Президент США 20 октября с.г. объявил, что его страна намерена выйти из договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). Этот шаг Д. Трамп обосновал нарушениями договора, которые якобы допускает Россия.
Речь идет о договоре, подписанном США и СССР в 1987 г. В соответствии с ним стороны обязались не производить, не испытывать и не развёртывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней (1-5,5 тыс. км) и меньшей (500-1000 км) дальности. Имевшиеся в распоряжении сторон пусковые установки и носители с упомянутым радиусом действия подлежали уничтожению. Запрет касался только ракет наземного базирования, на развёртывание крылатых ракет морского и воздушного базирования того же диапазона дальности ограничения не накладывались.
В результате были ликвидированы пять типов советских ракет общей численностью 1752 единицы – баллистические ракеты средней дальности (БРСД) «Пионер», Р-12, Р-14 (по западной классификации SS-20, SS-4 и SS-5), крылатые ракеты наземного базирования (КРНБ) РК-55 (SSC-Х-4 Slingshot), а также баллистические ракеты меньшей дальности (БРМД) – ОТР-22 (SS-12M Scaleboord) и ОТР-23 «Ока» (S-23 Spider). США ликвидировали три типа ракет общей численностью 859 единиц – БРСД Pershing-2, КРНБ BGM-109G, а также БРМД Pershing-1A. Договор был выполнен менее чем за пять лет – к 1991 г.
Два десятка лет все было спокойно, но затем все чаще в Вашингтоне стало звучать ворчание по поводу неких нарушений со стороны России. Ничего внятного американцы предъявить не смогли, но со временем решили, очевидно, что количество пусть и пустых претензий должно перерасти в качество. То есть в решение самим отказаться от исполнения договора для наращивания собственного стратегического потенциала. Не далее как 2 февраля текущего года в «Обзоре ядерной политики США» потребность Пентагона в новых ядерных вооружениях пониженной мощности (в первую очередь крылатых ракет морского базирования в ядерном оснащении) обоснована «российскими нарушениями» ДРСМД.
В начале декабря на встрече министров обороны НАТО прозвучало, наконец, конкретное обвинение в адрес России: нарушением договора РСМД с её стороны, по мнению альянса, является разработка ракеты 9М729. Её параметры, мол, выходят за рамки ограничений, наложенных договором, в 500 км. По западной классификации этой ракете присвоен индекс SSC-X-8, её еще упоминают в СМИ как сухопутный вариант крылатой ракеты морского базирования «Калибр-НК».
Сформулировать обвинение американцы были вынуждены по неоднократному настоянию российской стороны. Как образно заметил глава МИД РФ Сергей Лавров, «из них буквально клещами пришлось вытягивать любую информацию, которая позволила бы нам понять, о чем они говорят и что имеют в виду. В итоге они назвали конкретную ракету – 9М729 и стали утверждать, что она была испытана в такие-то дни на таком-то полигоне на дальность, запрещенную договором».
Озвучивший обвинение госсекретарь США Майкл Помпео тут же предъявил нашей стране ультиматум: если Россия за 60 дней не откажется от ракеты либо не модифицирует её, то Вашингтон будет считать себя свободным от обязательств. «Посмотрим, что произойдет за эти 60 дней», – глубокомысленно заметил госсекретарь.
Ответ на эти обвинения незамедлительно дала официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. Обвинения со стороны США в том, что поступающая на вооружение России крылатая ракета 9М729 имеет дальность полета, не соответствующую требованиям ДРСМД, бездоказательны, заявила она. «Названное американцами ракетное средство, а именно крылатая ракета наземного базирования с индексом 9М729, полностью отвечает требованиям договора», – подчеркнула М. Захарова. Указанная крылатая ракета не разрабатывалась и не испытывалась на запрещенную по ДРСМД дальность, ее развертывание осуществляется в строгом соответствии с российскими и международными обязательствами. «Мы призываем США перестать спекулировать на теме так называемых российских нарушений и конструктивно включиться в диалог по урегулированию известных российских претензий к соблюдению договора самими Соединенными Штатами Америки», – призвала она.
Но вместо возвращения к деполитизированному и профессиональному диалогу по существу накопившихся проблем с целью их урегулирования США продолжают вести контрпродуктивную линию на огульное обвинение российской стороны. Характерно, что на совещании в НАТО, в официозных СМИ обвинения звучат, а вот по дипломатическим каналам никаких претензий не предъявлено. Министр иностранных дел России Сергей Лавров вчера на пресс-конференции в Милане по итогам заседания совета министров иностранных дел стран ОБСЕ подтвердил, что Москва не получала от США документов, подтверждающих нарушения ДРСМД.
«Сейчас, когда министры иностранных дел НАТО поддержали позицию США, была информация о том, что они это сделали после того, как Вашингтон ознакомил их с некими неопровержимыми документами, подтверждающими, что нарушение договора состоялось. Если это так, то мы от американцев таких документов не получали», – отметил он.
Безоглядная поддержка Вашингтона его европейскими союзниками в этом вопросе неконструктивна. «Если европейские министры обеспокоены судьбой этого договора, то они должны воздействовать на своего союзника США и убедить его сесть за стол переговоров и начать разговаривать предметно, а не голословно обвинять нас через океан. Мы предложили обсудить вопрос о прошедших испытаниях нашей ракеты в рамках Совета Россия-НАТО. Однако это предложение не понравилось нашим европейским коллегам», – отметил С. Лавров.
Возникает естественный вопрос, не пытаются ли США, раскручивая тему «российских нарушений», просто развязать себе руки в развертывании соответствующих ракетных систем? Собственно, этот вопрос давно стал риторическим. На своих базах в Девеселу (Румыния) и Редзиково (Польша) они разместили в числе прочей инфраструктуры ПРО пусковые установки противоракет Mk.41, в которых ракеты-перехватчики можно в считаные часы заменить на крылатые ракеты «Томагавк» дальностью полета почти до 2,5 тыс. км. Американцам эти установки надо «легализовать», для чего и предпринимаются обвинения в адрес России в качестве предлога для отказа от ДРМСД.
Некоторые эксперты высказывают также предположения, что США хотят развязать себе руки не только на Западе, но и на Востоке. Крылатые или баллистические ракеты наземного базирования им нужны для отражения возможных ударов по их союзникам – Японии, Южной Кореи и Тайваня со стороны Китая, который в производстве таких ракет никакими договорами не ограничен.
Российская Федерация постоянно подчеркивает, что рассматривает ДРМСД как один из краеугольных камней общей системы международной безопасности и стратегической стабильности и будет всеми силами добиваться сохранения его в действии. Но поступаться своей безопасностью при этом она не собирается.
Отвечая 5 декабря на вопросы журналистов, президент России Владимир Путин заявил, что российская сторона выступает против расторжения ДРСМД, однако будет вынуждена ответить, если США выйдут из него.
Комментируя заявление госсекретаря США том, что США выйдут из договора через 60 дней, глава Российского государства обратил всеобщее внимание на то, что «заявление господина Помпео несколько запоздало: сначала все-таки американская сторона заявила, что она намерена выйти из договора о ракетах средней и меньшей дальности, а потом начали искать обоснования, почему они должны это сделать».
Аргументы, которые приводятся, отметил В. Путин, в принципе понятны: только Россия и только Соединённые Штаты не производят оружия подобного рода. Это, действительно, так. Многие другие страны, не менее десятка, такое оружие производят, а Россия и США в двустороннем порядке сами себя ограничили. Теперь, видимо, американцы считают, что ситуация поменялась настолько, что и США должны иметь такое оружие.
«Какой ответ с нашей стороны? Простой: мы тогда тоже будем это делать», – резюмировал российский президент.