Крымско-татарский фактор дестабилизации Узбекистана - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 10.11.2024 |

Крымско-татарский фактор дестабилизации Узбекистана

Нелегальный и нигде не зарегистрированный, самозваный меджлис крымско-татарского народа*, деятельность которого запрещена в РФ, ни на минуту не прекращает подрывной деятельности. Окопавшись после бегства из Крыма в Херсонской области Украины, меджлис регулярно совершает террористические акты на границе с Крымом, формирует там незаконные военные формирования исламистов, отправляет боевиков уничтожать Донбасс.

Но его щупальца тянутся на только в Крым и на Ближний Восток. В последнее время объектом крымско-татарских экстремистов стал и Узбекистан.

Судьба крымско-татарских переселенцев

Татарская община Узбекистана на данный момент составляет 300 тыс. человек, из которых 80-100 тыс. принадлежат к крымским татарам. Это главным образом потомки принудительно выселенного из Крыма в годы Великой Отечественной войны населения.

По состоянию на 1 июня 1944 г. в Узбекистан было переселено 35275 семей крымских татар, или 151604 человека. Об этой человеческой трагедии, наверное, знают все. Согласно постановлению Государственного Комитета Обороны № 5859  «О крымских татарах» от 11 мая 1944 г. власти Узбекской ССР обязаны были принять переселенцев и распределить их по городам и селам для использования на сельскохозяйственных работах и в промышленности. С позиции сегодняшнего дня решение выглядит суровым, но таковы были законы военного времени.

По мере возможности как государственные органы, так и народ республики старались облегчить участь ссыльных, оказать им помощь в обустройстве и трудовой деятельности. Например, упомянутым постановлением на власти УзССР возлагалась обязанность «обеспечить наделение прибывающих спецпереселенцев приусадебными участками и оказать помощь в строительстве домов местными стройматериалами», ежемесячно выдавать переселенцам муку, крупы, овощи. Выдача производилась бесплатно. Узбекистану были перечислены средства на выдачу ссуд на строительство домов и на хозяйственное обзаведение до 5000 рублей на семью с рассрочкой до семи лет. Для строительства домов Главснаблес поставил необходимые пиломатериалы.

Для крымских татар в Узбекистане началась новая жизнь, безусловно, сложная, но народ в целом прижился на узбекской земле. Об этом говорят, например, демографические показатели. По данным переписи населения 1959 г., численность татар в УзССР составляла 444810 человек, в 1970 г. – 573700 человек. Крымские татары расселялись в больших городах – Ташкенте, Самарканде, Бухаре, Фергане. При этом уровень образования крымско-татарской общины превосходил среднеузбекский. Будучи близкими по культуре узбекскому народу, крымские татары обогатили ее новыми именами писателей, художников, поэтов, музыкантов, скульпторов. Зарекомендовали они себя и высококлассными специалистами и учеными. Всей республике известны имена докторов технических наук Тейфука Асанова и Февзи Якубова, доктора химических наук Асана Муртазаева, доктора архитектуры Заремы Ногаевой, архитектора Энвера Асанова, востоковеда-тюрколога, доктора филологических наук Айдера Меметова, историка Гульсум Михалевой.

Узбекистан был в целом гостеприимным краем для переселенцев. С 1957 по 1990 г. здесь выходила республиканская газета на крымско-татарском языке «Ленин байрагы». В 1984-1991 гг. издавался литературно-общественный журнал «Йылдыз», а также две областные газеты «Дустлик» и «Бахористонакъикваты». Радио Ташкента до 1990 г. три раза в неделю вело передачи на крымско-татарском языке. В некоторых средних школах имелись классы для детей крымских татар, где обучение проводилось на родном языке. С 1969 по 1990 г. при филологическом факультете Ташкентского педагогического института было открыто отделение крымско-татарской филологии.   Речь шла даже о предоставлении крымско-татарскому народу автономии, о чем сообщил один из нынешних активистов меджлиса Синавер Кадыров.

А как сейчас?

Согласно Конституции Республики Узбекистан, гражданам крымско-татарской национальности гарантируются равные права с остальными гражданами государства.

На территории страны действуют десятки крымско-татарских общественных организаций, фольклорные коллективы, выходят газеты и телепередачи. В 90-х гг. XX в. в Узбекистане были созданы Татарский общественный центр (Ташкент), татарские национально-культурные объединения (Алмалык, Бухара), татарская редакция телерадиокомпании Узбекистана, татаро-башкирский фольклорный ансамбль «Яшълек», татарский эстрадный театр «Дуслык», самодеятельные ансамбли «Якташ», «Лэйсан», «Безненмирас» (Ташкент), татаро-башкирский фольклорный ансамбль «Шатлык» (Самарканд).

Помогают татарам и их единокровные братья из Татарстана. По словам постоянного представителя Республики Татарстан в Узбекистане Р. Шакирова, «при татарских культурных центрах работают кружки по изучению татарского языка, также на официальном сайте нашего представительства существует раздел по изучению родного языка, ссылки на словари, переводчики, он-лайн курсы подготовки, такие как «Ана-Теле».

В республике широко отмечаются памятные даты татарских поэтов, писателей и деятелей культуры, а традиционный татарский праздник Сабантуй собирает десятки тысяч участников всех национальностей.

Толерантность и отсутствие нарушений прав крымских татар в Узбекистане отмечает и руководитель ташкентской татарской организации «Авдет», однофамилец известного меджлисовского деятеля Нусрет Джемилев: «Что касается взаимоотношений с узбеками, то они весьма толерантно, терпимо и доброжелательно относятся к депортированным: если и были случаи притеснения, то единичные. Власть тоже настроена вполне дружелюбно».

Крымско-татарские специалисты ценятся до сих пор. Как с гордостью признается Н. Джемилев, «крымские татары добросовестно относятся к делу – их с удовольствием принимают на предприятия». Даже отпускать не хотели в Крым, «потому что многие из уезжавших были сильные, грамотные специалисты, многие занимали высокие посты».

За мое ж жито, да меня же бито

Пока сотни тысяч крымских татар мирно трудились и растили детей в Узбекистане, в их рядах действовали экстремисты, подзуживающие соотечественников к возвращению в Крым. Один из них – уголовник с семью судимостями «диссидент» Мустафа Джемилев, долгие годы неизменный глава самозваного меджлиса. Нужно признать, что пока сорванные им с земли крымские татары годами ютились в мазанках, М. Джемилев весьма успешно нажился на операции под кодовым названием «возвращение на Родину». Его внимание к оставшимся в Узбекистане крымским татарам после собственного изгнания из Крыма вполне понятно. Для него количественное пополнение меджлиса – завтрак, обед и ужин.

       

Меджлисовские деятели упорно пытаются посеять межнациональную рознь в Узбекистане и не оставляют попыток фальсифицировать историю, доказывая крымским татарам, что в стране диктат и преследования, и насаждая враждебность по отношению к узбекам и государственной власти. По заявлению М. Джемилева, «в Узбекистане нет политической партии, которая представляет интересы крымских татар – при тоталитарном режиме права коренных народов нарушаются».

В чем же нарушения? Оказывается, «среди крымских татар в Узбекистане нет олигархов. Был один состоятельный человек, но его посадили. Более того, даже крымские татары, у которых был успешный бизнес в Узбекистане в сфере телекоммуникаций, собираются его сворачивать – законы в стране не работают, и в любой момент можно стать жертвой произвола». И в целом «люди боятся даже говорить на политические темы, тюрьмы переполнены гражданскими активистами», а крымские татары живут «даже хуже, чем при советской власти».

Все, что запомнилось «политическому» рецидивисту из его узбекского периода жизни, – это тюрьма, «поганое место с хамским отношением и полным пренебрежением к человеческому достоинству и произволом». Ну что ж, каждый выбирает свои «университеты».

Откровенным передергиванием и враньем Джемилев отравляет мозги татарской молодежи, которой уже почти не у кого спросить об истинном положении вещей. Рассказывая о депортации, экс-глава меджлиса утверждает, что со стороны узбеков «на выходящих из вагонов изнуренных и едва держащихся на ногах людей обрушивался град камней», а переселенцы «боялись попасть в больницу, ибо попавшие туда даже со сравнительно небольшими недугами люди живыми не выходили». И как после этого вранья молодые татары будут относиться к узбекам?

Не отстают и другие меджлисовские функционеры. Как пишет А. Аджимамбетов, «существование наших соотечественников в Узбекистане весьма плачевное. Справедливости ради оговорюсь, что есть среди них такие, кто живет в достатке. Но это единицы. Большинство прозябает в нищете. Настоящие сироты на чужбине». А «историк» Г. Бекирова нагнетает ужасы: «Семью Нинель привезли в Узбекистан, в Наманганскую область, Уч-Курганский район, разместили в каком-то старом сарае, в каждом углу которого жило по семье. Жара стояла невыносимая. Вода быстро протухала, в ней заводились черви. Но пить было больше нечего. Дети бросались и на эту жижу, чтобы хоть как-то утолить жажду. Люди начали болеть, умирали целыми семьями… Нинель запомнилось, что маму увезли в барак, где лежали больные, и она осталась одна. Никто не интересовался ею, никто не кормил. Она ела люцерну и всякие травы, чтоб утолить голод, мучилась после такой еды сильными болями в животе». И якобы никто из односельчан им даже воды не принес? Или не пустил к колодцу? Верится с трудом. На Востоке вода – это святое. Даже преступнику и злодею не откажут в глотке.

Чтобы «защитить» проживающих в Узбекистане крымских татар, якобы страдающих от преследований, состоявшееся 21 июля в Киеве 12-е заседание исполнительного комитета Всемирного конгресса крымских татар    приняло решение отправить туда делегацию для ознакомления с положением крымских татар. Изначальная установка не предполагает объективных оценок. Фактическая цель – оказание давления на Ташкент. В идеале – сбор фактуры для подготовки судебных исков в международные суды для назначения компенсационных выплат со стороны Узбекистана за «ущемление прав» крымских татар. Что это, как не откровенное и наглое вмешательство во внутренние дела Узбекистана?

Охвостье мирового терроризма

Проблема с этими совершенно нелегитимными меджлисовскими «защитниками прав человека» еще и в другом. Меджлис, объявив себя парламентом всего крымско-татарского народа, тесно связан с мировыми террористическими организациями типа «Хизб-ут-Тахрир»*, «Братья-мусульмане»*, «Аль-Каида»* и даже ДАИШ*. По словам крымского общественника Л. Усманова, главным прикрытием ваххабитов и хизбов является Всеукраинская ассоциация общественных организаций «Ар-Раид». Это украинское отделение международной террористической организации «Братья-мусульмане»*.

В Крыму «Ар-Раид» финансирует и поддерживает агентуру меджлиса. Нередко бывает, что «один брат в семье – член «Хизб-ут-Тахрир», другой – ваххабит, а их отец – важный чиновник, состоятельный коммерсант, высокопоставленный работник МВД или СБУ». Л. Усманов вместе со своим коллегой И. Беляловым подготовили российскому президенту письмо, раскрывающее связи меджлиса с мировыми террористическими сетями.

Это же подтверждает и депутат Госдумы РФ Р. Бальбек, заявивший, что «киевская власть окружила себя украинскими националистами и радикалами из меджлиса, тем самым создали все условия для появления в Украине пунктов по вербовке в ряды ИГИЛ*. Эта среда создана при посредничестве радикалов из меджлиса, в частности господина Джемилева».

Впрочем, зачем далеко ходить? Окопавшиеся на границе с Крымом меджлисовские радикалы создают незаконные вооруженные формирования, в которые почти открыто входят представители турецкой террористической организации «Серые волки», а флагом созданного меджлисовцем Л. Ислямовым «Батальона имени Номана Челебиджихана» стало знамя ДАИШ.

Ты их в дверь, они в окно

Не приходится сомневаться, что под видом инспекторов по изучению положения крымских татар в Узбекистане меджлис обязательно направит в страну и своих спонсоров от «Братьев-мусульман» и «Хизб-ут-Тахрир». Как известно, узбекские власти крайне серьезно противодействуют проникновению в страну исламистских эмиссаров. Но смогут ли они эффективно противостоять деятельности подобной публики, если она прибыла от имени Всемирного конгресса крымских татар? Естественно, проникновение в Узбекистан террористов окажет негативное влияние на развитие двусторонних отношений республики со странами региона.

Кроме того, за «правозащитниками» явно торчат уши США и Британии. Так, в 2008 г. при активном участии структур «Аль-Раида» была создана организация под названием «Духовное управление мусульман Украины «Умма». Муфтий ДУМУ «Умма» – активист евромайдана, известный русофоб Саид Исмагилов. Исмагилов, в свою очередь, тесно связан с почетным гражданином штата Оклахома и известным американским грантоедом И. Козловским. Штаб-квартира же «Хизб-ут-Тахрир» находится в Лондоне, несмотря на то что организация признана террористической во многих странах.

Работая в тесной связке, исламисты, меджлис и их западные покровители будут усиливать давление на Узбекистан по двум основным направлениям. С одной стороны, по поводу «нарушения прав крымских татар», с другой – в связи с «сотрудничеством с террористами». И не стоит удивляться такому якобы противоречию. Способы давления «цивилизованного мира» на независимые государства поистине иезуитские. Вначале направить в страну руками ручного меджлиса террористов под видом правозащитников, после чего спекулировать обвинениями в нарушении прав человека и поддержке терроризма. Сирийцы, ливийцы и иракцы могли бы многое об этом рассказать руководству Узбекистана.

В связи с этим стоит крепко подумать, стоит ли пускать в страну подобных «защитников» и позволять им использовать граждан Узбекистана крымско-татарского происхождения в грязных геополитических играх.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
19774
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика