Формула «Каспий – море дружбы» наполняется реальным содержанием - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.11.2024 |

Формула «Каспий – море дружбы» наполняется реальным содержанием

В вопросе статуса Каспийского моря наконец поставлена точка. В выходные дни в Актау, где состоялся V саммит прикаспийских государств, была принята конвенция, призванная не только определить правовой статус акватории, но и вывести региональное сотрудничество на качественно новый уровень.

Процесс подписания конвенции затянулся на целых 22 года. Даже последние участки длинного пути давались трудно. Нынешний саммит планировали провести два года назад. Но из-за неготовности текста конвенции сроки переносили на более поздний период. Неопределённость сохранялась до дня открытия саммита в Актау. В июле российские власти одобрили текст, но точку в нём не ставили. Согласно распоряжению президента Владимира Путина, МИД РФ получил право вносить в конвенцию «изменения, не имеющие принципиального характера». А значит, текст согласовывался до последнего дня.

Последнюю точку в документе поставили на саммите в Актау президенты пяти стран. Все участники встречи еще накануне были едины в оценке – саммит является историческим. На нем наконец-то удастся подписать Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря – самый сложный документ в практике региона. Как сказал российский лидер, «это международный договор, который содержит детальный и объёмный свод правил и обязательств по использованию и сохранению нашего общего достояния – Каспийского моря». Его коллеги называли документ конституцией Каспийского моря. Без сомнения, он таковой и является, т.к. все последующие соглашения между государствами будут ссылаться на принципы, закреплённые в конвенции. Поэтому общественность и президенты «пятерки» связывают с подписанием документа преобразования в обширном регионе.

Вместе с тем не стоит оценивать встречу в Актау только с точки зрения принятия конвенции. V саммит показал, что сегодня постепенно меняется как статус, так и отношение к Каспийскому морю. На него перестали смотреть сквозь призму нефтегазовых ресурсов. Практически все президенты в своих выступлениях акцентировали внимание на вопросах безопасности, транспорта и защиты экологии. В то же время вопросы нефти и газа, чем богат Каспий, незаметно отошли на второй план. Надолго ли? Многое зависит от того, сможет ли подписанная в Актау конвенция «перезагрузить» регион. Как отметил Владимир Путин, с чьим мнением были солидарны другие участники саммита, документ «открывает новый этап в отношениях между каспийскими государствами, позволяет нам вместе обеспечить процветание и динамичное развитие нашего общего региона».

Смена приоритетов говорит о росте понимания элитой того, что устойчивый рост стран региона невозможно обеспечить только за счёт эксплуатации его ресурсов. Будущее связывается со стабильностью, прочными экономическими и торговыми связями между государствами, благополучной экологической обстановкой. Причин этому много, но есть существенная. Последние 25 лет экономики стран региона росли за счёт добычи нефти и газа. Только торговать этим продуктом между собой они не могли. Поэтому главными торговыми партнёрами для нас стали не близкие соседи, а страны дальнего зарубежья, Европа, Китай. Последние стали и крупными импортёрами и инвесторами для прикаспийских государств. Но такое положение не отвечает интересам и логике устойчивого развития прикаспийских государств. Об этом говорят и заявления, сделанные в ходе саммита, в которых прослеживаются приоритеты прибрежных стран.

В данный момент на Каспии идёт интенсивная модернизация портовой инфраструктуры. Накануне глава Казахстана Нурсултан Назарбаев посетил порт Курык. Он был построен несколько лет назад и призван ускорить паромные контейнерные перевозки по Каспию. В свою очередь, президент Азербайджана Ильхам Алиев сообщил о реконструкции порта в его республике. В России, по словам Владимира Путина, действует целая программа, которая направлена на повышение эффективности морских и речных портов. Он также сообщил, что в перспективе будет построен глубоководный порт в Каспийске. Все говорит о том, что в ближайшие время вырастет грузопоток.

Наряду с развитием морского сообщения растёт значение железнодорожных перевозок. Из свежих примеров следует привести открытие дороги Баку–Тбилиси–Карс в конце 2017 года. Дорога действует несколько месяцев, но уже привела к росту грузопотока. В прошлом году, по словам Ильхама Алиева, «по этому маршруту был перевезён 191 контейнер, а за 6 месяцев текущего года около 1400 контейнеров. До конца года планируется перевезти около 4000 контейнеров». Однако нельзя не заметить особенность существующих настроений. Вкладывая средства в транспорт, страны региона рассчитывают получить долю от товарооборота между Китаем и Европой, которая исчисляется миллиардами долларов.

Это значит, что в Каспийском регионе будет расти значение китайского фактора. Китай уже сегодня активно разрабатывает нефтяные месторождения в этом уголке планеты и тем самым оказывает влияние на энергетическое хозяйство Центральной Азии. В этой связи стоило бы осторожно относиться к эйфории и избегать зависимости от Китая. Несмотря на успехи реформ в Поднебесной и динамику роста, эта страна пока ещё не крепко стоит на ногах. Во-первых, в КНР есть проблемы внутреннего развития. В последние годы в его экономике наблюдаются негативные тенденции, и западные эксперты все чаще спрашивают себя: смогут ли власти Китая мягко «посадить» экономику страны? В КНР замедляется рост ВВП и снижаются показатели торговли. Кризис показал, что даже динамично растущие экономики могут застопорить ход.

Во-вторых, Китай сталкивается с внешними рисками. Отношения между США и КНР в Вашингтоне характеризуют как торговую войну. Но самое опасное, что она может легко привести к валютным войнам. Ранее Китай уже анонсировал планы, которые приведут к снижению курса юаня по отношению к доллару. Китайские экспортёры снова получат преимущества в торговле с американцами. Пока не ясно, кто выйдет победителем из этой схватки. Но проиграть могут другие страны, которые находятся в зависимости от положения дел в экономике США и Китая.

Избавляться от нефтезависимости посредством зависимости от Китая – не самое лучшее решение. Странам Каспия предпочтительно не делать ставку на крупного игрока, а искать внутренние источники развития. Обращать внимание на свой потенциал. А здесь ситуация выглядит пока не самым лучшим образом. «В настоящее время потенциал портов прикаспийских стран составляет почти 130 млн. тонн. В то время как максимальный уровень морских перевозок 30 млн. тонн, т.е. используется менее 25 процентов потенциала», – отметил Хасан Роухани, президент Ирана. Поэтому одним из итогов саммита в Актау стало желание и готовность государств форсировать развитие внутрирегиональных связей. Как сказал Х. Роухани, каждый из шести подписанных на саммите документов «укрепляет сотрудничество в этом чувствительном регионе». Этой же задаче отвечает инициатива проведения в следующем году Каспийского экономического форума.

Ещё одной популярной темой встречи стала экология. Часто её используют в качестве рычага давления на партнёров. Тем более что в регионе не первый год обсуждаются планы прокладки газопроводов по дну моря. Однако интерес к экологии может быть связан с развитием туристической отрасли. Сразу два президента – Владимир Путин и Ильхам Алиев - анонсировали коллегам по саммиту планы по развитию круизного туризма. Индустрия отдыха считается достаточно прибыльным занятием в мире, способным как обеспечить стабильный доход в бюджет, так и создавать дополнительные рабочие места. Но для развития туризма требуется здоровая экологическая среда. Люди не отдыхают там, где есть реальная угроза их здоровью. В этом смысле развитие туризма плохо сочетается с добычей нефтегазовых ресурсов на Каспии. А значит, особое внимание придается экологической безопасности, которая нашла своё место в подписанной в Актау конвенции.

По завершении саммита «каспийской пятёрки» главы государств совершили прогулку по набережной Каспия, где состоялась церемония выпуска молоди осетра

По завершении саммита «каспийской пятёрки» главы государств совершили прогулку по набережной Каспия, где состоялась церемония выпуска молоди осетра

Между тем конвенция, которая по признанию президентов регулирует разные аспекты сотрудничества, не ответила на один важный вопрос. Как сообщил Хасан Роухани, «предполагаемая для подписания конвенция по Каспию не устанавливает окончательно разграничительные линии на море». По словам политика, странам ещё предстоит подготовить отдельное соглашение по этому поводу. С его мнением согласился Ильхам Алиев, отметив, что конвенция поможет завершить раздел морского «дна и поверхности в соответствии с принципами и нормами международного права». Но тут же политик отметил «большое значение соглашений, подписанных между Азербайджаном, Казахстаном и Россией». Перечисленные страны договорились между собой о морских границах, и конвенция фактически закрепляет такие договорённости. Но подобных соглашений нет у Ирана с его соседями – Азербайджаном и Туркменистаном.

Похоже, что самому Тегерану и предстоит искать непростой консенсус по этому вопросу. А то, что переговоры обещают быть непростыми, говорит история подготовки конвенции, которая потребовала 22 года неустанной работы. Но свет в конце туннеля виден, хотя и тусклый. В своём выступлении Хасан Роухани подчеркнул, что богатства моря принадлежат всем народам региона. Единственный путь решения проблемы, по его словам, заключается в том, «что страны или совместно используют эти ресурсы или воздерживаются от разработки их в таких спорных зонах (Каспия. – Ред.) в одностороннем порядке».

Такая формулировка позволяет говорить о том, что Тегеран готов пойти на уступки в вопросах прохождения границ на море в обмен на совместную разработку месторождений на спорных участках Каспия. Тем более что прецедент уже есть. Ранее Астана и Москва пришли к согласию по спорному месторождению "Центральное" на Каспии. В 1990-х годах оно отошло к Казахстану, но при условии, что разрабатывать его будут оба государства.

Для стран, находящихся в северной части Каспия, о которых говорил Ильхам Алиев, главная задача заключается в том, чтобы сохранить стабильность ранее подписанных соглашений. Как отметил в итоговом выступлении Нурсултан Назарбаев, за эти годы был достигнут консенсус по разграничению акватории на зоны с различными режимами. «Мы установили территориальные воды шириной 15 морских миль. При этом их внешние границы обретают статус государственных», – отметил лидер Казахстана.

На этом обсуждение архиважных вопросов безопасности не закончилось. Под занавес саммита Нурсултан Назарбаев сообщил, что предложил коллегам приступить к разработке ещё одного соглашения, позволяющего соблюдать равный баланс сил на Каспии. Мера позволит сдерживать милитаризацию региона. Но, возможно, что Астана преследует здесь долгоиграющие цели. Ранее замминистра иностранных дел РК Роман Василенко сообщил, что «изначально позиция Казахстана заключается в том, что мы выступаем за демилитаризованный статус Каспия». Проще говоря, Астана не представляет будущее моря с военными флотами в прибрежных зонах.

У такой позиции есть аргументы «за». Во-первых, как часто говорили президенты на прошедшем в Актау саммите, Каспий – море дружбы. Слова, чтобы не стали пустым звуком, следует наполнять содержанием. Во-вторых, нет необходимости в военном флоте. Конвенция исключает появление на Каспии военных баз третьих стран, а страны региона не испытывают враждебных намерений друг к другу. В-третьих, это снизит нагрузку на бюджет. Содержание флота, пусть и не очень крупного, предполагает существенные расходы. Деньги можно было бы направить на решение более злободневных проблем. В-четвёртых, Каспий является внутренним водоёмом, и не единственным в мире. В других уголках планеты страны в подобных случаях ставку делают на невоенизированные структуры: береговую охрану, полицию и т.д. Главная задача – борьба с трансграничной преступностью.

У позиции Астаны есть и «но», и их – несколько. Новые прикаспийские государства с момента обретения независимости стали быстро обзаводиться флотами, видя в этом ещё один признак суверенитета. Но тем самым они выпустили джинна из бутылки. Как показывает мировой опыт, обратить процесс милитаризации вспять всегда намного труднее, нежели его предупредить. Кроме того, даёт о себе знать далеко не идеальная региональная безопасность. Как говорилось на саммите, прикаспийские страны часто сталкиваются с угрозами терроризма и экстремизма. Сам регион граничит с неспокойным Ближним и Средним Востоком. Поэтому демилитаризация региона потребует усидчивой работы всех государств региона.

И в этом смысле свою лепту вносит подписанная в Актау конвенция. Как отметил президент Ирана, в документе говорится, что «территория ни одной из прикаспийских стран не может быть предоставлена третьим странам для использования против других прикаспийских стран». По словам высокопоставленного политика, это «необходимо для укрепления стабильности Каспийского моря».

На V саммите глав прикаспийских государств в Актау президенты часто упоминали о новой геополитической роли Каспия. При этом они не вдавались в подробности, в чем она состоит. Отчего складывалось мнение, что речь идет о смене эпох. Если раньше ценность региона мерилась нефтью и газом, то теперь – транзитными возможностями. Так ли это? С одной стороны, можно уверенно ответить «да», а с другой – нельзя не заметить, что за такой ролью скрывается нечто большее. Что именно?

От развития ситуации на Каспии зависит реализация проекта «Большая Евразия». У него нет одного автора, но есть единое мнение. О проекте говорят в разных странах Евразии: России и Китае, Иране и Азербайджане, и, само собой, – в Казахстане. Кто бы и что ни говорил, речь идет о том, как сблизить евразийские экономики и что-то более важное – народы с их разной культурой, обычаями, языками. Речь идет о том, чтобы Евразию превратить в общее пространство безопасности, торговли и пёстрой этнической мозаики. Поскольку такое новое качественное состояние бытия позволит радикально улучшить жизнь простого человека.

Этого не получилось сделать в прошлом, во времена Шелкового пути. Тогда города не только создавали, но и рушили. Смогут ли народы достичь процветания в наше время? Ответ на этот вопрос среди прочего зависит от развития внутрирегиональных процессов на Каспии. Ведь как заметил на саммите в Актау глава Казахстана Нурсултан Назарбаев: «Моря разъединяют суши, но сближают народы».

Фото kremlin.ru

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3452
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика