Как сохранить национальную культуру в условиях глобализации - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 20.09.2024 |

Как сохранить национальную культуру в условиях глобализации

На постсоветском пространстве отмечается повышенный интерес к истории как со стороны населения, так и государства. Как евразийские партнеры могли бы помочь друг другу в данной сфере, обсудили казахстанские и российские эксперты.

В странах Евразии возросло количество музеев, улучшилась их техническая оснащенность и досуговая инфраструктура, констатировали участники заседания «Музейный мир и диалог культур: современные тенденции сотрудничества», организованного в Алматы экспертными клубами «Мир Евразии» (Казахстан) и «Сибирь-Евразия» (Россия). В пустовавшие в 90-е годы музеи сейчас выстраиваются очереди, заметен бум и в музейной архитектуре.

Один из самых ярких примеров – Национальный музей Республики Казахстан в Астане. Здание площадью 74 тыс. кв. метров из семи блоков с переменной этажностью, отличающееся необычной внешней формой, построено на века. Подобное музейное строительство означает повышение статуса и государственной значимости данной институции, подчеркнули эксперты.

«Россия и Казахстан сталкиваются с общими темами и проблемами формирования культурной и общественно-политической идентичности. В этом смысле история, ее нарративы, места памяти играют фундаментальную роль, – отметил заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Сибирского института управления – филиала РАНХиГС при президенте РФ Дмитрий Березняков. – Сейчас в полноценную взрослую жизнь входят поколения, которые социализировались, во-первых, уже в постсоветской среде, а во-вторых, в совершенно другой коммуникативной и медийной культуре. Важно, как музеи адаптируются к этой специфической ситуации, поскольку это влияет на формирование культурных стереотипов и исторической памяти новых, уже постсоветских, поколений. Это долгосрочная, иногда невидимая, но большая работа на будущее. Поэтому наши музеи являются своего рода адаптерами политики памяти государств».

Казахстанская общественность широко обсуждает и активно комментирует статью президента Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи». Показательно, что среди шести проектов, предложенных казахстанским лидером как продолжение программы «Рухани Жангыру», есть проект музея древнего искусства и технологий Великой степи «Ұлы дала». Другие проекты – «Архив-2025», парк-энциклопедия «Великие имена Великой степи», «Тюркская цивилизация: от истоков к современности», «Антология степного фольклора» и специальный цикл фильмов и сериалов – в той или иной степени связаны с музейным делом. Этот пример демонстрирует, какое значение придается вопросам сохранения национальной культуры в Казахстане.

На постсоветском пространстве также стали появляться корпоративные, частные музеи. Открываются музеи при крупных предприятиях, в ряде случаев их деятельность становится успешным бизнесом, приносящим доход. Музеи также создают новые возможности для экономического развития на местном, региональном и национальном уровнях, обеспечивая доход и новые рабочие места.

Известны в мире и новые уникальные постсоветские музейные институции. Это, например, «Ельцин центр» в Екатеринбурге, позиционирующий себя как музей свободы, созданный с целью изучения и развития института президентства в Российской Федерации. Популяризации музеев в России поспособствовало и всероссийское народное онлайн-голосование «Мой любимый музей-2018», прошедшее в ноябре на портале «Культура.РФ».

Активизировалось и взаимодействие между музеями стран постсоветского пространства. В частности, музеи стран СНГ присоединяются к работе над проектом «Территории Победы». Он инициирован Музеем Победы в Москве и направлен на создание единого музейного пространства в военно-исторической сфере. Посыл проекта в том, что наши страны объединяет единая память, а музеи являются ее хранителями.

Руководитель центра культурно-образовательной работы Центрального государственного музея РК Анна Кущенко рассказала о том, что музеи ищут новые форматы подачи информации для привлечения людей, в том числе за счет обмена опытом с зарубежными коллегами: «У нас немало совместных проектов с Россией. Кроме того, мы активно сотрудничаем с музеями Китая, Кореи, Японии. Музей постоянно обновляется. Каждый год делаем до 40 выставок. За последние 7 лет мы разработали исторические квесты по залам, где взрослые и дети могут поискать, например, исторические клады, рассмотреть, изучить старинные монеты. Каждый год проводим фестивали. С 2006 года проводим «Ночь в музее». Сейчас есть мысль организовать ночные ярмарки».

Взаимодействие между евразийскими партнерами в сфере музейного дела обусловлено общей историей, которая не ограничивается советским периодом, а уходит вглубь веков, отметил директор Новосибирского государственного краеведческого музея, член президиума Союза музеев России Андрей Шаповалов. Например, невозможно рассказать об истории Сибири без упоминания кочевников, которые когда-то населяли эти земли. «Совершенно логично, что этнографических кочевников XIX– начала XX века мы показываем, как казахов. Четвертый по количеству населения этнос Новосибирской области – это казахи», – рассказал директор музея. По его мнению, Казахстану и России необходимо активнее обмениваться выставками, учиться друг у друга.

Но, несмотря на общую таможенную зону, на границе могут возникать проблемы, пояснил Шаповалов: «Прямо сейчас в одном из залов нашего музея проходит выставка из Павлодара. Это первая на моей по крайней мере, 10-летней памяти выставка из Казахстана в стенах нашего музея. Выставка очень простая, хотя Павлодарский областной историко-краеведческий музей имени Г.Н. Потанина считается очень хорошим и мог бы привезти больше. Но есть проблема. Как известно, материально-культурные ценности тяжело преодолевают границы. Музейщики сделали ловкий ход: они не привезли ни одной музейной вещи, которая стоит у них на фонде. Зато привезли работы художников, копильные вещи. И выставка получилась хорошей. И для меня их опыт – это совершенно потрясающий пример, не думал, что таким простым способом можно избежать таможенных проблем. Мы взяли на заметку данный рецепт».

О тесных исторических связях Казахстана и России говорил и директор Томского областного краеведческого музея им. М.Б. Шатилова Станислав Перехожев.  «С одной стороны, это, к сожалению, в основном трагические события, которые происходили в первой половине XX века. Те же переселенцы, которые были сосланы сначала в Казахстан, затем в Сибирь. Мы сотрудничаем с музейно-мемориальным комплексом жертв политических репрессий и тоталитаризма «АЛЖИР», где находился печально известный Акмолинский лагерь жен изменников родины. Вторая часть, на которую мы должны сейчас больше обращать внимание, – это молодежь, поскольку Томск – студенческий город. Самое большое количество зарубежных студентов, которые учатся в Томске, это казахстанцы, их примерно 80 процентов. Наша задача, чтобы студенты, которые вернутся в Казахстан, были своего рода послами доброй воли от Томской области», – рассказал С. Перехожев.

Главный редактор информационно-аналитического центра Caspian Bridge, политолог Замир Каражанов напомнил, что появление первого музея Казахстана в 1831 году в Оренбурге связано с энтузиастами – историческими обществами, которые интересовались прошлым кочевого народа. «Это на самом деле были общества, поскольку в их составе не всегда находились профессиональные историки или археологи. Были и люди, для которых история, этнология стали серьезным увлечением. Они собирали артефакты, записывали рассказы людей, проводили систематизацию и выступали с докладами. Благодаря их труду и увлечению впоследствии формировались музейные фонды. А если вернуться к нашему времени, то на развитие музейного дела влияет, прежде всего, развитие туризма. Опыт других стран показывает, что музеи – это не только познавательно, но и выгодно. К примеру, в Турции в прошлом году музеи заработали 50 млн. долларов, а всего их посетило 20 млн. человек. Казахстан и Россия пока не могут похвастаться таким потоком иностранных граждан. В данном случае символично, что в последнее время и в России, и в Казахстане стали делать акцент на развитии местного туризма, способного оказывать мультипликативный эффект на другие сферы экономики», – заметил З. Каражанов.

Туристическая привлекательность любого города на 40-50% зависит от музеев, убежден член Общественного совета города Алматы, политолог Марат Шибутов. По его словам, в южной столице Казахстана скоро могут открыться новые музеи. «В общественном совете написали письмо-прошение с тем, чтобы в городе открыть еще 8 музеев. Сейчас их 16, плюс недавно был открыт музей яблок. На такой большой город, как Алматы, это очень мало. Особенно учитывая тот факт, что большинство из них в выходные не работают. У нас нет того понимания, что музей – это основа для культурной индустрии. Пока у нас музеи воспринимаются как идеологическая нагрузка, место, куда отправляют школьников, студентов. Но сейчас надеемся, что с изменениями в городе поменяется и данная ситуация», – резюмировал М. Шибутов.

___________________________

Фото К. Конуспаева

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
22278
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика