Корейский вопрос, похоже, в очередной раз сдвинулся с мертвой точки. После нового обострения отношений между КНДР и США, едва не перешедшего в ядерный конфликт, состоялись переговоры между главами Северной и Южной Кореи, а затем встреча главы КНДР Ким Чен Ына с президентом США Д. Трампом. Вопрос денуклеаризации Корейского полуострова обсуждался и на встрече В. Путина с Д. Трампом в Хельсинки. Как прокомментировал итоги переговоров российский президент, «хорошо, что начала постепенно разрешаться и проблема Корейского полуострова. Во многом это стало возможным благодаря тому, что к урегулированию лично подключился президент Трамп, выстраивая диалог в духе сотрудничества, а не конфронтации».
Природа комплимента понятна, но на самом ли деле Вашингтон стремится наладить диалог и решить наконец конфликт, продолжающийся 65 лет?
Наша песня хороша, начинай сначала
Корейский и американский лидеры, встретившись в Сингапуре 12 июня, буквально лучились оптимизмом. Ким Чен Ын назвал саммит прелюдией к миру, подчеркнув, что «раньше мы держались за прошлое, но сегодня нам удалось преодолеть все предрассудки. Конечно, нас ждут трудности, однако сегодня мы сумели дать начало совместным отношениям». В свою очередь, американский лидер отметил, что денуклеаризация произойдет очень быстро, попутно разразившись комплиментами в адрес своего визави, назвав его достойным переговорщиком, любящим свою страну.
По итогам переговоров стороны подписали соглашение, состоящее из четырех пунктов, по которому Пхеньян обязуется принимать меры для полной денуклеаризации Корейского полуострова и допустить американцев к розыску погибших в войне 1950-1953 гг., а Д. Трамп согласился предоставить Корее гарантии безопасности. При этом американский президент пообещал прекратить масштабные учения в Южной Корее и приостановил 300 новых позиций по санкциям против КНДР.
Впрочем, идиллия закончилась сразу же после визита в КНДР 6-7 июля госсекретаря США М. Помпео. Как сообщил МИД КНДР, «американская сторона высказала только односторонние и грабительские требования денуклеаризации, говоря о принципе полной, проверяемой и необратимой денуклеаризации, отчетности, проверках». Это, по мнению Пхеньяна, противоречит сингапурским договоренностям и демонстрирует намерения США найти повод, чтобы затянуть подписание мирного договора и строительство системы мира на Корейском полуострове.
Сложно назвать чем-либо, как не наглостью, требования Вашингтона провести полную денуклеаризацию за два дня. Естественно, глава КНДР на эти переговоры не явился, предоставив выслушать заокеанского гостя заместителю председателя ЦК Трудовой партии КНДР Ким Ён Чхолю.
В свете этого стоит отметить, что, несмотря на победные реляции Д. Трампа и позитивную оценку самого факта переговоров Россией и Китаем, на самом деле достигнутые в Сингапуре договоренности являются во многом шагом назад в корейско-американском диалоге, а «глубинное государство» США уже успело нивелировать наметившийся было успех своими непомерными требованиями. Последние МИД КНДР назвал «раковой опухолью, которая привела к тому, что предыдущие администрации, упорствуя в прошлом, пустили на ветер весь процесс переговоров, усилили недоверие и опасность войны».
Вашингтон и Пхеньян: история обмана
Пользуясь поддержкой СССР, КНДР после Второй мировой войны и не помышляла о вхождении в клуб ядерных держав до тех пор, пока не стало известно о планах США во время боевых действий Корейской войны 1950-1953 гг. сбросить на Пхеньян и его окрестности семь ядерных зарядов. После этого в 1956 г. КНДР и СССР подписали договор о подготовке специалистов-ядерщиков. В 1974 г. Северная Корея стала членом МАГАТЭ, а в 1985 г. под давлением СССР присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия в обмен на строительство советскими специалистами АЭС. Но СССР распался, и Корея оказалась под прямой угрозой уничтожения со стороны США.
В 1994 г. президент США Б. Клинтон рассматривал возможность нанесения ракетного удара по ядерному реактору в Йонбене. Стоит ли говорить, что подписанное в том же году рамочное соглашение между США и КНДР так и осталось на бумаге, даже не будучи ратифицированным Конгрессом США? Согласно этому документу, Вашингтон обязывался к 2003 г. построить в КНДР легководные реакторы взамен графитовых, разблокировать торговлю, дать гарантии ненападения, а на время строительства АЭС поставлять мазут. Выполняя договор, Пхеньян ликвидировал графитовые реакторы, получив в ответ лишь полный отказ Дж. Буша от соглашения и объявление Кореи государством-изгоем.
Ситуацию многолетнего противостояния должны были разблокировать переговоры с участием КНР, США, России, Южной Кореи и Японии, начавшиеся в 2003 г. Вся история этих переговоров – шантаж и бесконечный «подъем ставок» со стороны США. В 2003 г. они сразу же стали требовать не только свертывания северокорейской ядерной программы, но и замораживания уже созданной в КНДР ядерной инфраструктуры под контролем пяти государств или МАГАТЭ. Когда КНДР на это согласилась, с американской стороны тут же потребовали ликвидации ядерного потенциала. Ни о какой энергетической помощи, что было предусмотрено рамочным соглашением 1994 г., речи уже вообще не шло.
В итоге в 2005 г. корейская сторона заявила, что «мы – за шестисторонние переговоры, однако вынуждены прервать свое участие в них на неопределенный срок – до тех пор, пока не убедимся, что созданы достаточные условия и атмосфера, позволяющие надеяться на результаты диалога. Переговорный процесс зашел в тупик из-за антикорейской враждебной политики США. Покуда Америка размахивает ядерной дубинкой, вознамерившись во что бы то ни стало ликвидировать наш строй, мы будем расширять запасы ядерного оружия ради защиты исторического выбора нашего народа, свободы и социализма».
Тем не менее во время четвертого раунда шестисторонних переговоров, состоявшегося в 2005 г. в Пекине, сторонам впервые удалось подписать совместный документ. Он признавал право КНДР на мирную атомную деятельность, обязывал стороны уважать суверенитет друг друга, нормализовать отношения с Японией и Южной Кореей, а также оказать КНДР энергетическое содействие. И что же? Уже в ноябре того же года во время пятого раунда переговоров США заморозили зарубежные счета нескольких северокорейских компаний, вынудив Пхеньян прервать переговоры. Тем не менее встречи продолжались до 2009 г., так и не приведя к выполнению западными странами своих обязательств.
В 2006 г. корейцы провели первое ядерное испытание, после чего началась санкционная травля этого крохотного социалистического государства.
Весь мир идет на тебя войной
Советом Безопасности ООН принят почти десяток резолюций, ограничивающих торговлю с КНДР и ставящих суверенное государство в положение преступника. На данный момент запрещены поставки в КНДР любых танков, боевых бронированных машин, артиллерийских систем большого калибра, боевых самолетов и вертолетов, военных кораблей, ракет или ракетных систем, легкого оружия; оборудования, материалов, программного обеспечения и соответствующих технологий, которые могли бы способствовать разработке, производству или доставке ядерного оружия; предметов роскоши. Позже запретили поставки нефти и продуктов нефтепереработки, всех видов промышленного оборудования, транспортных средств, железа, стали и других металлов. Со временем запрет на поставки в КНДР был расширен за счет авиационного топлива, в том числе авиационного бензина, реактивного топлива на основе нафты, реактивного топлива на основе керосина и ракетного топлива, конденсата и газоконденсатных жидкостей, текстильных изделий.
В свою очередь, Северной Корее запрещен экспорт продовольственной и сельскохозяйственной продукции, машинного оборудования, электрооборудования, земель и камня, магнезита и магнезии, древесины, судов, угля, железа и железной руды, золота, титановой и ванадиевой руды, редкоземельных минералов, меди, никеля, серебра и цинка, свинца и свинцовой руды, а также рыбы, ракообразных, моллюсков и других водных беспозвоночных.
Но это далеко не все. СБ ООН обязал все государства досматривать корейские суда и личный багаж граждан КНДР, запретил выдавать разрешения на работу за рубежом гражданам КНДР, создавать с этой страной совместные предприятия и открывать филиалы банков, готовить корейцев по специальностям в областях современной физики, передового компьютерного моделирования и связанных с этим компьютерных наук, геопространственной навигации, ядерной техники, аэрокосмического машиностроения, авиационной техники и смежных дисциплин. Свернуто все научно-техническое сотрудничество, за исключением медицины. В нарушение положений Венской конвенции все обязаны уделять особое внимание слежке за корейскими дипломатами, сокращать их количество. На посольство и на каждого дипломата действует ограничение по количеству открываемых счетов, который может быть только в единственном числе.
В свете почти полного торгового эмбарго особым иезуитством выглядят формулировки резолюций по поводу «огромных тягот, которые претерпевает народ КНДР». Сваливая с больной головы на здоровую, СБ льет крокодиловы слезы, что «население КНДР испытывает огромные неудовлетворенные потребности, значительно больше половины населения КНДР страдает от серьезного отсутствия безопасности в секторах продовольственного обеспечения и медицинского обслуживания, включая значительное число беременных женщин и кормящих матерей, а также детей в возрасте до пяти лет, которые подвержены риску недоедания, и почти четвертую часть всего населения страны, которая страдает от хронического недоедания». Виноваты, естественно, не США и союзники, которые штампуют революции, «не призванные иметь негативные гуманитарные последствия для гражданского населения КНДР», а руководство республики, которое, пытаясь избежать ядерного удара США, укрепляет оборону.
Без вины виноватый
Может ли КНДР вести себя по-другому? Явно нет, поскольку Пхеньян, убедившись в лживой и шантажистской политике США, хорошо выучил уроки Югославии, Ирака, Ливии. Не имея средств эффективной защиты, эти государства не только потеряли независимость, но и оказались уничтоженными военной машиной США.
Кроме того, крайне показательна и политика союзников Вашингтона в регионе. Как заявил, в частности, глава МИД Японии Т. Коно, полная ликвидация ядерных объектов в КНДР может занять десятилетия, однако уничтожение ядерного вооружения и вывод из строя соответствующих объектов не потребует много времени. Его мнение разделяет советник президента Южной Кореи во вопросам национального воссоединения и внешней политике Мун Чжон Ин. Т.е. налицо тот же шантаж и требования к КНДР разоружиться без гарантий безопасности и выполнения обязательств со стороны региональных противников республики.
Тут же напали на своего президента и американские военные, выступившие против прекращения масштабных учений в Южной Корее. Как и в случае с американо-российскими переговорами в Хельсинки, политические оппоненты Д. Трампа обвиняют его в сдаче национальных интересов, поскольку «обмен» денуклеаризации на прекращение учений совпадает с той же мерой, предложенной в совместном заявлении МИД РФ и МИД КНР по проблемам Корейского полуострова.
Впрочем, не стоит переоценивать и добрую волю Д. Трампа решить корейский кризис. Во-первых, «новые» переговоры с Ким Чен Ыном на самом деле являются бледной копией уже достигнутых предшественниками 45-го президента США договоренностей, которые так и не были выполнены. Это, по сути, ходьба по кругу. Во-вторых, вряд ли Вашингтон, объявивший в новой доктрине противостояние России и Китаю, заинтересован в урегулировании ситуации на Корейском полуострове, которая является отличным способом поддержания напряженности и осуществления геополитических игрищ. В-третьих, «гегемон» органически не способен к компромиссам. Урегулирование конфликта с КНДР по-американски – это уничтожение КНДР.
В Пхеньяне отлично поняли, что остановить агрессию США может только ядерное оружие. И вопросы по поводу нарушения КНДР международного права нужно задавать не Ким Чен Ыну, а коллективному Западу, который установил такой мировой порядок, при котором для сохранения своего суверенитета стране надо нарушать международные соглашения и игнорировать резолюции СБ ООН.