Различные западные фонды действуют в Армении еще с первой половины 1990-х годов. Опыт их почти четвертьвекового присутствия показал, что помимо декларируемых их уставами целей, через предоставление грантов неправительственным организациям (НПО, в российском законодательстве используется термин некоммерческие организации) они системно занимаются и другими вопросами. Среди них выделим следующие:
- сбор различного рода информации практически из всех сфер жизни армянского общества. Данная информация входит в официальные отчеты, которые предоставляются «в обмен» на предоставляемые гранты;
- подготовка кадрового ресурса для различного рода масштабных мероприятий, способных оказывать существенное влияние на общественно-политические процессы в стране.
Главным и наиболее масштабным источником финансирования такого рода организаций с американской стороны, прежде всего, является институт «Открытое общество», более известный как Фонд Сороса, а также агентство международного развития США (USAID). Туманный Альбион представлен Британским советом (British Council), финансовый аспект деятельности которого регулируется МИД Великобритании. Германию представляют Общество по техническому сотрудничеству Германии (GTZ), а также армянский филиал Фонда Эберта. Это лишь наиболее крупные, а есть еще множество более мелких структур.
Наиболее системно по вышеупомянутым декларируемым и недекларируемым направлениям работают, прежде всего, институт «Открытое общество» и Британский совет. Такие государственные организации, как американская USAID и германская GTZ, ориентируются в основном на предоставление только технической помощи. Впрочем, эта помощь также бывает достаточно специфической и политизированной.
Так, редакция Конституции Армении 2015 года готовилась с привлечением экспертов, патронируемых со стороны GTZ и имевших или имеющих тесные контакты с этой организацией. Прежде всего, речь о бывшем советнике председателя Конституционного суда и магистре Боннского университета Вардане Погосяне (ныне его заменяет на посту советника бывший первый заместитель министра юстиции, выпускник Гейдельбергского университета Григор Мурадян), который долгие годы возглавлял офис GTZ в Армении. Он же и представлял президента Сержа Саргсяна в парламенте Армении, включён в состав профильной комиссии, которая и подготовила проект конституционных изменений. Другим ярким представителем GTZ в судебной власти страны является нынешний председатель Конституционного суда Грайр Товмасян.
Столь масштабное представительство бывших видных сотрудников германской правительственной организации в судебной власти Армении далеко не случайно, т.к. Школа управления Hertie School of Governance в рамках зимней академии Transformation Lawyers финансировалась GTZ. В рамках проекта молодые юристы получили возможность практически развить свои способности в правовой и правоприменительной сфере и поставить новые знания на службу трансформации права. Отметим, что финансируемая GTZ программа «Консалтинг правовых и судебных реформ на Южном Кавказе» провела отбор участников из своих организаций-партнёров по региональному диалогу. Качество работы GTZ иллюстрируется хотя бы тем, что два патронируемых ею лица не только оказывали влияние на работу Конституционного суда, но и фактически подготовили текст новой Конституции Армении, который местами достаточно сильно напоминает текст Основного закона ФРГ.
Ещё одним примером прямого вмешательства в процесс государственного строительства Армении является деятельность финансируемой Фондом Сороса НПО «Союз Информированных Граждан» во главе с Даниэлом Ионнисяном. Он является секретарем правительственной комиссии по реформированию Избирательного кодекса и был назначен на этот пост премьер-министром Николом Пашиняном, занимая, таким образом, пост во временной государственной структуре и одновременно возглавляя организацию, финансируемую институтом «Открытое общество». Иными словами, одновременно получает деньги от «товарища Сороса» и участвует в разработке одного из важных внутриполитических документов в стране. Интересно, что, находясь на этом посту, он даже требовал, чтобы правительство сократило полномочия действующего Совета старейшин Еревана, а на практике – распустило его, т.е. открыто лоббирует вопросы, не входящие в его нынешнюю компетенцию.
Другим примером лоббизма во многих сферах, в том числе не имеющих отношения к свободе прессы, является «Ереванский пресс-клуб» и его лидер Борис Навасардян. Бюджет клуба в 2017 году составил около 87 млн драм (при среднем годовом курсе 1 доллар = 480 драмам). Источниками внешнего финансирования являлись Фонд Фридриха Эберта (17,7 млн драм), Центр медиаинициатив – из средств USAID (12,4 млн драм), Объединение финансистов Армении – из средств USAID (44,6 млн драм), договор о сотрудничестве с «Демократическим обществом – Восток» (2,1 млн драм), программы Совета Европы и ЕС (6,9 млн драм) и др., значительная сумма поступила от частных лиц без указания их гражданства.
В итоге получается, что больше 99% сумм из всего бюджета организации формируются за счет внешних доноров. Отметим, что «Ереванский пресс-клуб» является базовой НПО для абсолютного большинства общественных организаций Армении, которые отстаивают свободу слова. Речь идет о Комитете по защите свободы слова, клубе журналистов «Аспарез», Центре медиаинициатив, Центре свободы информации, Союзе журналистов Армении и др. По сути, они являются дочерними организациями «Ереванского пресс-клуба». Кроме того, 23 года председательствующий в нём Борис Навасардян является одной из ключевых фигур во взаимодействии НПО Армении с грантодателями из Европейского союза и его центральных органов в Брюсселе.
Еще одним и весьма значимым крупным грантовым проектом является Ереванская школа политических исследований, которая финансируется европейскими структурами. Школа «продвигает» демократию в Армении вполне официально, с санкции министерства образования, а ее официальными партнерами являются Европейская комиссия, т.е. официальный Брюссель, Совет Европы, Фонд Конрада Аденауэра (Германия), Армянская ассоциация гражданского образования, Ассоциация школ политических исследований при Совете Европы, Министерство иностранных дел Финляндии.
Школа, в частности, осуществляла образовательную трехлетнюю программу ЕС «Демократия начинается с тебя». Программа проходила под лозунгом «Демократии нельзя научиться только по книгам. Ею надо жить, чувствовать и применять». Целью программы, которая проходила одновременно в Армении, Грузии и Азербайджане, являлось стимулирование «правильного восприятия демократии» сельской молодежью и национальными меньшинствами на территории Южного Кавказа.
Мы привели лишь несколько примеров работы НПО Армении и образовательных структур, тесно связанных с крупными западными грантодателями. При этом есть финансовые доноры поменьше, но с весьма специфическими интересами. Так, к примеру, германский Фонд имени Генриха Бёлля (близок к партии зеленых), долгие годы работая в Армении, поддерживал достаточно интересные программы в области политологии и новейшей истории. Однако в последние годы грантовая политика фонда, носящего имя выдающегося немецкого писателя, изменилась, и теперь он взаимодействует с организациями, представляющими ЛГБТ-сообщества.
По всей видимости, изменение грантовой политики этого фонда связано с тем, что Армения является одной из стран, где общественное мнение крайне недоброжелательно настроено по отношению к этой группе меньшинств. Тема «преследований представителей ЛГБТ-сообществ» в очередной раз актуализировалась после известного инцидента в зангезурском селе Шурнух: различные НПО и даже американское посольство мгновенно осудили «нетерпимость» несознательных местных жителей, силой выдворивших оттуда нескольких молодых людей специфической ориентации. В посольстве США считают случившееся «насильственным нападением» и призывают армянское государство защитить права и безопасность всех граждан Армении, в том числе и представителей ЛГБТ. Правозащитная организация «Коалиция борьбы против дискриминации и за равенство» назвала действия жителей Шурнуха проявлением «крайней ненависти и дискриминации». А парламентария Геворга Петросяна, высказавшего мнение о том, что ЛГБТ-активистам, а также сектантам места в Армении нет, осудил глава Ванадзорского офиса Хельсинской гражданской ассамблеи Артур Сакунц, обратившийся в Специальную следственную службу Армении с требованием дать правовую оценку подобного рода высказываниям. Против депутата, отстаивающего близкие абсолютному большинству граждан Армении традиционные семейные ценности, выступили также ранее достаточно маргинальные в Армении борцы за права секс-меньшинств из организации Pink Armenia, также обратившиеся в полицию для привлечения Петросяна к ответственности.
После «бархатной революции» активизация в стране ранее маргинальных религиозных, общественных, гендерных организаций, прежде действовавших крайне осторожно, видна невооружённым глазом. Причина видится как в подписанном в ноябре 2017 года соглашении с ЕС о расширенном партнерстве (где содержится и пункт о защите религиозных и секс-меньшинств), так и в особенностях либерального армянского законодательства, никоим образом не ограничивающего финансирование НПО со стороны иностранных акторов.
Между тем даже в странах, считающихся наиболее продвинутыми по части демократии, существуют достаточно жесткие ограничения в вопросе внешнего финансирования лоббистских структур. В частности, в США действует довольно жесткий закон «О лоббизме», предписывающий обязательную регистрацию структур, имеющих лоббистские интересы в Конгрессе, Госдепартаменте и иных государственных структурах. Организации, занимающиеся лоббизмом в США при поддержке внешнего финансирования, обязаны зарегистрироваться в министерстве юстиции в качестве «иностранного агента» и регулярно предоставлять отчетность, прежде всего финансовую, о своей деятельности. А в Израиле недавно приняты соответствующие поправки к законодательству о деятельности общественных организаций. В том случае, если внешнее финансирование в бюджете той или иной структуры превышает 50%, она вынуждена иметь дело с компетентными органами страны, находиться под их неусыпным контролем и обязана отвечать на «неприятные вопросы», в том числе со стороны спецслужб. Во Франции также имеется довольно жесткое законодательство, ограничивающее присутствие иностранного капитала в вопросе владения зарегистрированных в стране средств массовой информации.
Таким образом, в абсолютном большинстве демократических стран мира сложились устойчивые правовые нормы, проводящие достаточно понятную с точки зрения государственных интересов разграничительную линию между международным сотрудничеством и иностранной помощью. Интересы общества тесно взаимоувязываются с соображениями национальной безопасности. Подобного рода разграничительных линий в законодательстве Армении просто не существует. Этим и объясняется то обстоятельство, что различные фонды и международные организации беспрепятственно лоббируют свои интересы в стране и обществе, защищая ЛГБТ-сообщества и различные религиозные секты, в том числе агрессивные, прямо угрожающие безопасности страны.
Хочется надеяться, что со временем соответствующие законодательные изменения будут в той или иной форме приняты в Армении. Остается только ждать появления политической силы, способной поднять этот вопрос по существу. Ведь разгул НПО и их давление на государственные структуры страны, а также наглость «грантоедов» – это не одни лишь разговоры и темы многочисленных публикаций, но и реальная действительность.