В Армении 9 декабря прошли первые в истории страны внеочередные парламентские выборы, которые де-факто легитимизировали итоги смены власти в стране в апреле – мае с.г. Правительство парламентского меньшинства Никола Пашиняна форсировало проведение парламентских выборов, видимо, опасаясь, что весной 2019-го вероятность его убедительной победы может понизиться.
Напомним, за места в парламенте боролись два блока и девять партий: блок «Мой шаг» и.о. премьер-министра Н. Пашиняна, правившая до мая этого года Республиканская партия Армении (РПА), партии «Процветающая Армения» (ППА), «Светлая Армения», «Сасна црер», АРФ Дашнакцутюн, «Оринац еркир», «Решение гражданина», «Национальный прогресс», «Христианско-народное возрождение» и блок «Мы». Для прохождения в парламент политическим партиям необходимо было преодолеть 5-процентный барьер, а блокам – 7-процентный.
Отметим особо: Конституция гарантирует присутствие в представительном органе минимум трех партий или блоков: если необходимый барьер преодолеют только две политические силы, то занявшая третье место политическая сила вне зависимости от результата также получает мандаты.
Агиткампания заняла всего календарных 12 дней, и ее пик пришёлся на 5 декабря, когда вся страна прильнула к телеэкранам для того, чтобы посмотреть теледебаты между «первыми номерами» всех 11 пропорциональных списков. Острая полемика в течение более чем трёх часов стала предметом бурного обсуждения. Освещали выборы журналисты 70 местных и 32 иностранных СМИ, в том числе из России. За голосованием следили наблюдатели от восьми международных организаций и 22 местных. В частности, миссия от Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ состояла из более чем 250 наблюдателей, еще свыше 80 человек входили в миссию наблюдателей СНГ.
Лидер блока «Мой шаг» Пашинян изначально обещал провести «образцовые выборы». Как видится, таковых всё же не получилось, да и не могло получиться после почти 20 лет фальсификаций. Отметим, что последние общенациональные выборы, признанные общественным мнением, датируются маем 1999 года. Одна из причин указана в промежуточном докладе БДИПЧ/ОБСЕ, где выражена обеспокоенность ходом кампании. Некоторые собеседники в беседе с наблюдателями выразили обеспокоенность по поводу возможного злоупотребления государственным и административным ресурсами, давления на избирателей, особенно в сельской местности. Выражалась озабоченность по поводу нетерпимости и провокационной риторики, особенно в социальных сетях.
Избирательная структура блока «Мой шаг» полностью копировала подходы РПА в тот период, когда эта партия была правящей. В частности, штаб блока возглавлял и.о. главы министерства территориального управления и развития Сурен Папикян. Отметим, что такую же должность на предыдущих выборах занимал главный руководитель фальсификаций в пользу республиканцев, а впоследствии премьер-министр Овик Абрамян (2014-2016 гг.). В ответ на критику Н. Пашинян взял отпуск с тем, чтобы избежать новых обвинений в использовании административного ресурса.
Следует отметить, что ряд СМИ во главе с «Радио Азатутюн»/ «Радио Свобода» откровенно поддерживали «Мой шаг», «Светлую Армению» и «Сасна црер». Если бы они заранее, до начала предвыборной кампании, заявили о своей политико-информационной поддержке тех или иных участников предвыборной кампании, то к ним не было бы никаких претензий. Но они не сделали этого, видимо, полагая, что их откровенные симпатии останутся «незаметными».
Самым настоящим скандалом стало посещение представителем Главного управления уголовного розыска полиции редакции интернет-портала «Новости Армении – NEWS.am». Он потребовал представить доказательства, подтверждающие содержание публикаций, связанных с заявлениями представителей РПА. В то же время Общественное радио и телевидение проявили во время освещения всего хода предвыборной кампании непредвзятость, сбалансированность и профессионализм.
Еще одна проблема Пашиняна – его прямой публичный конфликт с бывшим главой Службы национальной безопасности Армении (1994-1995 гг.) Давидом Шахназаряном, который, будучи беспартийным, шёл на выборы третьим номером по пропорциональному списку РПА. Во время всей избирательной кампании Шахназарян выступал с очень жесткой критикой политики Пашиняна в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта, его внешнюю политику и подходы в сфере безопасности. В частности, он обвинил Пашиняна в том, что тот готовит «сдачу» Карабаха по формуле «в обмен на власть». Многие в Ереване полагают, что это острое противостояние будет иметь продолжение и после выборов.
Явка избирателей, согласно предварительным данным, составила 48,63% от общего числа. Для сравнения: на апрельских парламентских выборах 2017 года явка составила 60,93%, т.е. на нынешних внеочередных выборах проголосовало приблизительно на 315 тысяч избирателей меньше, чем на предыдущих. Как ни парадоксально, именно этот индикатор (формально низкая явка) подтверждает, что выборы были честными, т.к. армянскими экспертами всегда высказывалось мнение в том, что реальная активность избирателей с учетом «раздутости» избирательных списков не может быть в пределах 60%, и в реальности на выборах голосуют менее 1,5 млн. человек.
Несмотря на вышеупомянутые факты использования административного ресурса со стороны блока «Мой шаг», на этот раз отсутствовал подкуп избирателей, равно как и их подвоз на арендованном автотранспорте к избирательным участкам. Не было также «каруселей» и манипуляций со списками избирателей и «мёртвыми душами».
Согласно итоговым результатам избирательный блок «Мой шаг» во главе с Н. Пашиняном получил 70,43% (884456) голосов избирателей, а вместе с ним и 2/3 мандатов в будущем составе парламента. В новом парламенте будет 132 депутата, т.е. «Мой шаг» получит 88 депутатских мест, четыре из которых займут представители национальных меньшинств (ассириец, езид, курд и русский).
Еще две прошедшие в парламент партии – «Процветающая Армения» и «Светлая Армения» - набрали соответственно 8,27% и 6,37% голосов избирателей. Они разделят между собой оставшиеся места, т.е. соответственно 26 и 18 мандатов. Обе эти партии, видимо, будут играть роль конструктивной, если не сказать карманной, оппозиции. Реальной и жесткой парламентской оппозицией могли бы стать республиканцы, но они не смогли преодолеть избирательный барьер, набрав 4,7% голосов. Как сейчас не вспомнить, что если бы они в октябре поддержали своими голосами проект нового/обновленного «Избирательного кодекса», то сейчас получили бы депутатские мандаты, т.к. набрали более 4% голосов.
Столь высокий уровень отрыва блока «Мой шаг» от остальных участников выборов, по нашей оценке, объясняется двумя основными факторами:
– желанием воспрепятствовать возвращению к штурвалу управления страной РПА (и шире – бывшей «партии власти»);
– ожиданием большинством граждан «чуда» в улучшении социально-экономического положении.
Здесь надо отметить, что Пашинян никогда не обещал этого ни для страны в целом, ни для каждой семьи в отдельности. Однако общественное восприятие лидера зачастую не соответствует как реальной действительности, так и его возможностям, что уже бывало в новейшей истории страны. Большинство избирателей, отдавших голоса блоку «Мой шаг», вряд ли вспомнят о том, что говорилось его лидером на площади Республики весной или во время предвыборной кампании, поэтому завышенные общественные ожидания могут сыграть с лидером «бархатной революции» злую шутку.
Особо отметим: армянские избиратели сказали жёсткое «нет» радикальной партии «Сасна црер» («Неистовые сасунцы»), выступавшей с жесткой антироссийской риторикой, она получила всего 1,82%.
По итогам уверенной победы блока «Мой шаг» отметим, что до конца текущего года парламент нового созыва соберется и сформирует свои рабочие органы. Не исключено, что будет избран и премьер-министр, которым почти наверняка вновь станет лидер «бархатной революции» Никол Пашинян. Формирование правительства и представление его программы приходится на январь, и будет интересно взглянуть на неё: ведь избиратели, проголосовавшие за блок «Мой шаг», простили ему отсутствие внятной экономической программы.
Запись по экономической тематике вице-премьера Тиграна Авиняна на его странице в Facebook не содержала ни одной цифры, представляя собой набор благих пожеланий (от снижения налогов до повышения уровня занятости). Не было там самого важного – механизмов экономических преобразований и даже представления о том, какими они могли бы быть. Правительство не сформулировало, как намерено создавать новые рабочие места, каковы приоритеты, которые связаны с новыми технологиями. Блок «Мой шаг» не представил своего видения преодоления проблемы низкой доступности финансовых средств. Звучат лишь общие формулировки, на основании которых пока вряд ли можно делать какие-то устойчивые предположения.
В этой связи заметим активное использование в ходе избирательной кампании тезиса о предстоящей «экономической революции». По мнению некоторых экономистов, это может сослужить плохую службу, так как поствыборная реальность может оказаться совершенно иной. Таким образом, у блока «Мой шаг» нет представленной экономической программы. Остаётся предположить, что этот пробел, как и отсутствие подходов к решению актуальных внешнеполитических вызовов, будет исправлен в процессе представления программы нового правительства и его эффективной (хотелось бы надеяться) деятельности.