Россельхознадзор в середине сентября сообщил, что не исключает возможного ограничения поставок казахстанской животноводческой продукции в Россию с 1 октября. Связано это с тем, что казахстанская сторона не обеспечивает прослеживаемости поставок своей животноводческой продукции в РФ.
На сегодняшний день эта продукция, как отмечает Россельхознадзор, поставляется в Россию с документами, не позволяющими точно определить место происхождения сырья, а нередко – и место производства самой продукции. Доказать, что она произведена именно в Казахстане, невозможно. В связи с этим Россия может столкнуться с реэкспортом санкционных товаров, а также ложным транзитом такой продукции по своей территории. Все это создает угрозу для здоровья российских граждан, а также общего эпизоотического благополучия (отсутствие на определенной территории заразных и иных болезней животных) страны.
Истоки проблемы российское надзорное ведомство видит в том, что после присоединения Казахстана к ВТО, которое произошло в июле 2015 г., Астана обязалась организовать передачу данных о прослеживаемости своей животноводческой продукции в национальные информационные системы государств ЕАЭС. Такой шаг был необходим для того, чтобы исключить реэкспорт продукции животноводства, находившейся под российскими санкциями. Профильные ведомства двух стран даже согласовали план-график интеграции Единой автоматизированной системы управления агропромышленного комплекса (ЕАСУ АПК) Казахстана и российской системы ФГИС «Ветис». Сроки и этапы реализации плана были скорректированы Россией и Казахстаном по инициативе Россельхознадзора в июле 2017 г. Однако Астаной сроки реализации этого плана без объяснения причин не соблюдаются.
Казахстанская сторона назвала складывающуюся ситуацию недоразумением. «Наша команда специалистов комитета ветконтроля и надзора, IT-команда в составе «Казагромаркетинга», специалисты министерства сейчас вылетели в Москву, проводят взаимные консультации, – заявил 17 сентября на брифинге первый вице-министр сельского хозяйства Казахстана Арман Евниев. – Очевидно, что здесь какое-то недоразумение. То есть все договоренности, все необходимые процедуры нами соблюдаются. Поэтому могу заверить, что до конца текущей недели этот вопрос будет разрешен».
По данным первого вице-министра, с начала года Казахстан поставил на экспорт более 7 тыс. тонн говядины, и большую ее часть – в Россию. Поэтому введение Россельхознадзором ограничений будет для республики крайне чувствительным.
Вообще претензии Россельхознадзора казахстанский Минсельхоз считает безосновательными. По его данным, с начала этого года фактов ввоза казахстанских товаров в Россию по документам, не позволяющих определить место происхождения сырья и готовой продукции, не зафиксировано. Не отмечено и случаев возврата товаров по выданным казахстанской ветеринарной службой сертификатам, а также фактов реэкспорта в Россию санкционных продуктов под видом произведённых в республике (в сопровождении казахстанских ветеринарных сертификатов). При этом попытки провоза санкционных товаров по поддельным документам или вообще без них казахстанский Минсельхоз все же признал, а это говорит о том, что проблема с ввозом такой продукции с территории республики в Россию все же существует.
Необоснованными в Астане считают и претензии Россельхознадзора по интеграции информационных систем. «С 2015 года мы интегрированы с российской ИС «Аргус», куда передаём в режиме oнлайн все выданные казахстанской ветеринарной службой разрешения на ввоз/вывоз/транзит подконтрольной продукции, – утверждает Минсельхоз республики. – В мае 2016 года сотрудникам Россельхознадзора был предоставлен онлайн-доступ к ИС "ЕАСУ" для проверки всех разрешительных документов (от разрешения до ветеринарного сертификата)». В срыве плана интеграции таможенных и ветеринарных информационных систем, по версии Астаны, виноват сам Россельхознадзор, который до сих пор не предоставил информацию по первому пункту плана-графика, тогда как казахстанская сторона предоставила ее в полном объёме. Казахстан же, со своей стороны, уже отправил Россельхознадзору заполненную форму списка полей, необходимых для передачи данных по ветеринарным сертификатам для его согласования.
При этом у казахстанского ведомства, как оказалось, тоже существуют претензии к оформлению ввозимой из России в республику животноводческой продукции. Так, в мае этого года Минсельхоз РК направил Россельхознадзору письмо с просьбой предоставить доступ к информационной системе «Меркурий», позволяющей просматривать выданные в РФ сертификаты. На эту просьбу Россельхознадзор сообщил, что данные в «Меркурии» можно просмотреть при помощи 32-значного кода ветеринарного сертификата товара. Но поступающие в республику товары, как утверждает казахстанская сторона, приходят без таких кодов, в связи с чем проверить их достоверность невозможно. Поскольку же определить происхождение продукции в таких условиях нельзя, Казахстан в случае неисполнения Россией требований также будет вынужден ввести против нее ограничения.
Несмотря на то, что две страны давно уже существуют в реалиях общего таможенного пространства, введение временных ограничений на поставки товаров происходит довольно часто и по самым разным причинам. Так, в декабре прошлого года Россельхознадзор в связи с нарушениями требований о поставках подкарантинной и санкционной продукции заявил о планах введения запрета на ввоз в Россию из Казахстана плодоовощной продукции происхождением из Сербии и Молдовы. В июне этого года казахстанская сторона ввела запрет на поставки курятины с пяти российских предприятий, в продукции которых были обнаружены сальмонелла и вредные бактерии. А 7 августа уже Россельхознадзор выразил обеспокоенность в связи с увеличением числа нарушений Казахстаном требований к маркировке и поставками продукции с недействительными фитосанитарными сертификатами или же вообще без них.
По данным российского ведомства, за июль этого года из Казахстана в сопровождении фитосанитарных сертификатов, выданных Комитетом государственной инспекции в агропромышленном комплексе казахстанского Минсельхоза, поступило около 70 тыс. тонн подкарантинной продукции. При этом меры карантинного фитосанитарного контроля на российско-казахстанской границе позволили выявить 137 случаев (3,7% от числа досмотренных партий) нарушений фитосанитарных требований ЕАЭС и РФ. Кроме того, в последнее время увеличилось число случаев выявления фальсификации страны происхождения подкарантинной продукции.
Судя по информации Россельхознадзора, проблемы с прослеживаемостью происхождения казахстанской животноводческой продукции существуют реально. Но это совершенно не означает, что для разрешения сложившейся ситуации следует непременно начинать торговую войну. 26 сентября глава Россельхознадзора Сергей Данкверт сообщил, что введения тотального запрета на поставки животноводческой продукции из Казахстана пока не планируется, и обе стороны находятся в поиске решения проблемы. При этом сложности с интеграцией российской информационной системы и казахстанской существуют, и их необходимо решать. «Они (казахстанская сторона. – Ред.) среагировали (на планы по запрету поставок. – Ред.) – отметил С. Данкверт, – они поняли, что так дальше продолжаться не может». В этой ситуации российским специалистам, по словам главы Россельхознадзора, предстоит тщательно проверять поставляемую из Казахстана животноводческую продукцию во избежание реэкспорта.
Проблема с реэкспортом санкционной продукции возникла не сегодня. Ее корни лежать во введении Западом против России в 2014 г. экономических санкций и ответных российских антисанкций, присоединиться к которым страны ЕАЭС не пожелали. В условиях единого таможенного пространства блокирование поставок санкционной продукции Россией нередко выливалось во взаимные обвинения и локальные кризисы, которые в случае с Белоруссией были гораздо более острыми, чем с Казахстаном. Но полномасштабного кризиса каждый раз удавалось избегать.
Полностью же проблема нелегального реэкспорта исчезнет только с отменой санкций, введение которых Западом было направлено в том числе и на подрыв ЕАЭС, который изначально рассматривался там как попытка восстановления СССР. Введение членами Евразийского союза взаимных торговых ограничений в этих условиях надо рассматривать лишь как крайнюю и временную меру, направленную на нормализацию ситуации.