашенко, реагируя на информацию о запрете, введенном Россельхознадзором с 30 марта на поставки в Россию с ряда белорусских сельхозпредприятий, дал поручение соответствующим республиканским органам искать и осваивать иные рынки сбыта. «Надо определяться. Если они решили нас наклонять постоянно непонятно за что, тогда будем искать свое счастье в другом месте. Поэтому ищите другие рынки. Нельзя на одном рынке все время сидеть», – цитирует А. Лукашенко его пресс-служба.
Обращает на себя внимание реплика: «Непонятно за что…» Иначе говоря, никаких причин, коренящихся в низком качестве продукции, глава Белоруссии и в упор не видит. Более того, он прямо утверждает, что дело – в недобросовестных конкурентах в России, которые душат белорусских поставщиков в связи с тем, что требуется быстро реализовать поставленные в Россию большие объемы сухого молока из других стран, в частности из Новой Зеландии. А высказанное А. Лукашенко намерение встретиться с Владимиром Путиным после его инаугурации и «обсудить детально и капитально все накопившиеся вопросы» лишь подтверждает, что он сводит все к сугубо внеэкономическим факторам и единственный путь к разблокированию российского рынка видит во властном, административном ресурсе.
Вернемся к реплике: «Непонятно за что…» Такой ли уж идеальный порядок существует на белорусских предприятиях? По информации, предоставленной Россельхознадзором, запрет на поставки мясной, молочной и рыбной продукции в настоящее время введен в отношении 61 предприятия. В частности, поставки готовой молочной и молокосодержащей продукции ограничены с 12 предприятий, причем запрет также действует в отношении четырех предприятий, занимающихся не только производством, но и хранением такой продукции. Права на поставки в РФ лишены 10 предприятий, которые занимаются убоем крупного рогатого скота, свиней, разделкой мяса и производством мясной продукции, по три – выпуском мясных полуфабрикатов, производством и переработкой мяса птицы, выработкой комбикормов, заменителей цельного молока, концентратов и кормовых добавок, одно – по выработке колбасных изделий.
В этом же списке – пять предприятий по переработке, солению и реализации рыбы и рыбопродуктов, пять – по производству и хранению рыбы и рыбной продукции, одно – по выпуску рыбных консервов.
Под усиленным лабораторным контролем в настоящее время находятся 17 предприятий, занимающихся убоем скота и производством готовой мясной продукции, 12 производителей мяса птицы и яиц, 10 молочных, пять рыбных и два предприятия по производству кормов и кормовых добавок.
Россельхознадзор уточнил, что причиной введения ограничений и усиленного лабораторного контроля стало обнаружение в белорусской продукции антигельминтиков (альбензол сульфон и альбензол сульфоксид – в молочной сыворотке), антибиотиков тетрациклиновой группы (в мясе птицы, молоке питьевом, говядине), доксициклина (в колбасе, мясе птице), сульфаметазина (в молоке), ципрофлоксацина (в молочной сыворотке), натамицина (в сыре). Кроме того, выявлены факты массовой фальсификации молочной продукции. В частности, сухое молоко обнаруживалось в ультрапастеризованном молоке, сливочном масле, растительные жиры – в сгущенном молоке.
Под очередные ограничения попал, в частности, Щучинский маслосырзавод из-за выявленного в сыре натамицина, а в отношении рыбхоза «Полесье» (в продукции обнаружены сальмонеллы), Минского мясокомбината и агрокомбината «Приднепровский» (обнаружены бактерии группы кишечной палочки) введен режим усиленного лабораторного контроля. Запрет касается также продукции компании «Молоко» (производственный цех г.п. Шумилино) и ОАО «Здравушка милк». Под усиленный лабораторный контроль попала продукция Минского молочного завода № 1 и Полесского участка ОАО «Милкавита».
Такие факты выявлены в т. ч. в ходе непосредственных проверок шести белорусских предприятий, которыми последние были подвергнуты российскими ветинспекторами с 19 по 23 марта. Да, ряд предприятий, на которые ранее были наложены ограничительные меры, положение дел у себя исправили, но некоторые, наоборот, «засветились».
Так, в ходе проверки, проведенной российскими ветспециалистами на предприятии «Мстиславльмолоко» (торговая марка «Бабушкина крынка») Россельхознадзор обнаружил очередную мошенническую схему поставки сухого молока и сливочного масла. Было установлено, что там нет оборудования для производства сухого молока и сливочного масла. В то же время эта продукция была отгружена как произведенная именно на этом предприятии и сопровождалась ветеринарными документами, оформленными ветеринарной службой Мстиславльского района.
«Этот факт свидетельствует об отсутствии контроля со стороны ветеринарной службы Белоруссии при производстве молочной продукции, последующем экспорте и о ее участии в схемах мошенничества при производстве продукции животного происхождения и легализации незаконного бизнеса», – сделало логичный вывод российское ведомство.
Кроме фиксации фактов нарушения технологии производства и низкого качества продукции, российские власти обоснованно подозревают, что через Белоруссию продолжается проникновение в Россию санкционной продукции. Так, по заявлению, сделанному на прошлой неделе на заседании коллегии Россельхознадзора министром сельского хозяйства РФ Александром Ткачевым, «выявлены факты фальсификата и расширения реэкспорта через РБ некачественной продукции», в связи с чем требуется усиленный контроль за ввозом продукции из Белоруссии. В первую очередь, это касается фальсификаций на молочном рынке. По словам министра, основными проблемами рынка сегодня является использование сухого молока и растительных жиров, в итоге на российских прилавках присутствует много сыроподобных продуктов, которые выдаются за сыры.
«Борьба с сыроподобным продуктом должна быть на первом месте у нас. Это наша линия фронта, здесь мы должны биться до последнего патрона, образно выражаясь», – заявил А. Ткачев.
Острота проблемы крайняя. Еще в январе Россельхознадзор заявил, что ежегодный объем поставок в Россию сыроподобных продуктов, произведенных преимущественно из растительных жиров, но выдаваемых за молочные сыры, достигает 150–300 тыс. т в год. Значительная часть (до 25%) такой продукции производится на Украине и приходит через Белоруссию – там ее переупаковывают и ввозят под видом македонской и иранской.
Вот самый свежий факт. На минувшей неделе Россельхознадзор вернул в Белоруссию более 10 автомобилей, которые перевозили сыроподобные продукты. Как заявил руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт, это были продукты неизвестного происхождения, скорее всего украинского. По его словам, некоторое время назад после усиления контроля поставки из РБ сыроподобных продуктов, якобы произведенных в Турции, Аргентине и других странах, резко сократились. Но тут же возник поток белорусских сырных продуктов. «Однако когда мы проверили, какие белорусские предприятия производят эту продукцию, оказалось, что в реестре Таможенного союза они значатся как предприятия по хранению и реализации продукции, но не по производству, – сообщил глава Россельхознадзора. – Это говорит о том, что украинская сыроподобная продукция как поставлялась в РФ совершенно беспрецедентно, совершенно открыто, так и поставляется, а в Беларуси она переделывалась в любую: хотите в турецкую, иранскую, гонконгскую, аргентинскую и так далее».
Когда А. Лукашенко утверждает, что белорусские продукты вытесняются с российского рынка, он, мягко говоря, лукавит. Минск остается почти монопольным экспортером молочной продукции в Россию, поставив сюда 82% всего обезжиренного сухого молока, 78% сгущенного молока и сливок, 90% молочной сыворотки и продуктов из натуральных компонентов молока, 92% несгущенного молока и сливок. Такой обширный рынок еще поискать!
Из 32,4 млрд. долларов, составивших в 2017 г. объем внешней торговли РБ с Россией, более чем 1,9 млрд. – это поставки молочной продукции. По объему – это ведущая экспортная статья, опережающая в структуре белорусского экспорта в РФ грузовые автомобили, мясо и мясные субпродукты, тракторы и седельные тягачи, запчасти для автомобилей и тракторов, мебель, сельскохозяйственную технику, холодильники, морозильники.
И для сохранения этого положения нужны, как понятно любому непредвзятому наблюдателю, не административные меры, не попытки любой ценой оспорить или обойти требования Россельхознадзора, а нормальное соблюдение норм, обеспечивающих выпуск и поставки качественной продукции.