В Мангистаузской области Казахстана 2-3 августа прошли международные учения Teniz-2018 по реагированию на чрезвычайные ситуации в акватории Каспийского моря. В них приняли участие спасатели из Казахстана, Азербайджана, России и Туркменистана, а целью учений стала демонстрация регионального взаимодействия спасательных служб, береговой охраны, государственных организаций и нефтяных компаний для эффективного и слаженного реагирования на чрезвычайные ситуации.
Примечательно, что совместные учения четырёх из пяти стран Каспийского бассейна проводились накануне саммита, на котором должна быть подписана Конвенция о правовом статусе Каспийского моря, обсуждавшаяся четверть века.
Пять стран – пять подходов к проблеме
В советское время Каспийское море, являющееся крупнейшим в мире бессточным озером, было фактически внутренним водоёмом СССР, лишь на самом юге омывая побережье Ирана. Его статус определялся советско-иранскими двусторонними соглашениями, был признан всем международным сообществом и нашел подтверждение в доктрине международного права.
После распада Советского Союза побережьем Каспия владеют Азербайджан, Казахстан, Россия, Туркменистан и Иран. Но статус этого водоёма так и не был зафиксирован на международном уровне. Мало того, у каждой из сторон существовал собственный подход к принципам совместного использования природных ресурсов моря, а также разграничения его акватории.
Так Азербайджан изначально настаивал на разделе Каспия на национальные сектора как части государственной территории. Это даже было зафиксировано в его Конституции 1995 года, которая включает в определение «национального сектора» Азербайджана дно, водную толщу, поверхность, а также воздушное пространство над данным сектором. Схожей позиции придерживалась и туркменская сторона. Указом президента Туркменистана при главе государства была образована Национальная служба освоения туркменского сектора Каспийского моря.
Позиция Ирана состояла в использовании Каспия «на принципах кондоминиума»: общее пользование морскими водами, воздушным пространством, морским дном и природными ресурсами моря. А если делить море на национальные сектора, то только на условиях равных долей (по 20%).
Россия выступала с компромиссной позицией: разграничение дна Каспийского моря между сопредельными и противолежащими государствами по модифицированной срединной линии в целях осуществления суверенных прав на недропользование при сохранении в общем пользовании водного пространства, обеспечении свободы судоходства, согласованных норм рыболовства и защиты окружающей среды. То есть поверхность и водная толща остаются в общем пользовании, а на национальные сектора делится только дно. Спорные месторождения делятся по принципу 50:50, а претендующая на них сторона компенсирует уже потратившейся на разработку половину затрат на разведку и освоение. Таким образом, она получает право на дальнейшие работы на месторождении. Вопросы же экологии, судоходства, рыболовства и координация совместной деятельности должны решаться в рамках специально созданного для этого совместного стратегически-экономического Центра по Каспию.
От частного к общему
С 1995 года между странами Каспия начались переговоры в рамках Специальной рабочей группы на уровне заместителей министров иностранных дел, целью деятельности которой стала разработка Конвенции о правовом статусе этого моря (Конвенция). Одновременно государства, расположенные на берегах Каспия, в двух-трёхстороннем формате согласовывали друг с другом свои позиции и проводили переговоры по вопросам, не терпящим отлагательства.
Так в 1998 году Российская Федерация и Казахстан заключили соглашение о разграничении дна в северной части Каспийского моря, а в 2002 году – протокол к нему. В 2001 и 2003 годах подобное соглашение и протокол подписали Казахстан и Азербайджан. В 2003 году было заключено соглашение между Россией, Казахстаном и Азербайджаном о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря.
В том же году подписана рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря, вступившая в силу 12 августа 2007 года. Ею заложены основные положения по регулированию антропогенного воздействия на морскую среду, вопросам охраны биологических ресурсов и общему взаимодействию между сторонами в отношении мероприятий по охране экосистемы Каспия. В 2011-2012 годах в пятистороннем формате был подписан протокол о региональной готовности, реагировании и сотрудничестве в случае инцидентов, вызывающих загрязнение нефтью, протокол по защите Каспийского моря от загрязнения из наземных источников.
Работа над формированием правового статуса Каспия не ограничивались рамками Специальной рабочей группы. Саммит в Актау, на котором и планируется подписать согласованный всеми странами текст Конвенции – уже пятая встреча глав каспийских государств.
Военный аспект
Проведение международных учений Teniz-2018 в преддверии саммита глав государств каспийской «пятерки» является важнейшим знаком того, что страны Каспийского моря способны сотрудничать не только в вопросах экономики и права, но и в военной сфере. Ведь Конвенция определяет и военное использование Каспия.
Ещё задолго до согласования текста Конвенции о правовом статусе Каспийского моря все страны, участвующие в переговорном процессе, однозначно выступали за запрет на присутствие в водах Каспия судов и военных кораблей под флагами некаспийских стран. И, скорее всего, это положение войдёт в текст Конвенции, обезопасив государства бассейна от угрозы флотов тех стран, которые норовят создавать зоны нестабильности в мире, опираясь на военно-морские силы.
Особую значимость этому вопросу придают планы прокладки судоходного канала, соединяющего Каспийское море с Персидским заливом. Помимо получения экономической выгоды от сокращения протяжённости водных торговых путей из Индийского океана в Чёрное и Балтийское моря через Каспий, этот канал позволял бы проникнуть в Каспийское море иностранным военным кораблям, но запрет на это избавит страны региона от таких рисков.
Трудно переоценить и участие в учениях Туркменистана. К сожалению, политика самоизоляции, проводившаяся туркменским руководством после распада СССР, сыграла над страной злую шутку. После возникновения террористического «Исламского государства» и особенно после нанесённых ему поражений в Сирии и Ираке, южная граница Туркменистана оказалась под давлением боевиков ИГИЛ, пытающихся проникнуть в Среднюю Азии и превратить её в свою новую базу. А налаживание военного сотрудничества с государствами Каспия даёт шансы Туркменистану обзавестись союзниками в борьбе с международной террористической группировкой.
Хотя в учениях Teniz-2018 и не участвовал Иран, но усилия российского руководства по налаживанию военного сотрудничества с этим прикаспийским государством идёт весьма успешно. Именно используя воздушное пространство Исламской Республики Иран, российские военные корабли из акватории Каспийского моря наносили ракетные удары по объектам боевиков ИГ в Сирии, а стратегические бомбардировщики после ракетно-бомбовых ударов возвращались на российские аэродромы.
* * *
Четвертьвековые усилия дипломатов завершились успехом: 12 августа будет наконец-то подписана Конвенция о правовом статусе Каспийского моря. А учения, проведённые военными и спасателями четырёх стран, показали, что можно совместно действовать не только ради экономической выгоды, но и для защиты граждан региона. Так что совершенно не исключено, что со временем в совместных учениях по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций примут участие представители всех пяти стран Каспийского моря. И это пример той самой ситуации, когда море не разделяет, а сближает.