Молдова: разминка перед новым политическим сезоном - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 07.11.2024 |

Молдова: разминка перед новым политическим сезоном

Последний летний месяц традиционно является «мёртвым сезоном» в политической жизни любой страны, и Республика Молдова не является тут каким-то исключением из общего правила. Тем не менее в этом году поток политических новостей не иссякает и в августе. Возможно, это объясняется тем, что впереди – очередные выборы в парламент, которые в парламентской республике, каковой является Молдова, являются главным событием политической жизни, определяющим все последующие процедуры формирования исполнительной власти, а также направление развития страны на следующие четыре года. Но наиболее вероятной причиной незатухающего костра политических страстей стала законотворческая деятельность парламентского большинства в последние дни весенне-летней сессии парламента.

Одним из объектов критики стал принятый правящим проевропейским большинством проект налоговой реформы, который усиленно продвигала Демократическая партия, контролируемая олигархом В. Плахотнюком. Голосование проходило уже после того, как оппозиция в полном составе покинула заседание парламента.

Проект налоговой реформы, инициированной демократами, включает три законопроекта. Один из них предусматривает введение единого подоходного налога в размере 12% (сейчас 7% и 18% при доходе свыше 33 тыс. леев) и снижение НДС для ресторанного и гостиничного бизнеса с 20% до 10%.

Второй законопроект предполагает декриминализацию экономических преступлений. Нарушитель налогового законодательства, согласно проекту, получит возможность возместить ущерб и устранить нарушения, и это будут принимать во внимании при решении, возбуждать ли уголовное дело. Законопроект также освобождает от уголовной ответственности, если экономическое преступление было совершено впервые и нарушитель возместил ущерб.

Третий законопроект дает возможность физическим лицам легализовать свои активы за 3% их стоимости, а для компаний предусмотрена амнистия пени и штрафа при уплате основного долга до 20 декабря. Кроме того, согласно проекту, налоговой инспекции запрещено проверять деятельность компаний за прошлые годы, а только начиная с 2018 года.

Примечательно, что все законопроекты прошли ускоренную экспертизу в парламентских комиссиях и правительстве – всё рассмотрение заняли всего два дня. С не менее оперативным комментарием по поводу налоговой реформы демократов выступило посольство США. Там сообщили, что «крайне разочарованы» принятием законопроекта о налоговой амнистии, который «уменьшит способность Молдовы бороться с отмыванием денег», «узаконит воровство и коррупцию и нанесет ущерб бизнес-климату». В посольстве также заявили, что этот закон противоречит обязательствам, которые взяло на себя правительство РМ, и эту точку зрения разделяют международные партнеры Молдовы. Аналогичную точку зрения опубликовало и представительство МВФ.

Судя по всему, принятие этих законопроектов способно серьезно подпортить и без того не самое лучшее в последнее время отношение Евросоюза и США к парламентскому большинству и лично к В. Плахотнюку, контролирующему парламент и правительство. Правда, тут для американцев наметился изрядный гешефт – в июле правительство и парламент одобрили продажу властям США территории бывшего республиканского стадиона площадью более 5 га для строительства нового посольства. Этот земельный участок уже более 10 лет представляет собой заросший пустырь в самом центре Кишинева, на котором сначала планировалось построить новый стадион, а затем был разработан проект по созданию парковой зоны. Именно поэтому планы по передаче этого участка для посольства США вызвали сильнейший резонанс и возмущение жителей Кишинева, независимо от политических убеждений. В интернете появилась петиция с требованием к правительству отказаться от продажи земли и решить судьбу стадиона демократическим способом – на публичных слушаниях или в ходе городского референдума.

Тем не менее парламент принял закон «Об упразднении республиканского стадиона», который позволяет отдать территорию под нужды посольства США. Однако тут же последовало заявление президента Игоря Додона о том, что он не будет промульгировать этот закон. «Как и большинство граждан страны, считаю, что на месте бывшего стадиона необходимо благоустроить парк или построить культурный центр, которым будут пользоваться все жители Молдовы», – написал Игорь Додон в социальной сети.

В тексте своего обращения к парламенту президент предлагает вернуться к этому вопросу после выборов и найти более подходящее решение. Кроме этого, в ходе рабочей встречи с послом США Джеймсом Петтитом президент также затронул вопрос земельного участка и заявил, что наилучшим выходом из сложившейся ситуации со строительством нового здания американского посольства будет поиск другого участка.

Тем временем протесты правой «оппозиции», которые были вызваны отменой результатов выборов мэра Кишинева, затихли сами собой. Однако новым импульсом для них стало принятие постановления о назначении даты новых парламентских выборов. 27 июля на заседании парламента депутаты одобрили постановление о том, что парламентские выборы пройдут 24 февраля 2019 г. Вопреки ожиданиям и планам большинства политических партий на осень, парламентское большинство приняло решение оттянуть парламентские выборы как можно дальше. Формально основания для этого есть: согласно законодательству, выборы необходимо организовать в трехмесячный срок со дня истечения мандата действующего парламента, который истекает 1 декабря. Следовательно, выборы должны пройти не позднее 28 февраля будущего года.

Несмотря на то, что формальные основания для назначения парламентских выборов на февраль безупречны, ни у кого не возникает сомнений, что сделано это с единственной целью – продлить пребывание у власти большинства, контролируемого В. Плахотнюком. Правда, вызывает серьезное сомнение то, что данная отсрочка сможет реально помочь олигарху в увеличении рейтинга его Демократической партии. Тем более что период, на который назначены выборы, традиционно является наиболее проблемным для экономики Молдовы и наименее легким и благоприятным для населения. Скорее всего, это время понадобилось для дополнительных закулисных переговоров для создания «проевропейской» коалиции в будущем парламенте. Еще полгода назад представители Демократической партии заявляли о готовности создать коалицию с партиями «Платформа DA» Андрея Нэстасе и PAS Майи Санду. Ну а в июне о желательности создания такой коалиции открыто заявил посол США в Молдове Джеймс Петтит.

И хотя эти политики позиционируют себя в качестве оппозиционных, мало кто сомневается в том, что под давлением Запада они пойдут на сотрудничество с Демократической партией. Протестные акции, которые проводят представители этих партий, их характер не оставляют сомнения в том, что под этими политическими вывесками собраны представители наиболее реакционных на сегодняшний день политических сил Молдовы. А М. Санду даже получила негласное прозвище Яценюк в юбке, по аналогии с бывшим премьер-министром соседней Украины.

Дополнительной причиной переноса выборов на февраль месяц может являться стремление провести до выборов еще одну парламентскую сессию, на которой планируется рассмотреть ряд проектов изменения Конституции РМ. Эти проекты предусматривают изменение наименования государственного языка с молдавского на румынский, а также внесение в Конституцию положения о провозглашении европейской интеграции как стратегической цели развития страны. Проект поправки уже получил одобрение правительства Молдовы.

Но процесс принятия поправки в парламенте обещает быть нелегким. Необходимо отметить, что данный проект получил целый ряд негативных оценок как со стороны экспертов, так и парламентской комиссии по правам человека и межэтническим отношениям, которая единогласно проголосовала против данного законопроекта. Ранее проект раскритиковали президент страны И. Додон и Партия социалистов. И глава государства, и крупнейшая в стране оппозиционная партия отметили, что решение подобных вопросов должно осуществляться исключительно на референдуме. Игорь Додон предупредил, что не будет утверждать данную поправку.

В то же время спикер молдавского парламента А. Канду признал, что на данный момент сторонники данной поправки не имеют достаточно голосов для ее принятия. «Эта наша инициатива остается среди тех немногих задолженностей, которые не удалось принять в ходе завершившейся весенне-летней сессии. У парламентского большинства пока не хватает голосов для принятия этой поправки в Конституцию. Мы будем вести переговоры по этому поводу с парламентскими партиями, которые поддерживают курс европейской интеграции – либералами и либерал-демократами», – сказал Канду.

В целом надо признать, что перенос парламентских выборов на февраль 2019-го не способен сильно изменить предвыборную картину молдавской политики. Расклад политических сил остается прежним – наибольшей популярностью по опросам пользуются оппозиционная Партия социалистов и президент И. Додон. Это является следствием той последовательной политики, которую они проводят. Отсрочка выборов до февраля предоставляет им дополнительную возможность конвертировать популярность в депутатские мандаты. И вероятность получения парламентского большинства по итогам выборов достаточно велика. Но для этого необходимо будет проделать большую и сложную работу.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2144
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика