Осенняя сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы, на которой рассматривался вопрос об изменении Устава ПАСЕ в части полномочий национальных делегаций, закончилась безрезультатно. Голосование по докладу, который был призван вернуть российской стороне право голоса в ассамблее, перенесено на январь 2019 г. Киевские «делегаты», устроившие в ПАСЕ очередной дебош, празднуют «пэрэмогу», генсек Совета Европы Т. Ягланд угрожает исключить Россию из организации, а сама Москва задумывается о целесообразности пребывания в рядах сторонников двойных стандартов.
Чем чудовищнее ложь, тем охотнее в нее поверят
Нынешний кризис в отношении России и ПАСЕ начался в апреле 2014 г., после государственного неонацистского переворота на Украине. Парламентарии ПАСЕ, чьи правительства оказывали прямое давление на легитимного украинского президента В. Януковича, принуждая его подписать колониальное соглашение об ассоциации с ЕС, и поддерживали майданных путчистов, приняли откровенно лживую резолюцию «Последние события в Украине: угрозы для функционирования демократических институтов».
О чем говорить, если в ней содержится, например, следующий опус: «Не было ни установления ультраправыми контроля над центральным правительством в Киеве, ни непосредственной угрозы для прав русского этнического меньшинства в стране»? В этом, с позволения сказать, документе все перевернуто с ног на голову. Оказывается, это В. Янукович расстрелял т.н. «небесную сотню», а «Верховная рада Украины сыграла важную и конструктивную роль в решении кризиса, когда, объединив усилия и достигнув консенсуса, смогла сменить власть и обеспечить выполнение основных договоренностей 21 февраля 2014 года».
Не поленимся постоять с хронометром. 21 января 2014 г. в 16.00 в присутствии европейских гарантов было подписано соглашение между В. Януковичем и оппозицией, по которому президент обязался в течение 48 часов объявить досрочные президентские выборы и возврат к Конституции Украины 2004 г. Т.е. – до 16.00 23 февраля. Но уже 22 февраля Верховная рада приняла постановление, в котором заявила о «самоустранении неконституционным способом» президента Украины от выполнения конституционных полномочий и назначении внеочередных выборов на 25 мая. А 23 февраля в 12.36, за три с половиной часа до истечения срока договора с В. Януковичем, парламент объявил А. Турчинова и. о. президента. Все эти факты крайне важны для того, чтобы зафиксировать масштабы вранья ПАСЕ.
Тем не менее ассамблея «полностью признает легитимность новых украинских властей и легитимность их решений». А виноватой, естественно, объявлена Россия: «Ассамблея решительно осуждает разрешение Совета Федерации России на применение военной силы в Украине, российскую военную агрессию и последующую аннексию Крыма». Воистину с больной головы на здоровую.
Полностью проигнорировав нормы международного права и элементарный здравый смысл, ПАСЕ лишила российскую делегацию права голоса. Это стало лишь началом санкционного преследования России. Позже российским представителям запретили участвовать в мониторинговой деятельности ассамблеи и в уставных органах ПАСЕ. В ответ Москва прекратила участие в заседаниях, с 2016 г. не подает необходимые для аккредитации своей делегации документы, а с 2017 г. приостановила выплату части взносов в Совет Европы.
Вернуть нельзя исключить
Любовь, как известно, приходит и уходит, а кушать хочется всегда. К официальному Киеву, в котором «фашизма нет», ПАСЕ несколько охладела и штампует гневные резолюции о массовых нарушениях прав национальных меньшинств и политической оппозиции. Но при этом, по меткому выражению первого замглавы международного комитета Совета Федерации В. Джабарова, в ПАСЕ «хотят кофе пить и зарплату получать за счет нашего взноса, а Россию и на порог не пускать».
Очень четко это стало видно во время последней сессии, где, по словам главы комитета Государственной Думы по международным делам Л. Слуцкого, «ход дискуссии по докладу о полномочиях национальных делегаций показал, насколько сильны все еще в Страсбурге деструктивные настроения. ПАСЕ вновь проявила свою слабость и сдала позиции перед натиском антироссийской истерии».
«Победили», как всегда, крикливые младодемократы, единственная «польза» от которых в ассамблее – это регулярный цирк, веселящий желтую прессу и шокирующий добропорядочных западноевропейских депутатов-бюргеров. Компенсации потерянных доходов Совет Европы от них точно не дождется, так что аппетиты явно придется умерить.
Позиция России достаточно жесткая: либо парламентской делегации РФ в полном объеме возвращают полномочия и гарантируют защиту интересов национальных делегаций, либо она может в принципе покинуть СЕ. Как заявил председатель комиссии Совета Федерации РФ по информационной политике А. Пушков, «в ПАСЕ все придумывают возможность каких-то «дополнительных наказаний» для России, если она решит не возвращаться в ПАСЕ в 2019 г. Там никак не могут понять, что наказать Россию уже никак не способны – руки коротки. А Совет Европы будет наказан, если лишится российского участия».
Готов к выходу из Совета Европы и спикер Госдумы В. Володин, отметивший, что «если так дальше пойдет, то, конечно, не исключаем выхода из этой структуры». Альтернативой, по его словам, может стать Совещание спикеров парламентов стран Евразии, а также продолжение двустороннего межпарламентского диалога со странами-членами ПАСЕ.
Россия от расставания с тенденциозной и предвзятой международной структурой явно ничего не потеряет.
Родовая травма Совета Европы
Вопрос о целесообразности членства России в Совете Европы и ПАСЕ далеко не праздный. Совет Европы изначально создавался как антироссийская организация, «гуманитарный НАТО», основной целью которого было оказание давления и осуществление идеологической борьбы с СССР. Идея создания организации принадлежит автору концепции холодной войны У. Черчиллю, который еще в 1943 г. по радио обращался к британцам с предложением о создании Совета Европы, а впоследствии, 19 сентября 1946 г., еще раз призвал к образованию «Соединенных Штатов Европы» и Совета Европы.
Стоит ли удивляться, что уже 14 сентября 1953 г. ПАСЕ обвинила СССР в развязывании холодной войны. Цитируем: «Большая часть мира в последние годы жила в страхе перед третьей мировой войной. Советское отношение к Берлину и Корее; его агрессивное отношение в Организации Объединенных Наций; его очевидное отсутствие доброжелательности в поиске разумного решения австрийских и немецких проблем и его тонко замаскированное вмешательство во внутренние дела многих стран способствовало созданию атмосферы «холодной войны». Это не Черчилль, оказывается, в знаменитой фултоновской речи предложил начать против СССР холодную войну, а Россия. В точности, как и в случае с Украиной. Это не Запад организовал и осуществил неофашистский переворот на Украине, а Россия применила «неспровоцированную военную агрессию».
Если проследить всю историю резолюций ПАСЕ в отношении СССР и России, можно увидеть лишь бесконечные обвинения в нарушении прав евреев, немцев, татар, диссидентов, венгров, чехов, афганцев, да хоть велосипедистов. Главное – обвинять.
Если вы думаете, что ситуация изменилась после установления «демократии», вы глубоко ошибаетесь. Как леопард не может избавиться от своих пятен, так и ПАСЕ никогда не сможет избавиться от родовой травмы русофобии. После втягивания в ПАСЕ России она сразу же превратилась в объект травли со стороны западных стран и «великих держав» бывшего Советского Союза. В Совете Европы Россия виновата во всем и всегда: в т. н. голодоморе на Украине, в массовых депортациях нацистских коллаборационистов в прибалтийских республиках, в преступлениях «тоталитарных» коммунистических режимов. И т. д., и т. п.
Что русскому хорошо, то немцу – смерть. Решив, что обратная закономерность тоже должна работать, ПАСЕ принялась, используя свой исторический опыт принятия документов, направленных на развал СССР, штамповать резолюции и доклады о деле ЮКОСа, «преследованиях» членов тоталитарной секты «Свидетели Иеговы», «Пусси Райот» и «болотного протеста».
В 2000 году ПАСЕ уже лишала российскую делегацию права голоса, приняв ряд резолюций «О конфликте в Чечне», где среди прочего требовала прекратить «насилие» и «немедленно без каких-либо предварительных условий начать политический диалог с избранными чеченскими властями». При этом в архивах ПАСЕ вы не найдете ни единого документа, требующего защитить права пострадавших от терактов в Буденновске, Беслане, Москве и Новороссийске, ни единого слова в поддержку России.
Совершенно не нова и наглость ПАСЕ по украинскому вопросу. В 2008 г. ассамблея уже требовала от России отвода войск и отказа от признания независимости Абхазии и Южной Осетии. Тогда геноцида югоосетинского народа «защитники прав человека» тоже «не заметили».
Маленький остров забытых людей
Совет Европы и его Парламентская ассамблея явно переоценивают свою значимость. По сравнению с другими международными форумами они имеют весьма ограниченное представительство и вопиющий дисбаланс. Подавляющее большинство членов ПАСЕ входят в военный блок НАТО и Европейский союз, а оставшиеся государства, за исключением разве что Азербайджана и Армении, стремятся присоединиться к «евроатлантическому сообществу». Огромная евразийская Россия, простирающаяся от Калининграда до Курильских островов, является в Совете Европы инородным телом.
Состав ПАСЕ определяет и направленность его деятельности. По сути, в этой организации вообще нет необходимости, т. к. ее правозащитные документы копируют основные конвенции ООН, стороной которых является и Россия. Единственной «изюминкой» ПАСЕ можно считать лишь последние веяния европейской моды в виде резолюций о запрете слов «мать» и «отец», об обеспечении «прав» сексуальных меньшинств на проведение гей-парадов и о разработке норм сексуального воспитания младших школьников. Нужны ли России такие «европейские ценности», вопрос риторический.
Как справедливо считает председатель Совета Федерации РФ В. Матвиенко, «ПАСЕ все больше и больше превращается в маргинальную организацию, ни на что не влияющую, не реагирующую и не откликающуюся, что называется, на злобу дня». Где системные решения по поводу массовых нарушений прав русскоязычного населения в странах Прибалтики? Резолюций ПАСЕ приняла десятки, но почему-то не вводит санкции и не лишает слова в ассамблее делегации «трибалтийских вымиратов». Где реакция на применение кассетных бомб и фосфорных боеприпасов против мирного населения Донбасса украинскими военными преступниками? Где резолюции об обстрелах Цхинвала из РСЗО в 2008 г.? Где, наконец, жесткое осуждение сотрудничества военных из стран НАТО с международными террористами в Сирии?
Манера поведения и задачи ПАСЕ не изменились с 1949 г. Это – орудие холодной войны Запада против России и спекулянт на вопросе «прав человека» для продвижения геополитических интересов НАТО и ЕС. Никакого отношения ни к правам, ни к человеку это средство шантажа не имеет. По мнению директора аналитического центра «Стратег-PRO» А. Ведруссова, «с учетом перестройки международной архитектуры, и экономической, и в сфере безопасности, и в сфере торговли, и во всех остальных сферах, ПАСЕ – это все-таки вчерашний день».
Трансформация мира в сторону многополярности ставит на повестку дня реформирование системы международных организаций. Подконтрольные Западу структуры времен холодной войны, которые используются исключительно в качестве инструмента давления на мировое сообщество, должны быть заменены новой системой международного сотрудничества, более соответствующей нынешней картине мирового развития. Например, гораздо актуальнее Совета Европы в данный момент был бы Совет Евразии, включающий в себя, помимо нынешних участников СЕ, новых мировых лидеров и крупных международных игроков в лице Китая, Индии, Ирана, Пакистана и других стран евразийского континента. А повышение авторитета России в мире позволяет нашей стране не держаться за отжившие свое западные организации, а начать формировать новую систему международных отношений.