Когда море – Каспийское – объединяет, а не разделяет - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.11.2024 |

Когда море – Каспийское – объединяет, а не разделяет

В Мангистаузской области Казахстана 2-3 августа прошли международные учения Teniz-2018 по реагированию на чрезвычайные ситуации в акватории Каспийского моря. В них приняли участие спасатели из Казахстана, Азербайджана, России и Туркменистана, а целью учений стала демонстрация регионального взаимодействия спасательных служб, береговой охраны, государственных организаций и нефтяных компаний для эффективного и слаженного реагирования на чрезвычайные ситуации.

Примечательно, что совместные учения четырёх из пяти стран Каспийского бассейна проводились накануне саммита, на котором должна быть подписана Конвенция о правовом статусе Каспийского моря, обсуждавшаяся четверть века.

Пять стран – пять подходов к проблеме

В советское время Каспийское море, являющееся крупнейшим в мире бессточным озером, было фактически внутренним водоёмом СССР, лишь на самом юге омывая побережье Ирана. Его статус определялся советско-иранскими двусторонними соглашениями, был признан всем международным сообществом и нашел подтверждение в доктрине международного права.

После распада Советского Союза побережьем Каспия владеют Азербайджан, Казахстан, Россия, Туркменистан и Иран. Но статус этого водоёма так и не был зафиксирован на международном уровне. Мало того, у каждой из сторон существовал собственный подход к принципам совместного использования природных ресурсов моря, а также разграничения его акватории.

Так Азербайджан изначально настаивал на разделе Каспия на национальные сектора как части государственной территории. Это даже было зафиксировано в его Конституции 1995 года, которая включает в определение «национального сектора» Азербайджана дно, водную толщу, поверхность, а также воздушное пространство над данным сектором. Схожей позиции придерживалась и туркменская сторона. Указом президента Туркменистана при главе государства была образована Национальная служба освоения туркменского сектора Каспийского моря.

Позиция Ирана состояла в использовании Каспия «на принципах кондоминиума»: общее пользование морскими водами, воздушным пространством, морским дном и природными ресурсами моря. А если делить море на национальные сектора, то только на условиях равных долей (по 20%).

Россия выступала с компромиссной позицией: разграничение дна Каспийского моря между сопредельными и противолежащими государствами по модифицированной срединной линии в целях осуществления суверенных прав на недропользование при сохранении в общем пользовании водного пространства, обеспечении свободы судоходства, согласованных норм рыболовства и защиты окружающей среды. То есть поверхность и водная толща остаются в общем пользовании, а на национальные сектора делится только дно. Спорные месторождения делятся по принципу 50:50, а претендующая на них сторона компенсирует уже потратившейся на разработку половину затрат на разведку и освоение. Таким образом, она получает право на дальнейшие работы на месторождении. Вопросы же экологии, судоходства, рыболовства и координация совместной деятельности должны решаться в рамках специально созданного для этого совместного стратегически-экономического Центра по Каспию.

От частного к общему

С 1995 года между странами Каспия начались переговоры в рамках Специальной рабочей группы на уровне заместителей министров иностранных дел, целью деятельности которой стала разработка Конвенции о правовом статусе этого моря (Конвенция). Одновременно государства, расположенные на берегах Каспия, в двух-трёхстороннем формате согласовывали друг с другом свои позиции и проводили переговоры по вопросам, не терпящим отлагательства.

Так в 1998 году Российская Федерация и Казахстан заключили соглашение о разграничении дна в северной части Каспийского моря, а в 2002 году – протокол к нему. В 2001 и 2003 годах подобное соглашение и протокол подписали Казахстан и Азербайджан. В 2003 году было заключено соглашение между Россией, Казахстаном и Азербайджаном о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря.

В том же году подписана рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря, вступившая в силу 12 августа 2007 года. Ею заложены основные положения по регулированию антропогенного воздействия на морскую среду, вопросам охраны биологических ресурсов и общему взаимодействию между сторонами в отношении мероприятий по охране экосистемы Каспия. В 2011-2012 годах в пятистороннем формате был подписан протокол о региональной готовности, реагировании и сотрудничестве в случае инцидентов, вызывающих загрязнение нефтью, протокол по защите Каспийского моря от загрязнения из наземных источников.

Работа над формированием правового статуса Каспия не ограничивались рамками Специальной рабочей группы. Саммит в Актау, на котором и планируется подписать согласованный всеми странами текст Конвенции – уже пятая встреча глав каспийских государств.

Военный аспект

Проведение международных учений Teniz-2018 в преддверии саммита глав государств каспийской «пятерки» является важнейшим знаком того, что страны Каспийского моря способны сотрудничать не только в вопросах экономики и права, но и в военной сфере. Ведь Конвенция определяет и военное использование Каспия.

Ещё задолго до согласования текста Конвенции о правовом статусе Каспийского моря все страны, участвующие в переговорном процессе, однозначно выступали за запрет на присутствие в водах Каспия судов и военных кораблей под флагами некаспийских стран. И, скорее всего, это положение войдёт в текст Конвенции, обезопасив государства бассейна от угрозы флотов тех стран, которые норовят создавать зоны нестабильности в мире, опираясь на военно-морские силы.

Особую значимость этому вопросу придают планы прокладки судоходного канала, соединяющего Каспийское море с Персидским заливом. Помимо получения экономической выгоды от сокращения протяжённости водных торговых путей из Индийского океана в Чёрное и Балтийское моря через Каспий, этот канал позволял бы проникнуть в Каспийское море иностранным военным кораблям, но запрет на это избавит страны региона от таких рисков.

Трудно переоценить и участие в учениях Туркменистана. К сожалению, политика самоизоляции, проводившаяся туркменским руководством после распада СССР, сыграла над страной злую шутку. После возникновения террористического «Исламского государства» и особенно после нанесённых ему поражений в Сирии и Ираке, южная граница Туркменистана оказалась под давлением боевиков ИГИЛ, пытающихся проникнуть в Среднюю Азии и превратить её в свою новую базу. А налаживание военного сотрудничества с государствами Каспия даёт шансы Туркменистану обзавестись союзниками в борьбе с международной террористической группировкой.

Хотя в учениях Teniz-2018 и не участвовал Иран, но усилия российского руководства по налаживанию военного сотрудничества с этим прикаспийским государством идёт весьма успешно. Именно используя воздушное пространство Исламской Республики Иран, российские военные корабли из акватории Каспийского моря наносили ракетные удары по объектам боевиков ИГ в Сирии, а стратегические бомбардировщики после ракетно-бомбовых ударов возвращались на российские аэродромы.

* * *

Четвертьвековые усилия дипломатов завершились успехом: 12 августа будет наконец-то подписана Конвенция о правовом статусе Каспийского моря. А учения, проведённые военными и спасателями четырёх стран, показали, что можно совместно действовать не только ради экономической выгоды, но и для защиты граждан региона. Так что совершенно не исключено, что со временем в совместных учениях по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций примут участие представители всех пяти стран Каспийского моря. И это пример той самой ситуации, когда море не разделяет, а сближает.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3010
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика