НПО в Армении: «неправительственный» лоббизм без закона - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 07.11.2024 |

НПО в Армении: «неправительственный» лоббизм без закона

Различные западные фонды действуют в Армении еще с первой половины 1990-х годов. Опыт их почти четвертьвекового присутствия показал, что помимо декларируемых их уставами целей, через предоставление грантов неправительственным организациям (НПО, в российском законодательстве используется термин некоммерческие организации) они системно занимаются и другими вопросами. Среди них выделим следующие:

- сбор различного рода информации практически из всех сфер жизни армянского общества. Данная информация входит в официальные отчеты, которые предоставляются «в обмен» на предоставляемые гранты;

- подготовка кадрового ресурса для различного рода масштабных мероприятий, способных оказывать существенное влияние на общественно-политические процессы в стране.

Главным и наиболее масштабным источником финансирования такого рода организаций с американской стороны, прежде всего, является институт «Открытое общество», более известный как Фонд Сороса, а также агентство международного развития США (USAID). Туманный Альбион представлен Британским советом (British Council), финансовый аспект деятельности которого регулируется МИД Великобритании. Германию представляют Общество по техническому сотрудничеству Германии (GTZ), а также армянский филиал Фонда Эберта. Это лишь наиболее крупные, а есть еще множество более мелких структур.

Наиболее системно по вышеупомянутым декларируемым и недекларируемым направлениям работают, прежде всего, институт «Открытое общество» и Британский совет. Такие государственные организации, как американская USAID и германская GTZ, ориентируются в основном на предоставление только технической помощи. Впрочем, эта помощь также бывает достаточно специфической и политизированной.

Так, редакция Конституции Армении 2015 года готовилась с привлечением экспертов, патронируемых со стороны GTZ и имевших или имеющих тесные контакты с этой организацией. Прежде всего, речь о бывшем советнике председателя Конституционного суда и магистре Боннского университета Вардане Погосяне (ныне его заменяет на посту советника бывший первый заместитель министра юстиции, выпускник Гейдельбергского университета Григор Мурадян), который долгие годы возглавлял офис GTZ в Армении. Он же и представлял президента Сержа Саргсяна в парламенте Армении, включён в состав профильной комиссии, которая и подготовила проект конституционных изменений. Другим ярким представителем GTZ в судебной власти страны является нынешний председатель Конституционного суда Грайр Товмасян.

Столь масштабное представительство бывших видных сотрудников германской правительственной организации в судебной власти Армении далеко не случайно, т.к. Школа управления Hertie School of Governance в рамках зимней академии Transformation Lawyers финансировалась GTZ. В рамках проекта молодые юристы получили возможность практически развить свои способности в правовой и правоприменительной сфере и поставить новые знания на службу трансформации права. Отметим, что финансируемая GTZ программа «Консалтинг правовых и судебных реформ на Южном Кавказе» провела отбор участников из своих организаций-партнёров по региональному диалогу. Качество работы GTZ иллюстрируется хотя бы тем, что два патронируемых ею лица не только оказывали влияние на работу Конституционного суда, но и фактически подготовили текст новой Конституции Армении, который местами достаточно сильно напоминает текст Основного закона ФРГ.

Ещё одним примером прямого вмешательства в процесс государственного строительства Армении является деятельность финансируемой Фондом Сороса НПО «Союз Информированных Граждан» во главе с Даниэлом Ионнисяном. Он является секретарем правительственной комиссии по реформированию Избирательного кодекса и был назначен на этот пост премьер-министром Николом Пашиняном, занимая, таким образом, пост во временной государственной структуре и одновременно возглавляя организацию, финансируемую институтом «Открытое общество». Иными словами, одновременно получает деньги от «товарища Сороса» и участвует в разработке одного из важных внутриполитических документов в стране. Интересно, что, находясь на этом посту, он даже требовал, чтобы правительство сократило полномочия действующего Совета старейшин Еревана, а на практике – распустило его, т.е. открыто лоббирует вопросы, не входящие в его нынешнюю компетенцию.

Другим примером лоббизма во многих сферах, в том числе не имеющих отношения к свободе прессы, является «Ереванский пресс-клуб» и его лидер Борис Навасардян. Бюджет клуба в 2017 году составил около 87 млн драм (при среднем годовом курсе 1 доллар = 480 драмам). Источниками внешнего финансирования являлись Фонд Фридриха Эберта (17,7 млн драм), Центр медиаинициатив – из средств USAID (12,4 млн драм), Объединение финансистов Армении – из средств USAID (44,6 млн драм), договор о сотрудничестве с «Демократическим обществом – Восток» (2,1 млн драм), программы Совета Европы и ЕС (6,9 млн драм) и др., значительная сумма поступила от частных лиц без указания их гражданства.

В итоге получается, что больше 99% сумм из всего бюджета организации формируются за счет внешних доноров. Отметим, что «Ереванский пресс-клуб» является базовой НПО для абсолютного большинства общественных организаций Армении, которые отстаивают свободу слова. Речь идет о Комитете по защите свободы слова, клубе журналистов «Аспарез», Центре медиаинициатив, Центре свободы информации, Союзе журналистов Армении и др. По сути, они являются дочерними организациями «Ереванского пресс-клуба». Кроме того, 23 года председательствующий в нём Борис Навасардян является одной из ключевых фигур во взаимодействии НПО Армении с грантодателями из Европейского союза и его центральных органов в Брюсселе.

Еще одним и весьма значимым крупным грантовым проектом является Ереванская школа политических исследований, которая финансируется европейскими структурами. Школа «продвигает» демократию в Армении вполне официально, с санкции министерства образования, а ее официальными партнерами являются Европейская комиссия, т.е. официальный Брюссель, Совет Европы, Фонд Конрада Аденауэра (Германия), Армянская ассоциация гражданского образования, Ассоциация школ политических исследований при Совете Европы, Министерство иностранных дел Финляндии.

Школа, в частности, осуществляла образовательную трехлетнюю программу ЕС «Демократия начинается с тебя». Программа проходила под лозунгом «Демократии нельзя научиться только по книгам. Ею надо жить, чувствовать и применять». Целью программы, которая проходила одновременно в Армении, Грузии и Азербайджане, являлось стимулирование «правильного восприятия демократии» сельской молодежью и национальными меньшинствами на территории Южного Кавказа.

Мы привели лишь несколько примеров работы НПО Армении и образовательных структур, тесно связанных с крупными западными грантодателями. При этом есть финансовые доноры поменьше, но с весьма специфическими интересами. Так, к примеру, германский Фонд имени Генриха Бёлля (близок к партии зеленых), долгие годы работая в Армении, поддерживал достаточно интересные программы в области политологии и новейшей истории. Однако в последние годы грантовая политика фонда, носящего имя выдающегося немецкого писателя, изменилась, и теперь он взаимодействует с организациями, представляющими ЛГБТ-сообщества.

По всей видимости, изменение грантовой политики этого фонда связано с тем, что Армения является одной из стран, где общественное мнение крайне недоброжелательно настроено по отношению к этой группе меньшинств. Тема «преследований представителей ЛГБТ-сообществ» в очередной раз актуализировалась после известного инцидента в зангезурском селе Шурнух: различные НПО и даже американское посольство мгновенно осудили «нетерпимость» несознательных местных жителей, силой выдворивших оттуда нескольких молодых людей специфической ориентации. В посольстве США считают случившееся «насильственным нападением» и призывают армянское государство защитить права и безопасность всех граждан Армении, в том числе и представителей ЛГБТ. Правозащитная организация «Коалиция борьбы против дискриминации и за равенство» назвала действия жителей Шурнуха проявлением «крайней ненависти и дискриминации». А парламентария Геворга Петросяна, высказавшего мнение о том, что ЛГБТ-активистам, а также сектантам места в Армении нет, осудил глава Ванадзорского офиса Хельсинской гражданской ассамблеи Артур Сакунц, обратившийся в Специальную следственную службу Армении с требованием дать правовую оценку подобного рода высказываниям. Против депутата, отстаивающего близкие абсолютному большинству граждан Армении традиционные семейные ценности, выступили также ранее достаточно маргинальные в Армении борцы за права секс-меньшинств из организации Pink Armenia, также обратившиеся в полицию для привлечения Петросяна к ответственности.

После «бархатной революции» активизация в стране ранее маргинальных религиозных, общественных, гендерных организаций, прежде действовавших крайне осторожно, видна невооружённым глазом. Причина видится как в подписанном в ноябре 2017 года соглашении с ЕС о расширенном партнерстве (где содержится и пункт о защите религиозных и секс-меньшинств), так и в особенностях либерального армянского законодательства, никоим образом не ограничивающего финансирование НПО со стороны иностранных акторов.

Между тем даже в странах, считающихся наиболее продвинутыми по части демократии, существуют достаточно жесткие ограничения в вопросе внешнего финансирования лоббистских структур. В частности, в США действует довольно жесткий закон «О лоббизме», предписывающий обязательную регистрацию структур, имеющих лоббистские интересы в Конгрессе, Госдепартаменте и иных государственных структурах. Организации, занимающиеся лоббизмом в США при поддержке внешнего финансирования, обязаны зарегистрироваться в министерстве юстиции в качестве «иностранного агента» и регулярно предоставлять отчетность, прежде всего финансовую, о своей деятельности. А в Израиле недавно приняты соответствующие поправки к законодательству о деятельности общественных организаций. В том случае, если внешнее финансирование в бюджете той или иной структуры превышает 50%, она вынуждена иметь дело с компетентными органами страны, находиться под их неусыпным контролем и обязана отвечать на «неприятные вопросы», в том числе со стороны спецслужб. Во Франции также имеется довольно жесткое законодательство, ограничивающее присутствие иностранного капитала в вопросе владения зарегистрированных в стране средств массовой информации.

Таким образом, в абсолютном большинстве демократических стран мира сложились устойчивые правовые нормы, проводящие достаточно понятную с точки зрения государственных интересов разграничительную линию между международным сотрудничеством и иностранной помощью. Интересы общества тесно взаимоувязываются с соображениями национальной безопасности. Подобного рода разграничительных линий в законодательстве Армении просто не существует. Этим и объясняется то обстоятельство, что различные фонды и международные организации беспрепятственно лоббируют свои интересы в стране и обществе, защищая ЛГБТ-сообщества и различные религиозные секты, в том числе агрессивные, прямо угрожающие безопасности страны.

Хочется надеяться, что со временем соответствующие законодательные изменения будут в той или иной форме приняты в Армении. Остается только ждать появления политической силы, способной поднять этот вопрос по существу. Ведь разгул НПО и их давление на государственные структуры страны, а также наглость «грантоедов» – это не одни лишь разговоры и темы многочисленных публикаций, но и реальная действительность.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
7088
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика