Черноморский регион: политконъюнктурные «сверхзадачи» не способны отменить долгосрочные интересы - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 19.09.2024 |

Черноморский регион: политконъюнктурные «сверхзадачи» не способны отменить долгосрочные интересы

В ряде западных СМИ в последнее время нередки прогнозы о том, что санкции против России, в которых участвуют многие страны-члены Организации Черноморского экономического сотрудничества (Венгрия, Греция, Румыния, Болгария, Албания), наряду с давними политическими конфликтами между Ереваном и Баку, как и между Москвой и Тбилиси, работают против ОЧЭС. Бесспорно, все это, как и ситуация в российско-украинских взаимоотношениях, не способствует эффективному сотрудничеству. Тем не менее организация на практике доказывает свою дееспособность, что подтвердило недавно состоявшееся в Ереване заседание глав/представителей МИД стран-участниц ОЧЭС.

ОЧЭС провозглашена 25 июня 1992 г. на саммите в Стамбуле глав государств и правительств Азербайджана, Албании, Армении, Болгарии, Греции, Грузии, Молдавии, России, Румынии, Турции и Украины. В 2004 г. в организацию вступила Сербия. Наблюдатели в ОЧЭС – Австрия, Белоруссия, Германия, Египет, Израиль, Италия, Польша, Словакия, США, Франция, Тунис, Хорватия, Чехия. А также – Европейская комиссия, Конференция Энергетической хартии.

Органом, принимающим решения в ОЧЭС, является Совет министров иностранных дел, созываемый дважды в год. Комитет старших должностных лиц, представляющих министров иностранных дел стран-участниц, созывается четыре раза в год. Председательство в ОЧЭС – полугодовое на ротационной основе.

Сотрудничество стран ОЧЭС предопределяется самой географией региона и, соответственно, их экономико-географической взаимозависимостью. Скажем, совокупная доля транзита между причерноморскими странами в общем объеме их внешнеторговых перевозок ежегодно достигает 30-35%. А, например, в сфере электроэнергетики доля взаимопоставок электричества между странами-участницами в обеспечении их общего спроса на этот «продукт» превышает 15%. Причем спрос на транзитные услуги и электроэнергию отнюдь не уменьшается.

Перед открытием встречи состоялась церемония фотографирования прибывших в Ереван дипломатов

Уже только эти обстоятельства диктуют необходимость двух- и многостороннего взаимодействия по развитию в Черноморском бассейне трансрегиональных транзитных и энергокоридоров, пунктов стыковки национальных транспортных и энергосистем, унификации правил перевозок и поставок электричества, как и тарифной политики на транспорте и при обмене электроэнергией, и т.п. Потому неудивительно, что на том же заседании подтвердилась заинтересованность всех стран организации в реализации общерегиональных программ ОЧЭС. Программ, нацеленных, прежде всего, на развитие сквозных железнодорожных и паромно-железнодорожных маршрутов, формирование единой системы взаимопоставок электроэнергии, кольцевой автодорожной сети.

Эти проекты по очевидным причинам выгодны всем странам региона, чем и объясняется коллективное их участие в таких проектах. Скажем, общерегиональные автодорожное и электроэнергетическое «кольца» намечено ввести в действие в период 2025-2030 гг., в тот же период страны-участницы намерены завершить формирование единой системы услуг и расценок по транзиту в регионе.

Параллельно автомобильной трассе запланировано Черноморское электроэнергетическое кольцо для взаимопоставок электроэнергии

Но, пожалуй, не менее (если не более) характерно то, что сотрудничество по данным и смежным направлениям осуществляется вопреки попыткам политически усложнить его в контексте известных конфликтных ситуаций в регионе. В ходе саммита в Ереване Армения передала свое председательство в организации Азербайджану. Что тоже весьма символично с учетом известного конфликта между обеими сторонами. При этом и в Баку, и в Ереване выступают, повторим, за дальнейшее участие в общерегиональных программах сотрудничества, резонно полагая, что они, пусть и косвенно, но позволяют снижать градус конфронтации.  

 Характерна в этой связи официальная позиция российского МИД, обозначенная еще в канун заседания в Ереване. Согласно коммюнике совещания межведомственной комиссии РФ по делам ОЧЭС, состоявшегося в преддверии ереванского заседания, российская сторона «уверена, что взаимодействие в рамках ОЧЭС должно оставаться вне политизации». При этом подчеркнута «важность повышения практической отдачи от неполитизированного сотрудничества в рамках ОЧЭС, расширения торговых, экономических и деловых связей, реализации востребованных международных проектов в Черноморском регионе». Такой подход, как показал ереванский саммит, проявляют и другие страны региона.

Но, конечно, говорить об абсолютной бесконфликтности не приходится. Так, ряд экспертов Армении считают, что в структурах ОЧЭС проявляется тренд к некоей «консолидированной» позиции Украины, Грузии и Азербайджана относительно конфликтов первых двух стран с РФ и Азербайджана – с Арменией. Армянский политолог Ерванд Бозоян отмечает: «Нельзя не учитывать фактор присутствия в ОЧЭС Украины, Грузии, Молдовы и Азербайджана, которых объединяет проблема нерешенных конфликтов. Поэтому они пытаются включать политические вопросы и выступать с консолидированной позицией по этому направлению». Участие же Армении в этой структуре, по оценке Е. Бозояна, вовсе не означает, что Ереван рассчитывает на какие-либо «дивиденды». Она играет в этом контексте, помимо всего прочего, еще и «сдерживающую роль для некоторых стран, что можно расценивать как положительный фактор».

Тем не менее присутствие «тройки» – Украина, Грузия и Азербайджан – в ОЧЭС показывает, что общерегиональное сотрудничество ей выгодно в долгосрочном плане, хотя Киев, Тбилиси и Баку и продолжают явственно балансировать между политическими приоритетами и экономическими интересами. О том же говорит факт участия в работе ереванского форума замминистра иностранных дел Азербайджана Махмуда Мамедгулиева и представителя МИД Турции по линии многостороннего экономического сотрудничества Омара Кючука.

Все означенные факторы надлежащим образом оценены генсеком ОЧЭС М. Кристидесом: он не только поблагодарил Армению «за интенсивную работу в организации», но и подчеркнул, что она «уже превратилась в устоявшуюся структуру, которая способствует экономическому сотрудничеству между странами-участницами».

Как отметил на форуме замминистра иностранных дел Армении Карен Назарян, «в рамках нашего председательства мы сосредоточились на основных направлениях взаимодействия в таких сферах, как экономика и торговля, телекоммуникации, энергетика, транспорт, туризм, наука и образование. Армения продолжит активно работать в ОЧЭС, обращая особое внимание на экономическую компоненту сотрудничества». В то же время он четко обозначил позицию Еревана относительно политконъюнктуры: «Мы считаем неприемлемыми попытки политизировать деятельность Организации путем принятия документов, выходящих за пределы ее полномочий и противоречащих Уставу».

Он отметил, например, что в последние годы Парламентской ассамблеей (ПА) организации допускаются политизированные оценки взаимоотношений между некоторыми странами-участницами, а это препятствует развитию взаимовыгодного сотрудничества в рамках ОЧЭС. Напомним в этой связи, что в ноябре 2017 г. делегация Армении покинула заседание ПА ОЧЭС в Киеве. Поводом стало то, что главы делегаций Азербайджана и Украины Асаф Гаджиев и Людмила Денисова уединились вместе с руководством организации для внесения в итоговую декларацию поправки насчет региональных конфликтов в ОЧЭС-регионе. А эта поправка фактически поддерживала позицию Азербайджана и Украины в отношении их конфликтных ситуаций, соответственно с Арменией и РФ, хотя и без прямого упоминания этих ситуаций. Эксцесс в конечном итоге удалось урегулировать, но осадок остался…

 Что же касается приоритетных направлений «председательской» работы Азербайджана в ОЧЭС, они, судя по высказываниям М. Мамедгулиева, замглавы азербайджанского МИД, проистекают из устава организации и ее общерегиональных программ, в коих участвует и Азербайджан. При этом азербайджанская сторона настроена на активизацию экономического взаимодействия с другими странами-участницами ОЧЭС.

Так или иначе, но сам факт более чем 20-летнего существования ОЧЭС и реализации в ее рамках многосторонних программ показывает, что долгосрочные экономические интересы всех стран-участниц – по крайней мере в Черноморском регионе – остаются сильнее политконъюнктурных «сверхзадач» ряда стран.

_____________________________

Фото http://novostink.ru/politics/241008-v-erevane-prohodit-vstrecha-soveta-glav-mid-stran-oches.html; https://autoreview.ru/articles

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2483
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика