В Гродненской области Белоруссии возле дер. Малое Ольжево националистами из Белорусского народного фронта (БНФ), движения «За свободу» и Общества белорусского языка на месте захоронения 30 польских мятежников 1863 г. установлен мемориальный камень с надписью по-белорусски «Неизвестным повстанцам» и отлитыми из металла косой и вилами.
«Сейчас у нас стоит задача, чтобы власти [официально] признали этот памятник и могилу мемориалом. Тогда мы могли бы сделать сюда дорогу, которой до сих пор нет… Но позиция властей неясна: они то соглашаются, то наоборот», - заявил один из инициаторов акции.
На открытии памятника торжественно зачитали имена 424 повстанцев из Лидского уезда, а сам памятник освятили священники раскольнической Белорусской автокефальной православной церкви, учреждённой в эмиграции для пропаганды националистической идеологии среди православных белорусов.
Естественно, всех повстанцев изобразили как невинных героев, причём упирали на тот факт, что некоторые из них были сосланы в Сибирь, несмотря на юный возраст (17-18 лет). Но для многих из них ссылка была всего лишь обыкновенным переездом в отдалённые края, к слову, подальше от пагубного влияния польского шовинизма, грезившего Речью Посполитой «от моря до моря», а не каким-то жестоким истязанием.
Из 77 тыс. причастных к бунту казнены были менее 300 человек, что никак не вяжется с россказнями польской пропаганды о кровавом царском режиме, уничтожавшем поляков под корень.
Кстати, косы и вилы на памятнике появились не случайно. Это символ косиньеров – польских крестьян, вооружённых по указке их панов косами для нападений на российские войска. Само же восстание 1863 г. началось с осквернения православного кладбища в Варшаве. Распоясавшиеся католики плевали на могилы и выворачивали надгробные плиты.
Пытаясь обманом завлечь в свои сети белорусских крестьян, шляхта плодила фальшивые воззвания на белорусском языке, создавая видимость общности интересов местного православного крестьянства и помещиков-католиков. Самая известная подделка – стихотворение писателя Винцента Марцинкевича «Гутарка старого деда», написанное будто бы белорусским стариком.
БНФ и движение «За свободу» содержатся Польшей, поэтому их участие в увековечивании памяти душегубов белорусского народа легко объяснимо. Но почему молчит белорусская общественность?
Наш корр.