Еще шесть российских компаний попали в санкционный список Евросоюза за строительство Крымского моста, говорится в опубликованном 31 июля Официальном журнале ЕС. Теперь на них распространяются ограничения, разработанные в 2014 году и предусматривающие заморозку активов и запрет на кредитование. Таким способом Брюссель пытается затормозить инфраструктурную интеграцию полуострова с материковой Россией и, по мнению президента Украины П. Порошенко, открывает «новую страницу противодействия агрессивным действиям Кремля».
Правда, пока не слишком успешно. За семь месяцев работы Крымского моста по нему проехало 1,5 млн человек, туристический поток на полуостров вырос более чем на четверть, а 30 июля российское правительство продлило Федеральную программу развития полуострова до 2022 года.
«Мы своей работой гордимся»
Под санкции попали принадлежащие Аркадию Ротенбергу «Мостотрест», «Стройгазмонтаж» и ее дочерняя структура, специально учрежденная для возведения Крымского моста, «Стройгазмонтаж-Мост». Также в списке участвовавший в проекте керченский судостроительный завод «Залив», разработавший проект моста институт «Гипростроймост – Санкт-Петербург» и подрядчик строительства трассы «Таврида» компания ВАД. Ограничения предусматривают заморозку активов (если таковые существуют в юрисдикции Евросоюза) и запрет на перевод денежных средств (кредитование) физическими и юридическими лицами из стран ЕС.
По сути, ничего нового не произошло. Компании уже находятся под американскими и частично европейскими санкциями, но, несмотря на это, чувствуют себя неплохо. Сегодня «Мостотрест» реализует проекты строительства транспортных развязок (Молодогвардейская на МКАД, пересечение М-10 «Россия» с подъездом к Зеленограду), участка скоростной автомобильной трассы Москва – Санкт-Петербург, мостового перехода через Волгу в Тверской области, реконструкции аэропортов в Норильске, Хабаровске и Южно-Сахалинске. «Стройгазмонтаж» занимается возведением системы магистральных газопроводов «Южный коридор», «Ухта–Торжок» и «Ухта–Торжок-2», «Силы Сибири» и трубопровода-отвода «Оханск–Киров».
Дочка «Стройгазмонтажа», несмотря на санкции, продолжает активно работать над Крымским мостом. «Автомобильный уже сдали, по нему ездят люди. Теперь наши ребята строят железнодорожный. Все мы своей работой гордимся, и если это кому-то не нравится, то это не наши проблемы», – отреагировал на новые санкции владелец компании А. Ротенберг.
Поскольку на Западе у его структур нет ни строек, ни активов, новые ограничения вряд ли существенно повлияют на их работу в РФ. Аналогичная ситуация с институтом «Гипростроймост – Санкт-Петербург», заводом «Залив» и компанией ВАД. «Иностранные санкции в отношении российских строительных компаний вообще, на мой взгляд, довольно бесполезная вещь», – считает начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко.
Проект автономен
Судя по формулировке в Официальном журнале, ЕС категорически не нравится «консолидация» РФ с Крымским полуостровом, что, по мнению Евросоюза, «подрывает территориальную целостность, суверенитет и независимость Украины». Хотя в действительности именно «киевские подопечные» Брюсселя «сделали все возможное для разрыва связей Украины с российским Крымом», отмечает МИД РФ. Это и водная блокада (перекрытие Северо-Крымского канала) в 2014 году, и энергетическая блокада 2015-го, и торговая блокада 2016-го. Все эти ограничения действуют по сей день, но не вызывают никакой негативной реакции ЕС, в отличие от моста через Керченский пролив, который выполняет гуманитарную функцию.
«Сам факт того, что Евросоюз принимает решение о санкциях за мост – не за стену, не за ров, а за мост, который реально упростит жизнь крымчанам, – очень оригинальный способ. Это попытка отыграться на людях за то, что вы не можете решить политическую проблему», – считает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. В действительности мост – это не только улучшение доступности Крыма для туристов, но и решение транспортных проблем его жителей, удешевление продовольствия за счет снижения логистических затрат, развитие придорожной инфраструктуры полуострова, а с открытием его железнодорожной части – и оживление морских портов.
С помощью санкций ЕС стремится не только наказать российские компании за вклад в социально-экономическое развитие Крыма, но и заблокировать дальнейшее развитие инфраструктуры полуострова. «Это попытка осложнить реализацию моста полностью. Мост должен быть построен в 2019 году – тогда будет встроено железнодорожное полотно… Смотрите, пятая компания – это “ВАД”, которая, помимо подъездов к мосту, занимается строительством трассы “Таврида”, проходящей дальше по Крыму. Смысл не только в мосте, но и в дальнейшем строительстве в Крыму. Если не построить “Тавриду”, не расширить автодорожное полотно, то будут постоянно возникать пробки», – объясняет Д. Абзалов. Правда, всерьез затормозить строительство Крымского моста и «Тавриды» у Брюсселя вряд ли получится.
Проект автономен и не зависит ни от европейских материалов, ни от европейского финансирования. «Строители моста изначально рассчитывали риски, и на данный момент они не имеют ресурсов на Западе и в ЕС, что позволяет им практически не заметить санкции. На сроках реализации и качестве проекта санкции также не отразятся – риски просчитаны, процессы налажены, гарантии защиты проработаны», – говорит депутат Госсовета Крыма Владислав Ганжара. Как это ни парадоксально звучит, ограничениями против российских компаний Брюссель сужает поле для маневра собственному бизнесу. «В России работает немало компаний стран-членов ЕС, в т.ч. в строительной сфере, интересы которых могут пострадать от нового санкционного витка», – подчеркнули в МИД. Хотя, скорее всего, новые черные списки станут просто очередным демонстративным жестом солидарности ЕС с Киевом.
Нет ни одного случая, чтобы кого-то наказали
Вопреки многочисленным санкциям, европейский бизнес продолжает работать с полуостровом. К примеру, в декабре прошлого года выяснилось, что норвежское предприятие Titania Kronos на судах немецких судоходных компаний Hansa Heavy Lift и Heinz Corleis KG в обход существующих ограничений поставляла на завод Дмитрия Фирташа «Крымский Титан» ильменитовую руду. Сейчас в ЕС идет расследование против немцев и норвежцев, но схема выстроена таким образом, что формально ни одно из звеньев цепи поставок ильменита санкционный режим не нарушает. Если суд не найдет ничего предосудительного в действиях Titania Kronos, Hansa Heavy Lift и Heinz Corleis KG, существующая схема с перевалкой груза на российские суда на якорной стоянке или вне рейда порта будет признана законной.
Впрочем, даже в случае обвинительного вердикта последствия нарушения санкций вряд ли станут катастрофичными для европейских компаний. Дело в том, что кроме формальных ограничений, черные списки Брюсселя не предусматривают механизма по привлечению к ответственности за их нарушение. Потому неудивительно, что с 2014 года ни одна компания в Европе не была наказана за несоблюдение санкций. В частности, показательна ситуация с поставками турбин Siemens на крымские газовые ТЭС. После того как российские суды отказали в возврате продукции производителю, немецкий концерн не получил никаких штрафов со стороны ЕС и заключил новый контракт с российскими заказчиками на строительство парогазовой установки ТЭС в Татарстане.
Напротив, в проигрыше оказываются те, кто неукоснительно соблюдает не только «букву», но и «дух» европейских санкций. К примеру, после отказа финской Wärtsilä продать генераторы для строительства аварийно-спасательного судна подсанкционному судостроительному заводу «Залив», их заменили продукцией немецкой компании MAN. В самом подразделении MAN Diesel&Turbo отметили, что строго следуют указаниям Брюсселя, но если керченская верфь использовала их оборудование, предназначенное для других кораблей, «MAN не может это контролировать и знать об этом».
Иначе к черным спискам относится Вашингтон. «Американские суды, в отличие от судов Старого Света, активно штрафуют за нарушение санкционного режима. Казна США получает не менее $5 млрд в год в виде штрафов за нарушения санкций. Так что европейские компании боятся именно длинных рук американских судов, а вовсе не Брюсселя, который в худшем случае просто пожурит», – говорит управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский.