Цель – сохранение антироссийской внешней политики
2018 год неожиданно стал в Литве годом забастовок и митингов. Конечно, их масштаб далек от масштаба недовольства, например, во Франции, но для столь небольшой страны и этот довольно камерный масштаб оказался весьма чувствителен и едва не привел к политическому кризису. Ведь литовцы почти 15 лет спасались от бедности и нищеты единственным способом – массово и молча уезжали из страны. И сейчас выступают с протестом только врачи, артисты, учителя, которые сумели организоваться в профсоюзы и избрать энергичных лидеров.
Учительская забастовка, пусть и не всеобщая (из почти 2 тыс. учебных заведений забастовку поддержали около 100 школ), получила большой резонанс и одновременно высветила главную проблему страны. Учителя потребовали внести в бюджет будущего года дополнительные 300 млн. евро. Правительство в лице премьера Саулюса Сквернялиса заявило, что найти для бюджета дополнительно такую сумму нереально.
Действительно, бюджет 2019 года и так получился дефицитным. Запланированная доходная часть составляет 10,59 млрд. евро, включая средства финансовой помощи из Евросоюза и других международных организаций – 1,92 млрд. евро. При этом запланированные расходы составляют 11,71 млрд. евро. Источники средств, которыми планируется покрыть дефицит в 1,12 млрд., остаются весьма туманными, поскольку основную сумму правительство надеется вытащить из теневой экономики.
Большинство экспертов считает, что бюджет 2019 года – самый социально ориентированный бюджет за все годы независимости. Почему же тогда такой резонанс получила забастовка части учителей? Главная причина заключается в том, что на забастовку учителей, как и весеннюю забастовку врачей, вдруг обратили свое сострадательное внимание самые ярые поборники политики «затягивания поясов» – ныне оппозиционная правая системная партия «Союз Отечества» – Христианские демократы Литвы (так называемые консерваторы) и президент Даля Грибаускайте.
Именно эта партия и президент являются главными инициаторами увеличения оборонного бюджета и т.н. энергетической независимости страны. Уже в госбюджете будущего года расходы на оборону превышают требуемые НАТО 2% ВВП. На армию зарезервировано более 948 млн. евро, что почти сопоставимо с бюджетным дефицитом. При этом, по словам Грибаускайте, в случае ухудшения ситуации в сфере нацбезопасности расходы на нее могут быть увеличены.
А во что обходится Литве т.н. энергетическая безопасность – тайна, спрятанная еще глубже, чем расходы на армию.
Всякие попытки противопоставлять оборонные и социальные нужды в стране пресекаются на корню. Президент считает, что «те партии, которые пытаются противопоставить оборону социальным нуждам государства, ведут себя некрасиво и безответственно». За подобные противопоставления в Литве запросто можно попасть и в «агенты Кремля», навсегда попрощавшись с политической карьерой.
Вряд ли можно подозревать учителей, врачей, а тем более рядовых работников частного сектора в том, что они требуют что-то сверх меры. Вызывает некоторое сочувствие и премьер С. Сквернялис, который, взывая к совести учителей, вопрошает: «У кого отнять, чтобы добавить вам?»
Но внезапная социальная озабоченность консерваторов и президента, публично утверждающих, что деньги для немедленного удовлетворения требований учителей и работников других сфер общественного сектора в бюджете есть, надо лишь их правильно распределить, ничем другим, кроме как предвыборным популизмом, не является. В 2019 году в Литве будут избирать президента, советы самоуправлений и депутатов Европарламента. Для сохранения нынешнего русофобского курса внешней политики литовским элитам крайне важно избрание такого президента, который не захочет или не посмеет от него уклониться.
Вот во имя этой задачи политики, которые системно призывают в Литву вооруженные силы НАТО и США и больше других ратуют за энергетическую независимость страны, готовы предстать защитниками отдельных групп трудящихся даже ценой отказа от утверждения уже сверстанного бюджета нового года. Впрочем, легко быть популистом, когда любимые детища – две стратегические сферы (военный бюджет и энергетическая безопасность), которые более всего истощают страну, полностью выведены из-под любой критики.
И самое обидное – нет никакой надежды когда-либо решить поставленные перед этими сферами задачи, потому что вряд ли Литва сможет повысить свою обороноспособность до уровня, необходимого для противостояния России. И вряд ли государство, не имеющее собственных энергетических ресурсов, когда-либо обретет энергетическую независимость в прямом смысле этого слова.
Ломать – не строить
У правящих в Литве – своеобразное понимание независимости. Под ней подразумевается независимость исключительно от России. Литовские власти уже счастливо обрели ее в газовой сфере, приобретя дорогущий и совершенно нерентабельный терминал СПГ с красноречивым названием Independence ("Независимость"). На очереди – обретение независимости от ненавистной России в сфере поставок электроэнергии.
Превратившись в одночасье в начале 2010 года, после полной остановки советской Игналинской АЭС, из экспортера электроэнергии в ее импортера, Вильнюс кинулся искать пути к энергетической независимости. Мучительно развеивались амбициозные мечты о возведении собственной новой АЭС и также мучительно вызревал план выхода из единой энергетической системы Белоруссии, России и стран Балтии (БРЭЛЛ). Совершить такой выход планируется двумя путями: первый – через синхронизацию электросетей стран Балтии с сетями континентальной Европы с помощью частично уже действующей электроэнергетической смычки LitPol Link между Литвой и Польшей, второй – через энергомост Nord Balt между Литвой и Швецией, проложенный по дну Балтийского моря. Первая часть плана находится еще в стадии доработки, а вот электрокабель Nord Balt проложен и действует.
Даже не специалист понимает, что разрушение БРЭЛЛ – стабильно и исправно действующей системы со стабильно относительно низкими ценами на электроэнергию по долгосрочным договорам с Россией и Беларусью – оборачивается огромными убытками. Энергомост длиной в 450 километров обошелся в 550 млн евро. Его запустили в конце 2015 года. Литва после ограничения прямых поставок электроэнергии из России увеличила ее закупки на североевропейской бирже Nord Pool.
Электорату тогда внушалось, что покупать электроэнергию на бирже гораздо выгоднее, чем зависеть от «кабальных» российских цен. Да, иногда Литве действительно удавалось покупать электроэнергию чуть дешевле, на бирже долгое время наблюдались колебания в ту или иную сторону. Однако в течение второго полугодия этого года, в отличие от 2017 года, на бирже Nord Pool средняя цена на электричество была стабильно высокой и держалась на уровне 47 евро за мВт-час. Для конечного бытового потребителя цена киловатт-часа на бирже составляла уже 11,3 цента, что в Литве тут же отразилось на увеличении стоимости электричества для населения с января 2019 года на 15-20%. Это означает, что цена для бытовых потребителей поднимется в зависимости от применяемого плана до 8,7-14,3 цента за кВт.
За удорожанием электроэнергии неизбежно последует повышение цен
Представляя изменения цен и тарифов на воду, отопление, электричество и газ, власти Литвы акцентировали, что рост цен связан с подорожанием энергоресурсов на рынке, однако он будет минимальным. По их подсчетам, корзинка коммунальных услуг для стандартной квартиры площадью 60 кв. м в многоквартирном доме подорожает «всего» на 15 евро. Вряд ли к такому подорожанию также оптимистично отнесутся граждане страны, в которой большая часть трудящихся с нового года будет получать хоть и увеличенную, но по-прежнему минимальную зарплату (394 евро на руки), а самый распространенный размер пенсии составляет 230 евро и ниже. Кроме того, удорожание электроэнергии отразится не только на коммунальных услугах. Оно ляжет бременем на бизнес, а это значит, что неизбежно последует повышение цен на продукты, промышленные товары и услуги.
На любой бирже цена раз на раз не приходится, она зависит от очень многих факторов. Например, от уровня конкуренции на рынке. Литва, ограничив поставки из России, снизила на своем рынке уровень конкуренции среди поставщиков, что отразилось и на биржевой цене для нее. Кроме того, с каждым годом все сильнее на ценах энергоносителей сказываются климатические изменения в североевропейской части Европы, уже вызвавшие засушливое лето 2018 года и постепенное истощение водных резервуаров норвежских ГРЭС, оказывающих серьезное влияние на цены в рамках биржи Nord Pool. На ценообразование на бирже влияют и глобальные тенденции по росту стоимости энергоносителей, что, в свою очередь, определяет дальнейшие перспективы устойчивого роста цен на электричество. На ценах на электроэнергию в Литве после выхода из БРЭЛЛ может отразиться и сокращение возможностей Швеции по экспорту электричества вследствие реализации планов по отказу от АЭС и переходу к возобновляемым источникам энергии к 2040 году.
Могли ли учесть все эти факторы стратеги политики энергетической независимости Литвы? Могли, если бы они мыслили рациональными экономическими категориями и пеклись бы в первую очередь о благополучии страны и ее граждан. Но литовские «ястребы», под чьим попечительством монопольно находятся две стратегические и самые затратные статьи госбюджета – обороны и энергетической независимости, обслуживают прежде всего геополитические интересы даже не Евросоюза, а напрямую США.
Их главная задача – создавать и нагнетать напряженность на границе с Россией, а главными инструментами для ее осуществления как раз и являются бряцание оружием и мифическая энергетическая независимость. Проводимая ими политика в этих сферах настолько абсурдна и не рациональна с точки зрения экономики страны, что проще и безопасней не разъяснять ее населению, а обратить в нечто вроде объекта слепой веры. И делать это с помощью старательно взращиваемой русофобии с каждым годом все легче.
Вот поэтому в Литве бастующим учителям даже в голову не может прийти попросить отломить им кусочек от бюджетов Минобороны или Минэнерго. А в качестве «защитников» самих учителей выступают как раз те самые «ястребы», обслуживающие совсем не литовские интересы.